Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2016 г.

Чтобы учитель видел и знал

Всё-таки Красноярск — загадочный город. Кажется, с рождения знаешь все его приметы, предметы гордости, парадные безделушки и скелеты в шкафу. Но он продолжает дарить сюрпризы и открывать новые двери. Например, в галерею, картины которой выставлялись даже в Лувре…

Галерея при Институте повышения квалификации работников образования существует ровно 30 лет. В её экспозиции — сотни картин красноярских художников. Здесь бывали многие известные в крае люди, деятели культуры, половина красноярских губернаторов, да и писали об этом собрании картин немало, издан альбом, создан сайт… И, конечно, знают о её существовании все учителя края. Но кто-то, как и я, возможно, откроет это место для себя впервые.

Экскурсию по единственной в стране художественной галерее такого масштаба при учреждении образования провёл Степан АВЕРИН — советник ректора ККИПК, в течение 11 лет возглавлявший институт, а до этого — управление образования Красноярского края.

— Степан Петрович, как начиналась галерея института: была ли это идея одного человека или некое коллективное решение?

— Нет, это не было коллективным решением. У галереи есть основатель — заслуженный педагог края Игорь Поликарпович ПЕЛЬ. Он был очень образованным, интеллигентным человеком, выходцем из учительской семьи. Преподавал литературу в 48-й красноярской школе, затем работал заместителем директора художественного училища имени Сурикова. Там он помогал многим талантливым слушателям, особенно ребятам из села со слабенькими знаниями, и вырастил немало замечательных художников. Всю жизнь общение с художниками было для него внутренней потребностью. Пель часто бывал в мастерских художников, по-настоящему дружил со многими из них, был душой привязан к искусству. Как он говорил сам, «я беседую с картинами, как с людьми». Он был в них влюблён.

А рождению галереи помог случай. Это было в 1986 году. Юрий Евгеньевич ВАСИЛЬЕВ, в то время директор института, должен был встретить очередную столичную комиссию. Интерьер был бедный, а стены на тот момент оказались покрашены страшной зелёной краской. Чтобы немного улучшить вид, Игорь Поликарпович предложил повесить в холле несколько картин. Художник Геннадий Георгиевич ГОРЕНСКИЙ написал пейзаж нужных размеров по заказу института — с этой картины и еще трёх приобретённых полотен и началась наша галерея.

Когда картины повесили на стены, инициаторы увидели, как горячо отреагировала на них институтская публика: слушатели подолгу задерживались у полотен, обсуждали их… Пель и Васильев решили, что это лучший способ рассказывать о художниках, о живописи. Где ещё сельские учителя могут такое увидеть? Картины — это и приобщение к культуре, и краеведение, и представление о нашей природе. Причём возникла задумка собирать произведения только красноярских художников, лучших
из них.

Недавно институт попросили организовать передвижную выставку картин из загашника. А у нас ничего в загашнике нет: мы сразу отбирали самое лучшее и всё сюда вывешивали. Многие отмечают значительность нашей подборки, коллекция института очень высоко оценивается специалистами.

— Сколько картин в экспозиции? Они вывешены только в коридорах института, специальных помещений у галереи нет?

— Около 250. В основном они висят в коридорах, холлах, в учебных классах. А также в коридорах и комнатах общежития, где живут приезжие учителя. Человеку приятно смотреть на картины, а не на голые стены.

Фонд пополнялся постепенно. Когда картин стало достаточно много, мы решили обустроить небольшой Суриковский зал: ведь именно с Василия Ивановича СУРИКОВА начинались красноярские живописные традиции. В этом зале висит большой портрет В.И. Сурикова кисти Валентина Дмитриевича КОРОТКОВА на фоне картины «Боярыня Морозова», постеры «Взятия снежного городка», двух суриковских пейзажей… Конечно, подлинников мы себе позволить не можем: цена одной такой картины сопоставима со стоимостью всего институтского имущества.

В нашем Суриковском зале висят также изображение его усадьбы в Красноярске — акварель Валерия Иннокентьевича КУДРИНСКОГО, и городской пейзаж Людмилы ВОЙНОВОЙ-ЧИБИС, жены художника Константина Семёновича ВОЙНОВА. Старая Николаевка, которая изображена на этой картине, выглядит совсем как во времена Сурикова. Я когда увидел этот холст на выставке, сразу за него ухватился. И мы её приобрели.

— Действительно, выбран такой ракурс, что никаких примет времени, разве что яркий свет в окошках домов…

— Да. Таким Красноярск, думаю, видел и Суриков.

