Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2021 г.

Снять контекст, «опылиться» — и опять «опоздать»

На странице генерального директора Федерации креативных индустрий Игоря М. НАМАКОНОВА ВКонтакте можно прочесть трогательную историю, которая многое объясняет про то, чем он занимается: «Мой отец вышел на пенсию и не мог заниматься трудом, которым зарабатывал до этого 40 лет. Я выступил его персональным трекером и помог сориентироваться в реалиях нового креативно-индустриального времени. Мы вспомнили его многолетнее увлечение — создание картин из проволоки, начали постепенно восстанавливать этот процесс. И после первой картины он уже получил заказ. Сейчас каждый день он делает картины и не вспоминает, что несколько десятилетий занимался тяжёлым ручным трудом. Я хочу, чтобы для каждого открылась возможность такого перезапуска».

В перерывах между пленарными дискуссиями Российской креативной недели, которая прошла в Красноярске в конце ноября, мы говорим с Игорем Намаконовым о перспективах развития креативных индустрий в регионах и о творчестве как таковом.

Фото Павла АНТОНОВА

Фото Павла АНТОНОВА

— Игорь, творчество заложено в каждом человеке. Почему же мы не всегда живём творчески?

— Мы познаём себя через контакт с внешней средой: что можно или нельзя, что доставляет радость или негативные эмоции. В течение жизни формируется определённая позиция, взгляд на мир, и мы какие-то вещи перестаём пробовать, а начинаем воспринимать как данность. Чем старше становимся, тем меньше пропускаем через себя. В момент, когда человек как бы со всем разобрался, начинаются проблемы. Это блокирует процессы, которые называют творчеством, креативностью. Но это, кстати, разные понятия.

— Давайте разделим.

— Творчество — это интерпретация окружающего пространства. Я смотрю, например, на лес и его как-то рисую. Мне всё равно, нравится он кому-то или нет, это моё видение. Сейчас у вас в Музейном центре выставка Саши Фроловой «Формы чудесного». В описании говорится: искусство — чтобы создать впечатление. Нет смыслов, нет идей, смотрите, чувствуйте.

Креативность исходит из более продуманного подхода. Это прикладное творчество, всегда отвечающее на конкретные задачи творческими инструментами. Креативность вышла из психологии и сразу перешла в профессиональную среду, где в полной мере реализовалась в рекламе. А дальше начала разрастаться в разные сферы, перешла в творческие сектора. Например, музыка стала прикладной. Она даёт продукт или артиста под запрос сообщества. Пример — команда Black Star Inc. (российская продюсерская компания, — прим. ред). У них нет задачи открывать то, что в традиционном смысле считают талантливым, они запускают артистов под запрос публики.

— Вы поэтому из журналистики в рекламу ушли, ради продуманного креатива?

— Журналистом я работал, будучи студентом. Но поскольку я ещё и хорошо организовываю процессы, меня заметили и позвали в рекламное агентство, где в том числе значительно лучше платили. Когда я писал тексты, я тоже генерил — жанры, форматы, истории. Не само письмо было важно, а важно выразиться через что-то новое. Просто писать стало недостаточно. В рекламе был и копирайт, и форматы, и бесконечные новые задачи, там я и остался.

— Почему вы не делаете запуски в Инстаграме?

— Я человек старой школы, жил в нескольких эпохах: помню Советский Союз, переходные 90-е, учился в нулевые. В «десятых» у меня уже было предприятие, а в «двадцатые» я вошёл как инфраструктурный игрок.

Есть вещи, которые не имеют моды, в этом смысле я привязчив, люблю вкладываться в то, что потом работает долго. Это связи, контакты, сформированные отношения, взаимодействия, важные инфраструктурные процессы.

Инстаграм — контекстуальная, реактивная деятельность. У меня 11 лет работало агентство, где мы в таком формате и существовали: запускали отдельные проекты для Google, в частности русскую версию портала YouTube и так далее. Как это работает, я чувствовал и даже снимал ролики на YouTube, когда ещё в него никто не верил в 2007 году. Но не хватало смысла, который я мог бы транслировать там. Поэтому я занялся предпринимательством. А сейчас реализую себя в развитии креативных индустрий России.

