Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2021 г.

Четыре признака поколения Z

У них в одной руке гаджет, в другой — наше будущее. Лейтмотив всех событий Российской креативной недели в Красноярске — поколение Z. Сейчас им от 12 до 26 лет. Это первые дети, которые родились и выросли при смартфонах и скоростном интернете у их родителей. «Зумеры» в ближайшие 10 лет будут менять мир. Они серьёзно перестраивают отношения «работодатель — подчинённый», выбирают другой образ жизни для своей семьи, диктуют ценности красоты, комфорта и внимательного отношения к собственной личности. Некоторые принимают их честность за эгоизм, другие обвиняют в инфантильности. Эксперты призывают отказаться от банального «куда катится молодёжь!», а с интересом наблюдать, куда она придёт и приведёт нас.

Признак первый. Выбирают не уроки, а истории

То, что современное поколение не любит учиться — это миф. Другое дело, что гораздо моднее называть учёбу саморазвитием и выбирать способы этого самого саморазвития тщательно. Лекциями и пересказом параграфа сейчас никого не удивишь. Поколение избаловано мультиками, кино, клипами и, естественно, привыкло к увлекательно упакованной информации. С другой стороны — зумеры умеют ценить чужой опыт и всё чаще выбирают индивидуальное обучение или небольшие частные группы у известных педагогов-наставников в разных сферах.

— Современные подростки значительно более критичны и требовательны. Их всегда волнует вопрос: «Зачем я это делаю?», — рассуждает Наташа ГОМБЕРГ, руководитель отдела по работе с молодёжью Пушкинского музея в Москве, спикер креативной недели. — Когда в кармане интернет, обесценивается любая другая возможность досуга. Мы, чтобы привлечь ребят в музей, постоянно боремся за качество и изобретаем новые форматы. Стандартные лекции по истории искусства уже в прошлом, наша задача через отдельные реальные истории художников показать: эй, искусство не создавалось для музеев, оно — часть нашей жизни.

Например, знали ли вы, что Клод Моне, когда ему было 13, рисовал карикатуры на учителей и продавал одноклассникам? Ему было совершенно не интересно рисовать природу и солнечный свет. Но нашёлся хороший учитель, который сказал, что вообще-то есть вот такое направление в пейзаже, и, возможно, если Клод этим займётся, то результат будет интереснее, чем деньги на карманные расходы.

Или другая история о Микеланджело, который получает большой заказ и из камня делает статую Давида. Работает два года в одиночестве и потом представляет своё творение толпе горожан. Как люди, не видевшие ничего подобного, отреагировали на такое современное искусство — огромная обнажённая фигура в центре городской площади? Что они кричали, о чём шептались?

Другое важное направление — когда подросток в пространстве музея ищет собственные темы и способы ими делиться. Это видеозарисовки, серии мемов, открытки с изображениями, например, мальчика Давида, который победил великана, и подпись: «Ты можешь больше, чем кажется»! Отличная замена валентинке! Главная задача нового поколения — поиск призвания. И мы хотим обеспечить возможности: побыть экскурсоводом, лектором, маркетологом, вести социальные сети музея!

Эксперты считают, что в десятку самых востребованных навыков будущего входят умение анализировать, популярно писать, но главное — внимательно слушать другого человека. Тот, кто умеет слушать, в будущем сможет рассчитывать на доход на 20-30% выше, чем у остальных.

Признак второй. Гуглят, а не придумывают

— Когда нужно решить конкретную задачу, мои студенты ищут ответ в интернете. Они не держат ничего в головах, от этого, конечно, страдает общий уровень эрудиции, — говорит режиссёр, руководитель центра кинематографии и медиа Казанского университета культуры, спикер креативной недели Алексей БАРЫКИН. — Всё чаще встречаются студенты, которые не читали ни одного стихотворения Пушкина, не знают, что писал Достоевский,

— Такого не может быть, — вырывается у меня.

— Наш любимый вопрос студентам: «Кто написал повести Белкина?». Лет семь назад отвечали, что Пушкин. Пять лет назад, что Белкин. Сейчас всё чаще: «Не знаю». Даже пробовать угадать не хотят!

