Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2018 г.

Памятник рукотворный

25 марта, вторая половина дня. Передо мной суровая махина Красноярской ГЭС. Тишину нарушает только Енисей... А 55 лет назад здесь было шумно: ещё не было нынешней плотины, зато присутствовало множество людей и ревели моторы сотен машин. Здесь тогда творили историю.

Следил весь мир

25 марта 1963 года строителями Красноярской ГЭС был впервые перекрыт Енисей. Современники сравнивали это событие с первым полётом человека в космос. Не случайно гидростроителей в числе первых поздравили как раз первые космонавты нашей страны — Юрий ГАГАРИН (ровно через полгода 25 сентября он прилетит в Красноярск и побывает на строительстве ГЭС), Герман ТИТОВ, Андриян НИКОЛАЕВ и Павел ПОПОВИЧ. Их «Космический привет» опубликовала главная газета страны «Правда»: «Во время космических полётов мы видели с большой высоты просторы Сибири, видели и Енисей и можем засвидетельствовать лишний раз, что это действительно огромная и могучая река. Померяться силами с этим гигантом могут только советские богатыри, вдохновлённые идеями партии, вооружённые передовой техникой…».

Вот лишь несколько выдержек из писем, которые потоком шли в то время на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку со всей страны.

«Радио приносит волнующие вести с берегов Енисея. И мне очень хочется к вам, чтобы бороться с теми трудностями, которые преодолеваете вы. Могу ли приехать, чтобы принести хоть маленькую пользу?» Нина Калашник, портниха. г. Полтава, Украинская ССР.

«Честно признаюсь: мне много раз снились Дивногорск, стройка. У вас трудные бои — как это здорово!.. Работал токарем, теперь на тракторе. Хочу испытать себя в настоящем, большом деле». Николай Кучевой, тракторист. Калининская область.

Всего за 5 месяцев до этого, в разгар Карибского кризиса, мир реально стоял на пороге ядерной войны между СССР и США. «Вечером 27 октября 1962 года я думал: увижу ли завтра восход солнца?» — вспоминал позднее министр обороны США Роберт Макнамара. И вот спустя менее полугода, в марте 1963-го, «Правда» цитирует министра внутренних дел США Стюарта Юдолла: «Я сожалею, что в прошлом году у группы американских энергетиков (летом 1962-го Юдолл возглавлял их поездку в СССР), осмотревших огромную плотину в Братске, не было времени посетить сооружение в Красноярске, которое становится теперь плотиной крупнейшей в мире гидроэлектростанции. Всем, кто был связан со строительством Красноярской плотины, следует воздать хвалу за то, что они совершили на Енисее».

Среди множества посланий и поздравлений тех дней в газете «Красноярский рабочий» за 26 марта 1963 года я обнаружил вообще уникальное поздравление, хотя уникальность его не в тексте, достаточно типичном для тех лет, а в авторах: это старые большевики (вступившие в партию в 1903-1918 годах), дореволюционные политические ссыльные и красные партизаны Красноярского края, проживавшие на тот момент в Москве!

Перекрытие или…

Газетные публикации и их заголовки накануне перекрытия очень похожи на военные сводки Совинформбюро: «Накануне генерального сражения», «До штурма — считаные дни», «Вперёд, товарищи!», «На исходных рубежах», «Хоть завтра в бой»…

Полдни яростно ярки,

солнцем пахнут ветра,

в звонкий колокол марта

бьёт призывно весна.

В первый раз заарканен,

с каждым часом грозней,

бьётся в тесном проране

богатырь-Енисей.

Полдни гулки и жарки,

солью ветер пропах,

парни скинули шапки

и дошли до рубах.

И как гул канонады,

с каждым часом слышней

эхо чёткой команды:

— Перекрыть Енисей!

За скромной подписью этих строк «Владилен БЕЛКИН, каменщик» — будущий почётный гражданин Дивногорска, почётный работник культуры Красноярского края и член Союза писателей России.

А вот стихи рано ушедшего из жизни поэта Николая РЯБЕЧЕНКОВА (1941-1995). В 1961 году он приехал на строительство Красноярской ГЭС.

Я мало в этой жизни сделал,

но все ж судьбой не обделён

зелёным ветром, снегом белым,

простором четырёх сторон.

И, знать, в одном моё спасенье,

за то судьбою я храним,

что воду пил из Енисея,

встав на колени перед ним.

