Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2022 г.

Тренды в развитии музеев: инклюзия, цифра, коллаборация

Одна из центральных платформ нынешнего Сибирского исторического форума — музейная. Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) выступит соорганизатором трёх секций этой платформы.

— Музеи хранят не только материальные, но и нематериальные ценности или так называемое живое наследие, — рассказывает исполнительный директор ИКОМ России Ольга ЧИСТАНОВА. — Первая наша секция в рамках форума будет посвящена кейсам музеев из разных регионов страны, успешно работающих именно с нематериальным наследием. На итоговом круглом столе поговорим об этике работы с наследием коренных народов. Помимо двух панельных дискуссий и кейс-марафона, посвящённого нематериальному наследию, пройдёт круглый стол на тему музейного бренда. Учитывая территорию, на которой проходит форум, мы постарались сделать содержательное наполнение секций максимально полезным для «хозяев». Поэтому всё, что обсудим, будет обладать прикладным характером для регионов Енисейской Сибири.

— Ольга Максимовна, какие проблемы существуют сегодня в музейном деле?

— На сегодняшний день в России функционирует от трёх до пяти тысяч музеев, разных по подчинению, местоположению, размеру и статусу. И у каждого музея свои проблемы, характерные именно для него и обусловленные вышеупомянутыми факторами. Однако есть и проблемы глобальные, касающиеся всех музеев России. Например, недостаточная материальная обеспеченность, дефицит кадров, определение ключевой роли музея.

Современные музеи становятся культурными центрами, работают на привлечение аудитории, однако при этом сохраняют свою ключевую роль, посвящённую сохранению и популяризации культурного и природного, материального и нематериального наследия. Тем не менее в некоторых случаях нарушается баланс между деятельностью музея по сохранению наследия (то есть выполнение одной из самых важных функций — учётно-хранительской) и музея как места для проведения досуга и привлечения аудитории. Именно поэтому, кстати, с 2020 года национальные комитеты ИКОМ и российского комитета в том числе, да и вся музейная общественность, включены в процесс разработки нового определения понятия «музей». Буквально на днях, в Праге, в рамках Генеральной конференции Генеральной Ассамблеи ИКОМ новое определение будет принято.

— Какие наиболее актуальные для музейного мира тенденции вы могли бы выделить?

— В основе всех проектов ИКОМ России лежит запрос музейного сообщества. Поэтому основные тенденции можно прочитать, исходя из нашей проектной деятельности.

Одна из тенденций — это инклюзия. Музеи должны стать общедоступными для разных категорий граждан. На протяжении уже многих лет ИКОМ России реализует «Инклюзивный музей». Все направления проекта поддерживаются разными фондами. В рамках проекта существует три основных направления: незрячие и слабовидящие (направление поддерживает Фонд президентских грантов), глухие и слабослышащие (Благотворительный фонд Владимира Потанина), посетители с ментальными особенностями (Благотворительный фонд «Вклад в будущее»). Это партнёрские проекты, и в данном случае мы работаем с профессиональным сообществом, привлекая экспертов в той или иной сфере и содействуя тем самым развитию инклюзии в стране.

Также у нас есть успешный проект «Миграции: приоткрывай личное». Он реализован с 2019 по 2020 год при поддержке Фонда президентских грантов, и здесь мы говорим про этническое многообразие, про вопросы миграции, а музеи выступают как центры, содействующие решению проблем негативного восприятия миграции в российском обществе. Несмотря на то что данный проект завершён, мы продолжаем заниматься этой темой.

Во время пандемии у сообщества сформировалась потребность в работе с цифровыми инструментами и технологиями. Реагируя на этот запрос, ИКОМ России и Совет по цифровому развитию при ИКОМ России организовали Школу цифрового развития музеев, поддержанную Благотворительным фондом Владимира Потанина. В рамках проекта мы подготовили онлайн-курсы, и музейные специалисты могли освоить необходимые цифровые компетенции.

Можно выделить ещё одну тенденцию развития в музейном деле — это партнёрство и коллаборации. Сегодня многие музеи создают успешные коллаборации с самыми разными компаниями. Например, музей «Ясная Поляна» создал книгу рецептов Софьи Толстой и позже организовал фестиваль, в рамках которого коллеги вместе с поварами местных ресторанов готовили блюда по рецептам из этой книги. Это, кстати, по сути работа с нематериальным наследием. Есть музеи, которые коллаборируют с театрами. Кстати, на предстоящем форуме в Красноярске в рамках одной из наших секций коллеги из Таймырского краеведческого музея представят совместный проект с театром, рассказывающий о создании спектакля в музейных стенах.

— Ольга Максимовна, насколько в наше время возможен международный обмен?

— Музеи являются культурными мостами и представляют собой возможности для созидания. Поэтому взаимодействие в сфере культуры, музейного дела продолжится, но немного в другом формате — фокус для сотрудничества сместится и акцент перейдёт на страны Востока.

— Интересны ли коллекции музеев из регионов России международным игрокам?

— Безусловно. У нас есть прекрасные кейсы, когда коллеги на Дальнем Востоке сотрудничают с японскими, корейскими, китайскими музеями, обмениваются с ними коллекциями. Наследие России многообразно в силу многонациональности и мультикультурности в стране. Взять хотя бы коллекцию Бурятского краеведческого музея, она богата предметами буддизма и вызывает большой интерес у зарубежных коллег. Хочется отметить, например, каменные изваяния, а также коллекцию таштыкских погребальных масок (выставка «Древние лики Хакасии») из собрания Хакасского республиканского краеведческого музея. Это один из ярких примеров, когда проект чрезвычайно заинтересовал зарубежных коллег, не говоря уже о коллекциях именитых федеральных музеев.

— И напоследок: чего вы ждёте от предстоящего форума?

— Впервые ИКОМ России станет соорганизатором Сибирского исторического форума. И, конечно, самое ценное в подобных событиях — обмен опытом, коммуникация и знакомство с коллегами. Именно благодаря нетворкингу вырастают новые, яркие и интересные проекты.

Вера КИРИЧЕНКО