Алексей Барыкин — педагог и оптимист. Он приглашает в Казань звёзд кино для совместных проектов по продюсированию кино со студентами. В Казань прилетают Александр Балуев, Ирина Купченко, Дмитрий Дюжев. Казалось бы, молодые ребята должны тянуться к медийным лицам, но это же поколение Z. У них — иначе.

— Например, современная девушка хочет петь, как Бейонсе. Раньше бы она сказала: «Да, Бейонсе — звезда! Я буду на неё равняться!» и пошла бы к педагогам по вокалу и танцам. Сейчас девушка подпишется на Бейонсе в Инстаграме, отправит ей сообщение, получит в ответ «Ок» и будет считать, что в принципе Бейонсе не так уж и недосягаема. Да что там, они вообще практически на одном уровне!

— Как же тогда мотивировать?

— Я много показываю и рассказываю студентам, иногда не жду инициативы, а назначаю их на конкретные проекты! Однажды в Казань прилетела актриса Екатерина Гусева. Я рассказываю, что ей нужно построить декорации для фильма, который будет идти в эфире федеральных каналов, спрашиваю, кто хочет участвовать? Из 20 первокурсников руку подняла только одна девушка. Она поработала с Катей один день, пожала плечами и больше не появилась.

Современное поколение сложно вдохновить, потому что они ничего не хотят. Может быть, потому что у них всё есть. Или у них есть иллюзия, благодаря интернету, что у них всё есть. Правда, те, кого я назначил на этот проект сам, потом были в полном восторге! Как будто холодные души отогрелись.

— За счёт чего?

— Благодаря общению и впечатлению от людей, с которыми посчастливилось работать.

— Но ведь это не значит, что поколение в целом менее интеллектуально?

— Они просто заточены на решение других задач! Например, сейчас никто не придумывает персонажей с нуля, из головы. Молодые режиссёры ищут референсы, то есть примеры персонажей в уже снятых кино и заимствуют их. Они быстро и идеально копируют всё: героев, сцены, сюжетные повороты. И сегодня это считается профессионализмом.

Ещё одна тенденция — коммуникационный паралич. Например, студент-режиссёр хочет найти актёров в фильм. По идее, ему нужно позвонить, поговорить, желательно встретиться с актёром, чтобы понять, какое впечатление он произведёт. Сегодня всё происходит по-другому. В социальных сетях есть группа «Актёры. Казань». Студент-режиссёр пишет пост: завтра нужен блондин, вот такой референс, пишите в личку. Всё. Перед съёмкой они даже не созвонятся.

Поколение Z предпочитает писать, а не звонить. Они вполне могут уйти не простившись — из проекта или со встречи. Внешне могут не выражать своих эмоций, даже если разговор вызвал у них живой отклик.

Признак третий. Выбирают хорошее отношение

Зумеры живут другими ценностями. Комфорт, красота в деталях, индивидуальный подход к себе. Это не что-то принципиально новое, скорее, зумеры — первые, кто говорит о своих желаниях, не стесняясь прослыть снобами или эгоистами. Если работа им не нравится, они скажут. И, скорее всего, сделают всё, чтобы её не делать. Для них вполне нормально на вопрос «Почему ты не сделал?» ответить: «Я не смог», «Я устал» или «Я решил устроить себе выходной». Они понимают, что отдых — нормальная часть жизни и обязательно планируют несколько свободных вечеров «для себя» на неделе.

— У работодателя нет рычагов давления: нельзя напугать отсутствием зарплаты или увольнением. Зумеры живут в мире глобализации с рождения, они уже не соглашаются на первый предложенный вариант, наоборот, боятся упустить новые возможности и находятся в постоянном поиске лучших условий, — рассказывает Дарья ЖЕНИХОВА, программный директор Российской креативной недели. — Лучшее, что может сделать работодатель сегодня, — постараться слышать людей из своей команды. Моя ассистент уходит в отпуск третий раз за год. И я могу возмутиться и не отпустить, но какую пользу это принесёт? Если берёт, значит, отпуск совпал с отпуском бойфренда, или надо достроить дачу, да мало ли что! Вам ведь не нужен перегоревший человек? Или человек, который не берёт на себя ответственность, потому что устал. Но мои люди никогда не уйдут в отпуск в разгар проекта. Они заряжены общей идеей, обсуждают её, думают, как улучшить, предлагают — работа становится частью жизни, потому что она тебе интересна.