Отсюда, от Суриковского зала, начинается наша галерея. Вот несколько картин с изображениями старого Красноярска. А здесь — пейзажи… Три работы самого Бориса Яковлевича РЯУЗОВА. «Утро. Тишина», «Долина», «Тундра. Морозные дни». Эти картины завораживают. Они были на многих выставках, в том числе за рубежом. Ряузов писал так, как видел. Многие художники пытаются приукрасить пейзаж, но у Бориса Яковлевича яркие цвета появляются только на солнце, а когда нет солнца, краски природы выглядят приглушёнными. Это настоящая северная природа, вечная, мглистая, дремучая.

А это «Вода поднимается» Степана Егоровича ОРЛОВА. Художника уже нет в живых, как и многих других авторов нашей галереи. Эту картину нам подарила его жена, художница Алла Николаевна ОРЛОВА, с которой мы дружим очень давно. В 1992 году она устраивала выставку в Доме художника, и на нас её работы произвели огромное впечатление. Тогда удалось приобрести целую серию натюрмортов. Орлова пишет цветы и травы, и с её букетов в галерее института началась графическая коллекция. У нас есть целая авторская аудитория с её произведениями.

— В аудиториях проходят занятия?

— Конечно. Учителя занимаются среди картин. В институте есть четыре авторских аудитории, где находятся сразу по нескольку полотен: Орловой, Тойво Васильевича Ряннеля, Валерия Иннокентьевича Кудринского, Ильи Дмитриевича Титова.

Пейзажи Ряннеля, почётного академика Академии художеств, висят и в холле. Он любил приходить к нам. Не раз беседовали за чаем и не только. Вот его удивительные саянские пейзажи.

— У основателей галереи были определённые жанровые предпочтения?

— Да, изначально мы собирали именно сибирские пейзажи. Но потом решили, что портреты тоже должны быть в экспозиции. Очень люблю вот этот портрет Короткова, мы назвали его «Тоня». Как-то я оказался в мастерской художника. Как обычно, в мастерских находится по 20-30 работ, и среди них было изображение этой девушки. Портрет нарисован знаете чем? Сангиной на наждачной бумаге. Это значит, что резинкой здесь уже работать было невозможно, все рисовалось набело. Коротков набросал его за два часа, посадив перед собой натурщицу.

А это другой портрет его кисти, изображающий Юрия Васильева, нашего директора, который очень много сделал для создания галереи. Поддержал Пеля, понял, какое это большое и нужное дело. Одухотворённое лицо, умный взгляд — картина притягивает зрителей.

— Портрета самого Игоря Поликарповича нет?

— Видите сову напротив? Художник Владимир Иванович ОКРУХ, мастер работы с деревом, создал эту композицию и назвал её «Мудрость». Так вот, многие считают эту ярчайшую работу портретом Пеля. На самом деле портрет Игоря Поликарповича ещё при жизни написал его самый большой друг Валерий Кудринский, который решил подарить его институту. Этот портрет по праву займёт своё место в экспозиции галереи.

Здесь же, в холле, висят ещё несколько портретов известных людей. Вот портрет народного артиста России Владимира ЕФИМОВА, созданный Константином Войновым, членом-корреспондентом Российской академии художеств. А рядом его картина «Красный яр», которая побывала на многих престижных выставках.

Ещё один портрет принадлежит кисти Тойво Ряннеля: художник запечатлел Виктора Петровича АСТАФЬЕВА, с которым был в тёплых отношениях. Правда, писателю портрет не понравился. Он говорил: что ж ты меня как буревестника революции изобразил, я не буревестник.

Наискосок от портрета Астафьева висит поразительная работа Кудринского. Художник нарисовал на этом портрете своего 90-летнего земляка из Кемеровской области. Мы его специально повесили здесь, чтобы, проходя мимо, люди могли задуматься, что такое жизнь и как её перейти.

Очень люблю пейзажи Ивана Степановича ДАНИЛОВА. У нас три его работы. Сейчас художник живёт в Китае. Рассказывает, что китайцы очень ценят русское искусство. Пишет на заказ, уже оставил там около 200 картин…

А здесь висят произведения Геннадия Горенского. Он единственный из художников, побывавший на Северном полюсе. Пишет сибирскую природу, именно его «Такмак» стал одной из первых картин галереи.