Но вернёмся от лирики к прозе. Рубленая фраза «Перекрыть Енисей!» многими людьми тогда воспринималась и по сей день воспринимается буквально. Хотя любой человек, хоть раз видевший нашего красавца, понимает: перекрыть ЭТО невозможно!

На самом деле 25 марта 1963 года перекрывали «быстрый поток» Енисея (проран) у правого берега шириной 33-34 метра. А «заходить» в реку гидростроители стали ещё 8 августа 1959 года, когда началось сооружение верхней перемычки левобережного котлована. Менее чем за год был отсыпан гигантский прямоугольник левобережного котлована, и после его осушения там начали возводить нижнюю часть будущей плотины. А воды Енисея продолжали свой бег в суженном русле.

Направление воды через построенные водопропускные сооружения левобережной части будущей плотины (так называемую гребёнку), перекрытие прорана и начало сооружения правобережного котлована для строительства в нём второй части плотины первоначально были запланированы на октябрь 1962 года. Однако стройка (в основном её «тылы» — обеспечение, строительство автомобильной и железной дороги от Красноярска) отставала от графика, плюс понадобились внеплановые работы со скальным основанием плотины, не предусмотренные проектом.

— К лету 1962 года стало совершенно ясно, что в октябре перекрытие Енисея осуществить уже невозможно, — вспоминал позднее главный инженер «Красноярскгэсстроя», Герой Социалистического Труда Евгений ДОЛГИНИН. — Встал вопрос, что делать. Перенести перекрытие на год — это перенос на год ввода первых агрегатов. Допустить это мы не могли. Тогда и возникло неординарное предложение — осуществить перекрытие Енисея в зимних условиях (в марте 1963 года). До нас никто в мире не перекрывал реку зимой в условиях сурового климата. Прежде всего, неизученным было поведение льда и шуги, образующейся на открытом участке русла, неясным было их влияние на распределение расходов воды между «гребёнкой» и оставшейся частью русла, а следовательно, и скоростные режимы на завершающем этапе перекрытия, и необходимые крупность и объём скального материала и бетонных блоков, и требуемые темпы их отсыпки в воду. Правда, были и положительные моменты в пользу зимнего перекрытия — в марте расход воды в Енисее минимален (примерно в два — два с половиной раза меньше, чем в октябре).

Пионеры недетской задачи

В сообщениях 55-летней давности и в исторических заметках по сей день периодически, правда, без уточнения сути, пишут, что Енисей на строительстве Красноярской ГЭС был перекрыт «пионерным способом». Речь именно о зимнем перекрытии (или, как вы теперь уже знаете, перенаправлении) реки.

И пусть март — это уже календарная весна, но по историческим сводкам погоды удалось выяснить, что 25 марта 1963 года в Красноярске ночная температура составляла 15 градусов мороза, а дневная поднялась только до минус четырёх. Но самое главное — Енисей в тот момент, за исключением участка со стремниной прорана, был скован льдом. По нему даже ниже перемычки чуть в стороне от потока, судя по документальным фото, спокойно ходили люди! Кстати, на фото, сделанных с правого берега, хорошо видна продольная перемычка, за которой — уже построенная левобережная часть плотины, через которую днём ранее, взорвав нижнюю и верхнюю перемычки, ограждавшие строительный котлован, пустили Енисей. Задача перекрытия — перенаправить туда весь поток самой полноводной в стране реки.

— За ходом работ по подготовке к перекрытию Енисея следила вся страна. На завершающий этап в Дивногорск съехались и представители средств массовой информации, и литературный бомонд нашей страны, не говоря о жителях Красноярска и близлежащих посёлков. Достаточно сказать, что главная газета страны «Правда» организовала в Дивногорске свою выездную редакцию и давала репортажи прямо с места событий, — писал Евгений Долгинин.

Надо сказать, что жилья в Дивногорске тогда не хватало даже самим строителям, поэтому журналисты жили в пассажирских вагонах поезда, специально для этого приведённого из Красноярска. И уж совсем невиданное по тем временам разгара «холодной войны» (вспомните Карибский кризис) решение — на период перекрытия Енисея КГБ снял запрет на посещение Красноярска и его окрестностей зарубежными журналистами!