— Как вы работаете над корпоративной культурой?

— У нас есть общие чаты, их несколько. В один из них я скидываю всё про вдохновение: книги, фотографии, цитаты, объявления о крутом обучении. Несколько чатов для проектов. Все знают, что мне можно написать по любому вопросу, я всегда на связи. Вместе мы часто ходим на выставки, фестивали, потом обязательно идём в бар обсуждать, кто и что понял, подумал. Общие впечатления и опыт сближают.

Сейчас всё реже корпоративы проводятся за столом, компании организуют тренинги, футбольные матчи, рисование, то, что выведет людей из рутины и наполнит новыми эмоциями. Никогда не забываем про дни рождения! Все обсуждают, что можно подарить коллеге, вспоминая, о чём он говорил последнее время, предугадывая желания. Простые, но важные вещи: красивая миска для кота, билет на крутой концерт, оплата обучения, о котором человек мечтал плюс всегда денежная премия от компании на день рождения и на Новый год.

— Молодые сотрудники трудолюбивы?

— Они могут работать много и хорошо, если хотят. Поэтому нужно быть честным. У нас в компании нет рабочего времени, потому что вопросы возникают и поздно вечером, и на выходных. С одной стороны — проекты общие. С другой — навязывать такой график работы всем сотрудникам не честно, потому что бизнес всё-таки мой. Я решаю договариваться. Перед каждыми выходными пишу, кто и когда готов работать. Люди отписываются: могу утром, смогу вечером, могу уделить на выходных два часа. А ещё я сама живу по таким же правилам, как и они. Это как с детьми. Если ты не читаешь, ребёнок читать не будет. Я чётко соблюдаю дедлайны, прихожу на помощь, отвечаю при первой возможности.

— Это про неравнодушие?

— Про общее дело, которое ты строишь с людьми, которые тебе приятны! Мне не нравится фраза — незаменимых нет. Уходит человек — уходит его системность, его часть, которую он привнёс в компанию. Я сформулировала более ста правил ведения проектов, которые соблюдаю сама и прошу об этом свою команду. Они чувствуют меня и относятся по-человечески.

В первую волну пандемии мы никого не уволили и не сократили зарплаты, но шесть человек написали мне в личку: «Даша, если есть трудности, мы готовы меньше получать». Они хотели остаться вместе, и у нас получилось. Я думаю, что сейчас время новой этики — про внимание к человеку.

— А если этот человек постоянно опаздывает, например?

— Тут надо смотреть, чего он приносит больше — вреда или пользы? Если ему всё время можно что-то, а другим нет, начнутся вопросы, на которые придётся отвечать. Сегодня люди ревностно относятся к загруженности. Я стараюсь за этим следить и пишу сотрудникам: «Как у тебя с занятостью? Можешь помочь своему коллеге?».

Зумеры обидчивы. Они требуют похвалы, уважения, разговоров, при этом всё то же самое готовы и отдавать. Эксперты говорят, что эта тенденция ведёт к более устойчивому командообразованию, когда в работе люди находят не только источник дохода, но и социальные связи, друзей, хобби. В карьере всё чаще видят свой способ улучшения мира. Что я делаю? Привношу красоту, объединяю людей в проекты, рассказываю истории, помогаю делать жизнь технологичнее? Грань между рабочим и не рабочим временем будет постепенно стираться.

Признак четвёртый. Отсутствие признаков.

Это была первая креативная неделя, на которой побывали подростки. Они были не просто гостями, а работали в молодёжном пресс-центре. Вели себя деловито: снимали и монтировали, писали, стараясь успеть точно к дедлайну. Задавали вопросы, фотографировались, конечно, выкладывали всё это в сеть: «Я на креативной неделе!». Это были посты про работу и про атмосферу: как было круто, какая хорошая команда, как мы устали, но всё-таки сделали материалы. Ребятам от 14 до 17 лет.