— Буквально на этой неделе вы провели финал конкурса «Театр без границ», сейчас вы в Красноярске на «Российской креативной неделе», только что у вас вышел новый видеокурс по развитию креативности на платформе ArtTeam, занимаетесь вопросами федерации…

— Да, это мой формат, моя динамика. Это соответствует моей природе. Мне важно формулировать, реализовывать задуманное и затем видеть, как этим пользуются другие люди.

— А реклама этого не давала?

— Возьмём один из самых топовых наших проектов в агентстве Most Creative Club — приседания в метро (накануне Олимпиады-2014 в московском метрополитене запустили аппарат, продающий билеты на поездку за 30 приседаний. Цель: приобщить обывателей к спорту, — ред.). Проект взорвал сети, а его механика растиражирована по миру. Подготовка проекта длилась месяцев шесть. Длительные согласования, разработка механизма, бесконечные переговоры с Олимпийским комитетом России и с руководством метро, много вдумчивой подготовки по логистике. Аппарат постоял месяц в метро, а затем уехал в фойе здания Олимпийского комитета, где до сих пор в углу пылится, никому не нужный. За этим пылящимся технологичным саркофагом работа большого количества людей, которая могла быть направлена на что-то более созидательное и долгосрочное. А я напомню, что далеко не каждый проект в рекламе так выстреливает. Это редкость.

Я сделал больше тысячи проектов разного масштаба за 20 лет в индустрии рекламы и понял, что часто это расходование энергии, которое ничего после себя не оставляет. Мне этого стало мало.

— Первая ваша книга «Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач» стала бестселлером. А сейчас вы пишете
и для детей. Почему для вас важно нести знания не только взрослым?

— Как я уже говорил, нужно поддерживать креативность в каждом человеке, не давать угаснуть. Здорово, когда это делается с детства. Это как со здоровьем: мы по-настоящему задумываемся о его ценности, когда приходится оплачивать обследования и лечение; а когда всё в порядке, часто не обращаем на него внимания.

С креативностью то же самое: ребёнок её не замечает, становится старше, а потом раз — и человек уже обусловлен общественными парадигмами и клише. Если бы никто не выветривал из себя креативность, а осознанно развивал, как тело, то к 20-30 годам мы бы открывали абсолютно невероятные свои творческие и интеллектуальные возможности. И в мире было бы куда больше счастливых людей (на странице Игоря в ВК кредо звучит так: «Мы становимся сильнее в том, что тренируем»,— ред.).

Образование в России клиширует людей (это данность без оценки). Но это точно не соответствует времени. Началась эпоха креативных индустрий. Человек должен быть генератором, от каждого нужны идеи.

В любой профессии нужно задавать себе вопрос — что дальше? Если кассир в супермаркете живёт вне контекста, не задумывается о том, что в пяти метрах от него уже стоят пункты самостоятельной оплаты, не понимает, что через несколько лет будут только такие аппараты, то это вопрос самоидентификации и здравого смысла. Если человек в такой ситуации не меняется и не ищет новой точки роста, действует по инерции, его это погубит.

Сейчас слово «стабильность» подменило естественный ход эволюции. Считаю, что людям нужно перепрошиться и заменить «стабильность» на «устойчивость». Это про адаптируемость к переменам. А стабильность означает, что ты закрепился в определённой позиции. Стабильное ломается под воздействием контекста. Придут роботы, и всё. Или пандемия, с приходом которой все минусы во всех сферах обнажились автоматически.

Намного проще и важнее заложить корректное видение и подход к саморазвитию в молодые, детские мозги, чем менять взрослые. Да и посмотрите, как привычки подростков в наше время быстро становятся мейнстримом. На примере ТикТока это хорошо заметно.

— Как быстро будет происходить адаптация общества к креативу?

— Небыстро. В Британии логика и интеграция креативных индустрий в общество и экономику формировались в течение 30 лет. Там вовремя посмотрели: промышленность падает, мир начал оцифровываться. Люди иначе стали всё воспринимать. В других европейских странах это поняли в нулевых. И сегодня они имеют экономику, основанную на добавленной стоимости за счёт креативности, активно эксплуатируют интеллектуальную собственность.