Помимо корреспондентов ведущих изданий всех социалистических стран перекрытие Енисея активно освещали журналисты левых изданий капиталистических стран. Читая сегодня их откровения, невольно задумываюсь, почему даже тогда, во времена «великого противостояния» двух политических систем, люди радовались успехам и друзей, и соперников? Последние только добавляли азарта конкуренции, стремления сделать ещё лучше, а вовсе не злобы и грязных комментариев, как зачастую, увы, бывает сейчас…

— Больше всего меня поразили тёплые, братские по искренности отношения между строителями Красноярской ГЭС, взаимовыручка, готовность людей на подвиг. Поразили именно здесь, на сибирских просторах, — сказал на встрече с красноярскими журналистами корреспондент L’Humanite Макс Леон.

— Английская молодёжь гордится подвигами советских строителей и желает им больших успехов, — добавил корреспондент Daily Worker (с 1966 года — Morning Star) Питер Темпест. — Что касается меня, то я прямо-таки влюбился в ваш край и в его людей. На этой грандиозной стройке я видел подлинный героизм ваших будней.

Машина с танковым мотором

Март 2018 года. Будни, уже не героические. Красноярская ГЭС, что высится невдалеке, уже не первая по мощи в мире и стране, а десятая и вторая соответственно. И МАЗ-525 (прозванный строителями «четвертаком» за грузоподъёмность в 25 тонн) давно уже не самый большой самосвал в стране. Вон он — стоит недалеко от ГЭС на постаменте, исковерканном вандалами. Прочитать можно только «Слава труду!» на бампере, остальные буквы на монументе какие-то уроды отковыряли…

25 марта 1963 года такой МАЗ под управлением Леонида НАЗИМКО (а может, даже именно этот?) в 10 утра начал штурм Енисея. Всего в перекрытии участвовало около 200 самосвалов. Наряду с «четвертаками» это были их младшие братья 5-тонные МАЗы и 10-тонные КрАЗы.

По проекту на перекрытие отводили двое суток, но легендарный руководитель строительства Красноярской ГЭС Андрей БОЧКИН за несколько минут до начала сказал журналистам: «Думаю, часов за 10 управимся». Подчинённые Андрея Ефимовича не подвели — для перекрытия им хватило шести с половиной часов.

А памятник МАЗу создан автотранспортным управлением КрасноярскГЭСстроя по проекту Красноярского художественного фонда в 1981 году, и он внесён 24 декабря 1986 года в перечень охраняемых объектов культурного наследия регионального значения. «Звезда» былых теле- и фоторепортажей сегодня переживает, увы, не лучшие времена. И хватит ли жизни уникальной машине, чтобы дождаться, наконец, не вандалов, а реставраторов?

Кстати, такие самосвалы — «визитная карточка» всех великих советских строек 1950-60-х годов. У него под капотом дефорсированный дизель семейства В-2 — уникальный случай применения танкового мотора, такие же дизели стояли на легендарных Т-34, КВ и ИС. Он вообще из более чем 6 тысяч выпущенных МАЗ-525 ЕДИНСТВЕННЫЙ УЦЕЛЕВШИЙ! Даже в автомобильных музеях и на самих МАЗе и БелАЗе (этот самосвал выпускали оба завода) таких машин нет! Есть люди, которые специально (!) приезжают посмотреть на этот раритет.

Вообще, по прошествии лет среднестатистический красноярский обыватель двойственно относится к Красноярской ГЭС. Будучи за пределами края, не преминет отметить, что именно она наряду с часовней и мостом изображена на 10-рублёвке. А принимая иногородних гостей дома, при возможности свозит их сфотографироваться на фоне монументального сооружения. И тот же самый обыватель бесконечно жалуется на то, что при заполнении водохранилища были затоплены обширные территории, что электричество у нас так и не стало дешёвым, что Енисей зимой в черте Красноярска не замерзает, а летом, наоборот, холодный… Чаще это говорят люди, которые родились уже после появления ГЭС, и как было на самом деле прежде — просто не знают. Так давайте смотреть в глаза фактам.

До и после

Чем был Красноярск до возведения одноимённой ГЭС? Заурядным центром незаурядного края, медленно расстающимся со своим сельско-деревенским укладом жизни в результате эвакуации сюда в годы войны промышленных предприятий и разных организаций.

В 1956 году (начало строительства Красноярской ГЭС) население Красноярска почти равнялось иркутскому и составляло 328 тысяч человек. К моменту сдачи станции в эксплуатацию в 1972 году оно выросло более чем вдвое и превысило 700 тысяч человек — Иркутск остался далеко позади. А наш краевой центр, в том числе благодаря появлению сверхмощного источника электроэнергии, ускоренными темпами продолжал превращаться в производственный, научный и культурный центр Сибири.