Тимофей приезжал в пресс-центр после олимпиад по физике (третье место в крае), дополнительных занятий в школе в субботу и основных уроков. Он выбирал сложные встречи по урбанистике, городской среде, технологиям, спрашивал экспертов об искусственном интеллекте.

Соня приезжала раньше всех и уходила позже всех. Она решила закончить обучение в школе после 9 класса. Сейчас монтирует ролики для социальных сетей, у неё уже своя небольшая клиентская база. Она зарабатывает и каждый день пишет. Думаю, через пару лет она создаст собственный авторский ни на что не похожий проект по спортивной журналистике.

Другая Соня смело берёт интервью у спикеров. Она спрашивает про то, что не на поверхности. В её репортажах всегда много рассуждений, аналогий и необычных ассоциаций. Соня мечтает быть режиссёром, потому что больше всего любит рассказывать истории.

Влад за три дня сделал всего два небольших материала. Он прекрасно работает один, а в команде — растерялся. И стал думать, в какой момент это произошло и почему.

Лиза все три дня снимала и училась монтировать. Когда работа кончилась, она ещё около часа была в пресс-центре просто так, потому что не хотела уходить. Она правильно питается, пишет посты про мотивацию и на карманные деньги покупает серьёзные обучающие курсы по продвижению в социальных сетях.

Катя, Ваня, Аня, Дима и другие ребята работали во вполне взрослом режиме: брали задание, делали, выдавали результат. У них есть конкретные цели, и они к ним идут.

Они не одинаковые и меньше стесняются быть самими собой, чем я и всё моё поколение. Их работы смелее. Они быстрее переходят на «ты». Они лучше понимают, что в мире ещё ничего не решено, и можно так много чего улучшить и усовершенствовать.

Блиц-опрос гостей Российской креативной недели

Какие три навыка или три привычки стоит освоить сейчас, чтобы через 10 лет быть успешным?

Ольга МИКА, менеджер креативных проектов:

— Вести дневник и перечитывать его, отслеживая перемены и прогресс в себе. Обучиться веб-дизайну, потому что IT проникли во все сферы нашей жизни. Научиться воспринимать критику как дар и без эмоций.

Марина РОМАНОВА, директор Российской креативной недели:

— Не останавливаться в учёбе, потому что мир меняется быстро, нужно приучать себя мыслить масштабно и на несколько лет вперёд. Обучаться и в процессе присматривать себе новое обучение. Это самое важное.

Роман КАРМАНОВ, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив:

— Первое: умение писать и формулировать мысль. Для чего нужно много читать. Это второе. И третье — хорошо ориентироваться в новых медиа: ТикТок, лайк, мета — всё, что появляется нового, должно быть изучено, препарировано лично вами! Ни в коем случае не отворачивайтесь от нового!

Андрей ГЕЛЬМИЗА, директор Московской международной книжной ярмарки:

— Развивать воображение. Способов есть много, один из них — чтение и написание книг как попытка развивать миры и вселенные. Второе — это продолжать изучать окружающий мир, чтобы применить воображаемое на практике. Третье — развивать в себе абстрактное мышление.

Сергей НОВИКОВ, начальник управления Президента РФ по общественным проектам:

— Приучить себя не бояться пробовать. Не стесняться своих идей. Не бояться уйти из университета, если внутренний голос и сердце подсказывают, что выбрать нужно другую специальность.

Павел НИКОНОРОВ, бизнесмен:

— Записывать идеи, которые кажутся тебе классными, для этого всегда носить с собой блокнот или пользоваться заметками в телефоне. Начинать день со стакана воды и 10-15 приседаний. Выполнять свои обещания всегда, а это возможно, только если не обещать что попало.

Ольга СПОРЫШЕВА, учёный:

— Читать биографии великих людей, чтобы понимать, что кризис бывает у всех, и это временное явление, как и успех. Развивать в себе мультипотенциальность. Чаще разговаривать с умными людьми.

Александра СЛАВЕЦКАЯ-МАРКЕВИЧ