Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2022 г.

С картинки в твоём букваре

Отправляясь на разговор с краеведом, спросила у своих детей (одна окончила школу, другая в 11-м классе): «Что вы знаете про Красноярск и известных красноярцев, что вам в школе рассказывали?». Дочки назвали три имени: Астафьев, Суриков, Хворостовский; после некоторого усилия вымучили ещё — Дубенский (перепутав с Дубровским). Это всё.

Поэтому разговор с исполнительным директором Союза краеведов Енисейской Сибири Александром ДЕМЕНТЬЕВЫМ повёлся «от печки» — почему школа не учит историю малой родины, разве не с этого начинается патриотизм?

Дементьев Александр Петрович — окончил Красноярский государственный педуниверситет им. В.П. Астафьева, квалификация «Учитель истории» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология». В 2015 году защитил кандидатскую диссертацию «Общественно-политическая жизнь в Енисейской губернии (март 1917 — ноябрь 1918 гг.)». С 2010 г. работает в средней школе № 12 г. Красноярска учителем истории и заместителем директора, с 2019 г. преподаёт по совместительству в Сибирском федеральном университете.

Дементьев Александр Петрович — окончил Красноярский государственный педуниверситет им. В.П. Астафьева, квалификация «Учитель истории» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология». В 2015 году защитил кандидатскую диссертацию «Общественно-политическая жизнь в Енисейской губернии (март 1917 — ноябрь 1918 гг.)». С 2010 г. работает в средней школе № 12 г. Красноярска учителем истории и заместителем директора, с 2019 г. преподаёт по совместительству в Сибирском федеральном университете.

— Александр, историей немногие молодые люди интересуются. Как вы выбрали эту специальность?

— Я понял, что хочу стать историком, как раз в школе, в классе шестом-восьмом. В моём случае это просто: мама — учитель истории. Но дело даже не в её влиянии, мама как раз скептически относилась к профессии учителя. Зато дома было много исторических книг, в том числе для школьного чтения, и я с головой в них погружался.

— Можете вспомнить, что из истории края вы узнали в школе?

— Вряд ли вспомню. У нас и специального предмета такого не было. Конечно, В.П. Астафьева мы знали — нас возили на экскурсию в Красноярск, в Овсянку. Но это ведь скорее по линии литературы.

— Вы родом не из Красноярска?

— Из Саянского района, село Агинское. И про местную историю учителя нам практически не рассказывали. Так, знали какие-то факты, но в систему знаний они не выстраивались. Например, знали, что у нас в районе был Тугачинский лагерь системы ГУЛАГ. Сейчас местные краеведы про него много раскопали материалов. Интересно, что предки заключённых переженились с предками надзирателей. Так всё переплетено в нашей истории.

— Как вы считаете, какие минимальные сведения должен получать каждый ребёнок о крае — какие имена, факты?

— Думаю, все должны знать основание Енисейска, Красноярска как первых форпостов колонизации в крае. Ну, и своего города, села. Но дело тут даже не в датах. Часто говорят: зачем это помнить, всё можно посмотреть в интернете. Но важно не знание, что Красноярск основан в 1628 году, а понимание исторического времени. Я как-то задал этот вопрос — когда основан Красноярск — студентам первого курса, филологам. И из ста человек правильно ответили десять. А были люди, которые отвечали «в 1950 году». Даже не понимаю, что у человека в голове, если он идёт по городу, где есть здания, построенные более 100 лет назад, и называет такую дату. Или наоборот — что основан в XV веке. То есть нет понимания, что тогда ещё не начался период освоения Сибири русскими.

Из исторических имён — скажем, А.П. Степанов, первый губернатор. И опять же не только потому, что он первый. Этот человек — как раз пример не узкого менеджера: приехал, поруководил, получил бонусы и уехал. Степанов действительно прикипел к этому месту, стремился улучшить положение людей, оставить после себя хорошую память. Тот же Центральный парк, ведь это надо было решиться — сохранить в центре города участок леса.

I съезд краеведов, 2021 г.

I съезд краеведов, 2021 г.

Хорошо бы знать благотворителей — Юдина, Кузнецовых, которые много сделали для развития культуры и образования в регионе. В целом надо знать подвижников того места, где живёшь, которые не стали жить как обыватели, а тратили своё время и ресурсы на создание чего-то общественно-важного: музея, больницы, кооператива, школы, научного труда и т.д. Таких имён много: Н.М. Мартьянов, братья Крутовские, И.П. Бедро, В.А. Смирнов, Н.К. Ауэрбах и другие.

— Как передать все эти знания детям, чтобы у них в головах хоть что-то оседало?

— В 2006 г. в школах края в рамках регионального компонента был введён курс «История Красноярского края». Он был обязательным, шёл с 6 по 9 класс. Это хорошая модель — отдельный курс. Но плохо, что образовательная программа не была подкреплена учебниками и хорошей учебно-методической базой.

Для преподавания рекомендовалось учебное пособие «Красноярье: пять веков истории», написанное преподавателями педагогического университета. Это двухтомное издание, грамотное с научной точки зрения, но не приспособленное для ведения уроков по классам. Например, в 7-м классе отдельный урок был посвящён казачеству, а в этом пособии о казачестве в XVII — один абзац. То есть учителю, чтобы 40 минут организовывать деятельность детей на эту тему, нужно самому искать дополнительный материал. Понятно, что 90 процентов педагогов это делать не будут за-за нехватки времени. Есть такая учительская пословица: на одну ставку жить не на что, на две ставки жить некогда. Вот когда «жить некогда», тогда не до региональной истории. Самый простой вариант в этой ситуации — заменить урок по истории края историей России.

— А что сейчас с этим предметом?