Ещё убедительнее цифры развития экономики всего края. За период с 1965-го по 1975-й годовой объём производства сельскохозяйственной продукции вырос у нас на 30 процентов, а промышленного производства — в 2,5 раза. Среднегодовая зарплата рабочих и служащих увеличилась на 60, а колхозников — на 80 процентов.

Да, водохранилище ГЭС затопило 132 населённых пункта, в том числе три районных центра. Но самые крупные из них были отстроены на новом месте. А с другой стороны, знаете ли вы, сколько деревень перестали существовать у нас за последние годы? В 2010 году в ходе Всероссийской переписи населения в Красноярском крае было выявлено 16 ставших только с 2002 года полностью необитаемыми деревень и 121 населённый пункт с населением 10 человек и менее. А в 2009-2017 гг. с карты Красноярского края исчезли 19 населённых пунктов. Безо всякой ГЭС…

Что ещё? Не замерзающий зимой Енисей — это, безусловно, проблема и просчёт проектировщиков, которые полагали, что полынья ниже ГЭС будет не более 30 километров, а она растянулась в среднем на 300. С другой стороны, в ставшем более влажным микроклимате с более тёплой зимой и более прохладным летом родилось и выросло не одно поколение красноярцев, для которых именно эти условия естественны, а вот более континентальный климат «как раньше» — непривычен.

Кроме электроэнергии Красноярская ГЭС дала одноимённому городу и краю относительно стабильный уровень Енисея, тогда как разной степени разрушительности наводнения прежде были в порядке вещей каждой весной.

Теперь по поводу невозможности купания в Енисее из-за ставшей холодной воды… Вообще-то, соваться в такую мощную своенравную реку рискованно! А пляжи и купание и прежде были организованы в более спокойных и тёплых водах протоки острова Посадный (напротив Центрального парка) и Абаканской протоки на острове Отдыха.

Зато рукотворное Красноярское море (второе по объёму искусственное водохранилище в России после «моря» Братской ГЭС) образовало множество живописных заливов и километры пляжей — замечательные и пока ещё слабо реализованные возможности для развития отдыха и туризма не только регионального, но и национального масштаба!

Или вот ещё: представить себе яхт-клуб на Енисее ранее не смог бы даже человек с буйной фантазией. Теперь же на Красноярском море ежегодно проходят регаты, и уровень подготовки некоторых красноярских яхтсменов позволяет им ходить Северным морским путём, организовывать кругосветные путешествия.

Ягодка опять?

Прошло 55 лет с момента перекрытия Енисея. А непосредственно сама Красноярская ГЭС отметила своё 45-летие с момента принятия госкомиссией в эксплуатацию немного раньше — в июле прошлого года. Несмотря на всю свою брутальную внешность, она всё-таки особа «женского рода» и значит, вполне соответствует русской поговорке.

Сегодня станция входит в состав холдинга «ЕвроСибЭнерго», уже на протяжении многих лет на ней идёт непрерывный процесс модернизации и обновления. Совсем недавно завершены испытания и поставлен под нагрузку гидроагрегат № 9. Он стал первым, на котором заменили гигантское рабочее колесо турбины (на Красноярской ГЭС самые большие и тяжёлые в России турбинные колёса — 244 тонны и 8,5 метра в диаметре).

— На данный момент перед нами стоит задача разработать программу комплексной модернизации оборудования всех наших ГЭС на период до 2040 года. Для Красноярской ГЭС мы предлагаем продолжить дальнейшую замену рабочих колёс, а также замену блочных трансформаторов, роторов и статоров генераторов, — сообщил недавно журналистам новый генеральный директор АО «Красноярская ГЭС» Сергей КУЗНЕЦОВ, одновременно возглавляющий ООО «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация» (управляет Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС).

Пока же за счёт реализации первого этапа программы «Новая энергия» (замена рабочих колёс турбин) сибирские гидростанции «ЕвроСибЭнерго» — Красноярская, Братская и Усть-Илимская — уже к следующему году увеличат производство электроэнергии на 1,5 миллиарда киловатт-часов в год, пропуская через турбины тот же объём воды. Эта энергия может заместить энергию тепловых электростанций и сократить выбросы парниковых газов угольных электростанций на 2 миллиона тонн в год, что благоприятно отразится на экологической обстановке в сибирских регионах.

Андрей КУЗНЕЦОВ