Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2021 г.

Бегом в креативные индустрии

«Давно не видели столько улыбающихся людей», — такую характеристику получила «Российская креативная неделя — Сибирь» уже на первом «утреннем кофе» с журналистами. Здесь организаторы, модераторы основных площадок рассказывали, каких экспертов они привезли, что планируют обсуждать, кого особо советуют послушать. И уже здесь стало понятно: будет настолько круто, как Красноярск ещё не видел.

Про уровень экспертов говорили: он сопоставим с уровнем давосского форума. Про актуальность тематики ясно было из названий. И впечатляло, например, что «Красноярск будет первой площадкой, где обсудят метавселенную». А на секции IT «поднимут вопросы будущего, которое наступило». И конечно, ожидалось, что неделя вычленит идентичность креативных индустрий именно для Сибири - в каждой секции предусматривался фокус на сибирский регион.

В целом удивительное настоящее переплеталось с фантастическим будущим, но главное — на любую проблему получалось посмотреть с неожиданной точки зрения.

Здоровый город

Известно ли вам, что представление о городе мечты в высокоразвитых странах и в России отличается? Урбанист и основатель центра «Здоровые города» Артём ГЕРАСИМЕНКО доказал это просто.

Если в Гугле вы забьёте healthy city, то выпадет множество красивых картинок. Пусть это не всегда будут реальные комфортные и экологически чистые города, а скорее визуализации желаний, всё же образ они передают вполне точно. Если же вы введёте в поисковик «здоровый город» по-русски, то картинки будут совсем другие: реклама аптек, реклама муниципальных программ для детей. Не образ будущего, а скорее отчётная графика. Максимум ещё — реклама нового жилого комплекса.

Поэтому шаг первый: хорошо бы нам хотя бы визуально представлять город, в котором мы хотим жить.

Здесь мы столкнёмся с ещё одной неожиданностью. Понятие здорового города у многих ассоциируется со стадионом, не правда ли? А вот стадион-то, напротив, скорее иллюстрирует нездоровую историю про спортивную индустрию. Те, кто едет смотреть матч на стадионе, при этом сами не будут двигаться: возьмут ход-дог, колу, потом снова сядут в автомобиль…

ООН давно признала зависимость между урбанизацией и качеством жизни. И разработала новую городскую политику. Среди главных требований — уделять большое внимание физической активности как самому простому, дешёвому и комфортному для человека способу поддерживать здоровый образ жизни. А это значит, как минимум, что сама организация городского пространства должна заставлять нас двигаться.

Один из спикеров одновременно на сцене и в виртуальной реальности

Один из спикеров одновременно на сцене и в виртуальной реальности

Немного о метавселенных

Это было важно — услышать от экспертов определение термина «метавселенная» и прогнозы: что ожидает человечество в ближайшем будущем. Мнения 15 заявленных участников дискуссии оказались близки, но не во всём. Большинство считает, что метавселенные - новый этап развития цифрового пространства, прыжок в экономике. Другие — что это всего лишь маркетинговый ход, продукт капитализма для уставшего от физической реальности населения, чтобы люди покупали иллюзию богатства, замещающего собой иные востребованные ресурсы — жильё, приобретаемые навыки. «И вообще полмиллиарда человек страдает от голода — откуда вы взяли, что для людей актуальны какие-то метавселенные?» (Антон КУЗНЕЦОВ, научный сотрудник Центра исследования сознания при философском факультете МГУ). И всё же они актуальны.

Эмин АЛИЕВ, руководитель по работе с цифровыми экосистемами Meta: «Метаверс — это набор взаимосвязанных цифровых пространств, включая иммерсивные 3D, благодаря чему вы можете свободно перемещаться между ними и делать то, чего не могли бы делать в физическом мире, и делать вместе с людьми, которые не рядом в данный момент».