А мы, смотря туда, хотим это сделать за несколько лет. Когда главы регионов планируют достичь отметки 15% валового регионального продукта в креативных индустриях за 4-5 лет, мне непонятно, как они это посчитали. Это в том числе показывает, что иногда у нас хотелки сильнее здравого смысла. Мы торопимся что-то делать, потому что есть ощущение, что завтра это может стать неактуально. А должно быть так: стартуем и 30 лет не сходим с этого пути. Не станем через пару лет метаться в другие темы, а об этой забывать.

В стране есть высококачественный человеческий капитал, команды, профессионалы отрасли. Нужно выявить их, поддержать, дать развиваться и набирать обороты. За 10 лет сфокусированной и стабильной работы они его наберут! К этому моменту появится инфраструктура, полноценный рынок, крепкие связи. Таким образом придём к результату. Долгоиграющей перспективой мне и нравится эта тема. Если я пойму, что поезд начинает сходить с рельсов, перейду в другую область.

— Не получится так, что на заманчивую перспективу притянутся некомпетентные игроки рынка?

— Креативные индустрии невозможно оседлать одной группе или одному человеку, в этом их специфика. Это сетевая структура с защитной системой. Любое инородное тело в ней может иметь роль, но не повлияет критически в целом.

Удачно сложилось, что креативные индустрии до принятия серьёзных правительственных решений уже развивались около десяти лет, последние два года особенно интенсивно. Креативные индустрии развиваются как стихия и не исчезнут просто так. Если в каком-то регионе, например, не будет поддержки, специалисты отправятся в другой регион. Поэтому все заинтересованы в развитии на местах. В системе, выстроенной на взаимодействии людей, не нужны никакие протоколы. Если у игрока рынка не всё в порядке с репутацией, с ним не будут работать.

— Расскажите о деятельности Федерации креативных индустрий.

— Создание федерации — эволюционный шаг в развитии креативных индустрий России. Официально она появилась в июле 2021 г., а первая встреча 19 учредителей прошла 24 февраля. Нить, которая всех соединяет, — это культура развития интеллектуальной собственности, единое правовое и коммуникационное поле.

Существует много вопросов, которые индустриям не решить по отдельности: всё, что связано с налогами, региональным взаимодействием, межсекторными вопросами, экспортом. Есть темы, которые являются краеугольным камнем в развитии сектора, но ими никто комплексно до нас не занимался. Это обусловило взаимодействие представителей таких разных креативных индустрий.

У нас семь направлений деятельности. Подробно обо всех на сайте creative-russia.ru. Количество и качество событий этого года, интенсивность и результативность очень высокие. Интересно вспомнить. В 2019 году прошёл первый круглый стол, где мы только начинали объединяться, обсуждать, выявлять общие вопросы. Мы стартовали, запустили исследование креативных лидеров России 100 Most Creative Russians («Сотня» — 100mcr.com), провели его, сталкивались с непониманием, зачем это нужно.

Список креативных лидеров России 100 Most Creative Russians благодаря независимой экспертизе помогает формированию доверия к креативным индустриям со стороны крупного бизнеса и государства.

Потом удалось увидеть перспективы развития в рамках исследования. Своё крепкое слово сказала пандемия и обусловила взрывной рост интереса государства к сектору. Ведь творчество и креативность — это антистресс для общества в критические времена, такие как тотальный локдаун. Креативные индустрии стали мощной инъекцией.

— Чем важны такие мероприятия, как «Российская креативная неделя»?

— Общая сформулированная повестка помогает сообществу двигаться в одном направлении. В 2020 году стали активно появляться профильные инфраструктурные организации, как Агентство креативных индустрий Москвы. Мы в федерации выпустили «Сотню», ВШЭ выпустила исследование рынка. Возникло много вопросов к терминологии, реестру КИ. И на «Российской креативной неделе» были чётко артикулированы эти вопросы. Целый год шла общерыночная работа по решению этих вопросов. Итогом первого цикла стала Концепция развития креативных индустрий, которую в сентябре 2021 года подписал председатель правительства Михаил МИШУСТИН.