Кстати, картины Кудринского, Войнова, Данилова из нашей галереи в 2012 году ездили в Лувр. Их отобрали для этой выставки в числе произведений лучших русских художников: из шести российских участников трое оказались из Красноярска. Все они получили в Париже высокую оценку, а Константин Войнов — серебряную медаль.

Горенский умер семь лет назад. Вот эта его работа, «На озере Хантайском», на мой взгляд, настоящий шедевр. Как эти лодочки оказались здесь, кто причалил в них к берегу? Эта картина — одна из моих любимых. Когда работал здесь ректором, она висела в моём кабинете.

— Степан Петрович, а для учителей в галерее проводятся экскурсии?

— Конечно! У нас в штате есть искусствовед Елена Юльевна БЕЗЫЗВЕСТНЫХ, она пишет книги, знает всё об этих картинах и художниках.

К нам часто приходят всевозможные делегации. Министры российские приезжали. В советские ещё времена — первые лица края, например Валерий Иванович Сергиенко. И губернаторы здесь бывали. Валерий Зубов, Александр ЛЕБЕДЬ, Лев КУЗНЕЦОВ. Лебедь был в галерее вместе с главами территорий края: у нас в институте тогда проводился небольшой митинг, посвящённый компьютеризации сельской школы. Походил по коридорам, посмотрел на экспонаты. На «Утро» Сергея Викторовича ГУРЬЕВА, единственную в галерее картину с обнажённой натурой, сказал: «Вот это, ребята, настоящий реализм».

Лев Кузнецов интересовался, есть ли у нас связи с художниками, посещаем ли мы мастерские, и сказал, что хотел бы приобрести какую-нибудь картину. Мы подобрали ему шесть-семь работ в мастерских, привезли, показали. Он купил два пейзажа: Валерьяна Алексеевича СЕРГИНА и Антона Аркадьевича ДОВНАРА. Теперь где-нибудь во Франции висят берёзы Сергина и вид на деревню Самково Дзержинского района, в которой родился Довнар.

— Картины обоих художников есть в экспозиции?

— Да, у нас четыре замечательных пейзажа Сергина, которого называют сибирским Левитаном. Среди них — «Весна. Тихий вечер» и «На Енисее. Осеннее утро». Картины написаны крупными мазками, он же не кисточкой, а лопаточкой работает. Произведения его есть во многих частных коллекциях, и не только в России.

— Сергин живёт в центре Красноярска, я его часто встречаю. Он выглядит как раз так, как в нашем представлении должны выглядеть художники: берет, борода, не хватает только мольберта через плечо…

— …а рядом с моим домом находится его мастерская. Бывал у него в гостях много раз — очень яркие впечатления.

Картина «Ночи в тундре» Антона Довнара — одна из тех, с которой начиналась галерея. Есть и другой Довнар, но не принадлежащий институту — вдова передала нам коллекцию картин на экспонирование. Хотели бы кое-что приобрести, но Нина Васильевна пока не хочет с ней расставаться.

Часть произведений в галерее также висит по договору: мы даём гарантию их сохранности и вывешиваем в экспозиции. На таких условиях размещены у нас несколько полотен Довнара и 10 работ в авторской аудитории Ряннеля: с его дочерью Ларисой мы подписывали договор на три года, и сейчас срок продлён ещё на три года.

Почему нам вообще удаётся собирать картины? Во-первых, художники знают, что мы размещаем только полотна высокого уровня. А во-вторых, на их произведения здесь действительно смотрят! На выставках бывает по нескольку посетителей в день, а у нас постоянно новые люди, в год картины видят более 15 тысяч человек. Поэтому авторы всегда идут нам навстречу, особенно не торгуются. И часто дарят свои работы. Вот три картины дивногорского художника Владимира Алексеевича ФЁДОРОВА — прекрасные сибирские пейзажи. Один из них он нам подарил.

Появляются в галерее и произведения молодых мастеров. Недавно приобрели у Елены ИЛЬЕНКОВОЙ два таёжных пейзажа. Яркие, интересные работы.

А эту работу, «Фиеста», подарила нам молодая красноярская художница Елена ЛИХАЦКАЯ, которая теперь живёт в Америке. Побывала в нашей галерее прошлым летом, была восхищена тем, что увидела, и решила преподнести в подарок свою картину.

Подарком галерее была и работа в технике батика Валерия Александровича ПИЛИПЧУКА. «Ожидание "Титаника"», символическое произведение… Художник с нами дружил, писал стихи. Ещё несколько его композиций украшают коллекцию института, и одна из моих любимых — батик, на котором изображена Караульная сопка, один из символов Красноярска.