Антон ГОРОДЕЦКИЙ, руководитель медиапроекта о видеоиграх PLAYER ONE (MY.GAMES): «Метаверс — это наше представление о развитии интернета в условном будущем: обширная сеть постоянных и обрабатываемых в реальном времени миров и симуляций».

Ирина ШЕХОВЦОВА, руководитель коммуникаций российского офиса технологической компании NVIDIA: «Метавселенная – продолжение физического мира, которое снимает его ограничения. Это фундамент для экономики будущего, где можно создавать много всего, что не имеет отношения к развлечениям, но имеет отношение к тому, как человек проживает свой день уже сегодня. Метавселенная создаёт фундамент для физического мира лучшего качества.

Кому и зачем нужен метаверс? На поверхности: у каждого есть желание проживать свою вторую, третью жизнь, лучшую версию себя. Это свойственно всем без исключения, вне зависимости от того, голодает человек или нет. Каждый в голове проживает эти жизни, и сейчас появилась возможность обеспечить визуализацию этого. Метавселенных будет огромное количество, и будет индивидуальная надстройка той реальности, которую человек хочет проживать помимо своей физической жизни.

С точки зрения экономики уже сейчас компании создают цифровые копии своих производств, чтобы реально оптимизировать расходы и стать конкурентоспособными в мире завтрашнего дня. К 2028 году объём рынка, который будет связан с созданием цифровых двойников, составит порядка 86 млрд долларов. И в метавселенных будут все. Например, Siemens Energy уже создаёт цифровые копии своих электростанций. В этих копиях можно смоделировать, как турбины будут взаимодействовать друг с другом. Это экономит 10% расходов. И если кому-то кажется, что сокращение расходов на 10% — это мало, то он ошибается, это миллиарды долларов. Поэтому большой бизнес уже в метавселенных. А в итоге там будут все».

Бесплатное образование и кадровый голод

Первый тезис директора по продвижению образовательных инициатив компании «Яндекс» Дмитрия РАСТВОРОВА звучал так: «Будущее формируется через образование». Именно поэтому компания продвигает Яндекс.Учебник — бесплатную цифровую платформу для обучения основным школьным предметам. Цель: чтобы любой учитель и вообще любой человек, не только взрослый, но и школьник, мог вернуться к этому контенту в любой момент. Огромное количество материалов, сборников упражнений, индивидуальных заданий, роликов позволит учителю провести качественный незабываемый урок, а ребёнку — подтянуть свои знания. И если вы ещё не знаете об этом ресурсе — самое время его протестировать.

Образовательный аспект присутствовал в каждой теме креативной недели. Как и вопрос переквалификации кадров. Так, прозвучала цифра, что уже сегодня на российском рынке не хватает от 500 тыс. до миллиона айтишников. А если тенденцию не изменить, то через 5 лет России не будет хватать двух миллионов специалистов в области IT. Для погашения такого запроса необходима мобилизация всех региональных систем образования.

Специфика креативности в России

IT (точнее, ПО и компьютерные игры) по классификации ООН относятся к креативным индустриям. Всего в списке ООН 20 наименований. Российский перечень детальнее, и он пополняется. Так, РАНХиГС креативными обозначает указанные ниже области

Архитектурное проектирование, Аукционный и галерейный бизнес, Блоггинг, Гастрономия, Городская среда и ландшафтное обустройство, Дизайн (предметный, графический, промышленный, сервисный, 3D-печать и пр.), Ивент-бизнес, Издательское дело, Изобразительное искусство, Интернет-медиа, Кино, Компьютерные игры, Культурные и развлекательные площадки, Мероприятия, Маркетинг, Мода, Ювелирный дизайн, Музеи, Музыка (исполнительство, продюсирование и звукозапись), Мультимедиа, Мультипликация, Настольные игры, Литературное творчество, Развлекательное и образовательное ПО, Радио, Реклама, Ремёсла, Танец, Творческое и художественное образование, Театр, Телевидение, Туризм, Фестивали и исполнительские искусства, Фотография.