Дальше встал вопрос — как масштабировать. Креативные индустрии не статичны, уникальны для каждого направления и региона. Соответственно, сейчас совершаем действия в эту сторону. Две повестки нового цикла развития КИ в России — развитие регионов и культуры права.

В соответствии с классификацией ООН к креативным индустриям относятся: кино, видео и фотография, телевидение и радио, музыка, архитектура, реклама и маркетинг, дизайн, издательское дело, ПО и компьютерные игры, изобразительное искусство, исполнительское и театральное искусство, музеи, галереи и креативные кластеры, ремёсла. Россиийский реестр чуть более широк. (см. стр.13)

А в Красноярске мы презентовали «Сотню» Калининграда, первый в России список лидеров отдельного региона. И это пример для других регионов. Поскольку наши «сотни» драйвят развитие инфраструктуры на местах, дают материал для формирования локальных стратегий, легализуют профсообщество.

— Что нужно, чтобы сделать региональную «Сотню»?

— В первую очередь запрос из региона. Нужно включение инфраструктурного игрока на месте. По поводу Сибири общались с Омском, Тюменью, Красноярском, Иркутском. Пока никто не подписал соглашение. Это большая работа, на которую нужно финансирование, а главное — понимание дальнейшего использования. Это как профессиональная экипировка: глупо покупать её, например, для велосипеда, если не умеешь кататься или не собираешься полноценно и регулярно спортом заниматься. Сначала нужно начать ездить, почувствовать, твоё это или нет, сможешь ли это делать. А экипировка уже потом сделает тебя сильнее и даст основание совершенствовать процессы.

Если нет человека или команды, которые уже сейчас в регионе занимаются креативными индустриями, то это мимо цели. И мы, начав работу в таких условиях, девальвируем значение «Сотни» и сам регион. Если же человек что-то делает, у него есть стратегия или хотя бы тактический план, то обратная связь может этот план усилить. Мы этого не сделаем локально, но можем дать инструменты, чтобы это выявить, и предоставим ресурсы ФКИ для масштабирования процессов.

— Сибирь — большой регион, не в этом ли проблема?

— Мы в начале пути, найти пассионариев тяжело в любом регионе. Масштаб региона вообще не играет роли. Человек или команда играет роль. Кто сделает это в Сибири, тот автоматически станет центром активностей в регионе. Это сделает тот, у кого хватит понимания, что материал нужен для усиления своих позиций, найдёт под это финансирование и включится в работу.

— Как вам Красноярск?

— Есть такой тип камней: снаружи неказистые, но когда разбиваешь, внутри потрясающий паттерн. На мой взгляд, Красноярск такой же: не сформулированный, не гармоничный город, но есть удивительные отдельные точки и пространства. Это всё, что связано со Столбами, это Институт гастрономии в СФУ, рельеф города, горы как таковые, все смотровые площадки, музей «Площадь Мира» со всеми странными, но интересно сочетающимися экспозициями, «Каменка» как пространство, Енисей-мост-остров. Они дают другие впечатления от города.

Точки есть, но их надо находить, собирать в собственный маршрут. Это как в траву кинуть жемчуг: он там есть, но трудно собрать. Совершенно определённо здесь есть что развивать. Исходный код хороший, и для развития креативной среды всё уже имеется.

То, что мы делаем для креативных индустрий, может быть ролевой моделью для любого сообщества. У нас появились объединения, которые начали взаимодействовать и за год-два динамично продвинулись. Никакого понимания не было, потом произошёл резкий скачок, потому что люди планомерно работали и вдумчиво подходили к делу.

Каждая наша экспертная встреча заканчивается новыми выводами. На первой нашей панельной сессии тут, на Креативной неделе, мы даже отметили особенность взаимодействия: нам нужно собраться, снять контекст, «опылиться» — и опять «опоздать». Это значит, что пока мы делились опытом на сцене, каждый уже что-то придумал новое, скоро он это реализует, и нужно снова собираться делиться результатами. Получается, что даже ещё и не закончив дискуссию, мы уже опоздали. И это круто.

Судя по количеству людей на форуме, Красноярск тоже включился в этот процесс.

Анастасия АНДРОНОВА