Если вспомнить о символах, то очень интересны произведения с мотивами наскальных рисунков. Евгений Сергеевич АННИНСКИЙ, заслуженный учитель России и старейший научный сотрудник музея археологии, освоил технику эстампажа наскальных росписей. У нас висят несколько его копий древних петроглифов. А рядом — картины Владимира Феофановича КАПЕЛЬКО, на которых изображены давно ушедшие под воду Красноярского водохранилища наскальные рисунки. Художник много лет провёл в экспедициях вместе с археологами. «Петроглифы» — так называются и керамические работы Сергея Евгеньевича АНУФРИЕВА, который сейчас возглавляет Союз художников края.

Всех больших художников, картины которых есть в галерее, в коротком разговоре не перечислишь. Вот несколько картин Юрия Дмитриевича ДЕЕВА. «Суббота. Банный день» и «Мыслитель». А ещё постер «Дед ушёл от бабки». Работа Андрея Геннадьевича ПОЗДЕЕВА в нашем собрании всего одна, «Гладиолусы» — картина с потрясающим настроением. От неё словно исходит заряд энергии.

Ю.Деев

Ю.Деев

А. Поздеев

А. Поздеев

Завершаем мы экскурсию по нашей галерее обычно у композиции «Чаша» Алексея Алексеевича БЕДЫ, которая несколько раз уезжала от нас на выставки. Это символическое изображение жизни, художник словно преподносит людям чашу, наполненную добром.

— Степан Петрович, можно ли говорить о существовании особой красноярской школы?

— Безусловно! И она не просто существует, она очень яркая, содержательная! Подобных мало в России. Все, кто приезжает к нам из других городов, бывают поражены уровнем красноярских художников. Как-то раз у нас были в гостях 27 ректоров институтов из разных городов страны. Ректор Российской Академии повышения квалификации работников образования Э.М. НИКИТИН был так впечатлён, что потом, вернувшись, развесил около своего кабинета несколько картин, подаренных академии в юбилейный год.

А. Беда

А. Беда

— Удаётся ли пополнять экспозицию сейчас?

— 30 лет назад нам удалось «схватить» время, собрать много прекрасных произведений. Сейчас многих художников уже нет в живых, а купить их работы сложно: разошлись по частным собраниям, по музеям… Хорошо пополнилась галерея примерно в 2008-2012 годы: тогда купили более 40 работ. Сейчас времена изменились. В год приобретаем не больше двух-трёх картин.

— Сложно ли институту содержать галерею?

— Конечно, содержание галереи требует определённых усилий. К счастью, температурный и прочий режим в помещении таков, что позволяет картинам находиться здесь без создания особых условий. Есть специалист, который ухаживает за полотнами. Все картины мы одели в рамы, а недавно оборудовали освещение, повесили специальные лампы.

— Степан Петрович, вы много лет занимаетесь галереей, но вашей основной работой всегда было образование. Что происходит в этой сфере сегодня?

— К нам учителя приезжают со всего края, и новая реальность школы не очень радует. Сейчас, например, когда всё образование увязло в отчётах, ни директор, ни завуч не имеют возможности по-настоящему заняться учебным процессом, формированием новых профессиональных компетенций, что необходимо для внедрения новых образовательных стандартов. Общение с учителем исчезает из поля деятельности управленцев всех уровней. Отчёты, отчёты, живой работы с педагогами на месте не стало.

Или, скажем, раньше учителя были заинтересованы в том, чтобы поделиться своим опытом, чтобы во всей школе математика, к примеру, преподавалась по каким-то новым разработкам. А сегодня, своими ноу-хау особенно, делиться мало кто хочет. Ведь это значит поделиться частью своей зарплаты. Новая система оплаты учительского труда, с одной стороны, стимулирует к поискам, но с другой — разобщает учителей. В школах уже нет той атмосферы взаимовыручки, единения, что была прежде, а это означает, что в ней учатся и такие же разобщённые ученики.

— Повышать квалификацию обязаны в институте все учителя?

— Конечно. Раньше это было обязательным раз в пять лет, теперь один раз в три года. Так что мы много работаем и всегда ждём наших слушателей. И новых зрителей нашей галереи.

— А обычные красноярцы могут посмотреть экспозицию?

— Да, обращайтесь. Нужно заранее связаться с институтом, рассказать о своём желании посетить галерею, и мы с удовольствием проведём экскурсию для всех ценителей живописи и творчества красноярских художников.

Татьяна АЛЁШИНА