Но в целом у нас пока толком никто не разобрался в креативной индустрии. Тренд заявлен буквально два года назад. Всего лишь два с половиной месяца как утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий. Поправки в закон о культуре ещё только готовятся. Даже банки, которые быстро схватывают тренд и находятся в стартовой готовности, ещё не понимают: какие проекты им поддерживать, куда вкладываться?

По мнению Елены ЗЕЛЕНЦОВОЙ, завкафедрой территориального развития РАНХиГС, креативные индустрии у нас следует рассматривать в пространственном контексте. Россия — огромная страна, и в этом её специфика. Вопросов возникает много: весь ли спектр направлений следует развивать в каждом регионе? Как это связано с развитием городской среды? Как поможет экономике конкретной территории? Интересно, что опыт Запада мы здесь позаимствовать не сможем, именно обширная география требует поиска собственных решений.

Ещё одна отличительная черта России (по мнению Игоря НАМАКОНОВА, директора Федерации креативных индустрий) — низкий уровень самовыражения. Креативные индустрии у нас пока — это высшая математика для узкого круга лиц. Большие проблемы с культурой интеллектуальной собственности — к ней нет уважения. При высоком уровне образованности — низкий процент ВВП на душу населения. Человек обладает интеллектуальным капиталом, но не может его реализовать, как не может и быть потребителем креативных индустрий.

Вообще само понятие творческих индустрий звучит как оксюморон: свобода и конвейер. Как их сочетать? Как это будет проявляться в человеческих биографиях? Как строить свою карьеру? Ответы на все эти вопросы каждому человеку в России, который относит себя к креативному классу, предстоит в ближайшее время найти.

Комплимент властям

В том, что Российскую креативную неделю «затащили» в Красноярск, — большая заслуга администрации края, которая приложила для этого колоссальные усилия. Из-за пандемии мероприятие дважды откладывалось и всё же состоялось. Это важно, поскольку именно сейчас, по словам главы Президентского фонда культурных инициатив Романа КАРМАНОВА, и государство посылает определённый сигнал, и бизнес его услышал, так что многие бренды объявляют гранты на культурные инициативы.

Кстати, интересно признание Романа Карманова в открытом интервью, данном на форуме. Двадцатилетним юношей он занимался рок-музыкой во Владивостоке. И если бы тогда, в перестройку, государство вкладывало деньги в открытие музыкальных студий, в клубы, в инструменты (их негде было купить в России) — мир, возможно, имел бы другую музыкальную индустрию, и не Корея зарабатывала бы на этом миллиарды.

Но сегодня поворот государства к творческим людям однозначен, и этим надо пользоваться. Как отметил губернатор Красноярского края Александр Усс, в сфере творческой индустрии у нас занято свыше 11 тысяч человек, порядка пяти тысяч предпринимателей и организаций.

В рамках «Российской креативной недели — Сибирь» уже подписано соглашение о создании в Красноярске креативного кластера «Квадрат». В него вошли: региональный центр «Мой бизнес», дизайн-агентство «АртСтиль», ООО «ИТЕО», «Ньютон-парк», ИП «Белоус». У организации уже есть своё арт-пространство в центре краевой столицы. Скоро здесь в полной мере начнут работать художественный и керамический коворкинги, мастерская интерактивных решений, архитектурное и дизайн-бюро, типография, театральная студия, школа барабанщиков, клуб социальных танцев и др.

И ещё отметим несколько значимых решений и намерений.

>> Подписано соглашение о сотрудничестве с Роскультцентром и фестивалем-форумом «Российская креативная неделя».
>> Рассматривается создание в Красноярском крае Сибирского представительства Президентского фонда культурных инициатив.
>> В Красноярске намерены открыть первый в России Центр кастомизации и развития fashion-индустрии.
>> Предложено сформировать региональный фонд поддержки кино. Регион уже выделил средства на создание кинокомиссии. Планируется, что уже в 2022 году она проведёт первый деловой форум для производителей кино.

Соб. инф.