— По новым требованиям федеральных государственных стандартов элементы региональной истории включаются в общий курс истории. Допустим, идёт раздел «Россия в XVIII веке». Предполагается, что один из уроков должен звучать как «Мой край в XVIII веке». Но опять же это ложится на плечи учителя, и в отсутствие доступной базы — материалов, текстов, фильмов — учителю проще заменить это обычной историей. Тем более что часов на отдельные темы по истории России часто не хватает.

— И какой выход, как вызвать интерес детей? Вряд ли родители будут это делать — они сами мало знают.

— В первую очередь нужны современные и интересные материалы. Например, фильмы и игры. Без них сейчас, на одних текстах, сложно организовать увлекательный учебный процесс. Цифровизация и геймификация — это тренд времени, от них не уйти. Во-вторых, всё-таки необходимо комплексное методическое обеспечение: пособия, рабочие тетради, хрестоматии, презентации, разработанные с учётом возраста. Главное, чтобы они были в лёгком доступе, и каждый педагог мог их получить. В-третьих, нужна система, которая бы позволила учителю чаще использовать выходы куда-то — в музеи, на пешие экскурсии. Красноярцам здесь проще, всё под рукой, но система образования работает так, что учителю сложно выйти за пределы школы, тем более организовать выезд детей. Это требует огромных усилий, к перевозкам детей на автобусах суровые требования. В этом смысле у нас возникла идея «исторического автобуса». В Красноярске есть традиция «Пост № 1». Учащиеся разных школ стоят на почётном карауле у вечного огня. Специальный автобус возит детей на дежурство от школы и обратно. А почему бы не создать что-то подобное для школьных экскурсий? Его круглогодично можно обеспечить работой.

Вернуть интерес к местной истории — это большая задача. Только силами учителей-энтузиастов и общественных организаций её не решить.

— А есть примеры удачных материалов, фильмов, которые учителя инициативно могли бы использовать?

— Целенаправленной работы нет. Но разные организации и люди что-то создают. Я сам в прошлом году участвовал в разработке настольной игры про освоение Сибири. По гранту, который выиграл Музейно-просветительский центр духовной культуры «Касьяновский дом», игра скоро должна быть выпущена, и школы её получат. Издательство «Поликор» сейчас готовит игру про Енисейскую губернию в XIX веке. Тот же Касьяновский дом выпускает хорошие просветительские фильмы. Много делают отдельные педагоги, публикуя материалы, которые можно использовать на уроках. Но стоит признать, что соседние регионы в этом вопросе нас сильно обогнали. Так, отличные материалы по региональной истории в Иркутской области.

Геннадий Фёдорович Быконя и Игорь Геннадьевич Фёдоров на съезде краеведов, сентябрь 2021 г.

Геннадий Фёдорович Быконя и Игорь Геннадьевич Фёдоров на съезде краеведов, сентябрь 2021 г.

— А есть какие-нибудь показательные открытые уроки по краеведению, чтобы их предъявить как образец?

— По истории края уже давно никто не давал уроков, для конкурсов педмастерства обычно берут общероссийские темы.

— А вообще краеведение — это хобби, получается? Кто им занимается?

— Составить собирательный образ краеведа достаточно сложно. Изучением места, где живут, занимаются абсолютно разные люди. Для кого-то это действительно хобби, т.е. они делают это в свободное время, на энтузиазме: ходят в архивы, что-то пишут. В основном люди пенсионного возраста. Таких много.

Есть те, для кого это часть работы — это библиотекари, архивисты, работники музеев, учителя, преподаватели вузов. С одной стороны, это работа, с другой — они делают гораздо больше, чем требует функционал.

Труд отдельных краеведов поистине впечатляет. Например, Алла Павловна БОРИСОВА — она собирает списки участников Первой мировой войны. Это огромный объём материала, кропотливый труд, и с помощью «Книжного Красноярья» она издаёт такие сборники. И делает это как раз на энтузиазме.

Или Геннадий Васильевич УЛЬЯНОВ. Он подготовил и издал справочник краеведа, где в хронологическом порядке выстроил историю города от основания до современности. При этом человек работает в банке.

Сергей Александрович МЕСЯЦ занимается генеалогией, в прошлом году на историческом форуме он рассказывал о своей книге, посвящённой красноярцам во власти. То есть о тех, кто родился здесь, а потом занял достаточно высокопоставленное место и в дальнейшем оказал заметное влияние на развитие разных отраслей экономики или регионов страны.

Леонид Павлович БЕРДНИКОВ написал много трудов по истории Красноярска, городского самоуправления.

— Вообще, есть ощущение, что какую тему ни возьми — кто-то её уже раскапывал, находил уникальный материал. То есть всё уже известно, только не собрано вместе. Как сделать один ресурс всех этих знаний?

— Союз краеведов как раз этим и будет заниматься. У нас есть сайт енисейскаягуберния.рф, там мы пытаемся обобщить исследования по истории края и Сибири, чтобы это действительно было в одном месте. На данный момент многие краеведы уже разместили там свои работы.

— Поговорим о Союзе краеведов — как возникла идея его создать и на каком этапе сейчас этот процесс?

— Вообще, последняя общегубернская конференция краеведов проходила 98 лет назад –16 ноября 1924 года. Мы понимаем, какие процессы произошли в нашей истории с того момента: от разгрома краеведческих организаций до их постепенного возрождения.

Наш союз был организован накануне прошлого Сибирского исторического форума, 20 сентября 2021 года прошло первое учредительное собрание. А идея витала давно. Ещё в 2015 году в краевой библиотеке проходил съезд краеведов, хотели организоваться, но намерение тогда ушло в песок.

В прошлом году идея вызрела у разных людей — мол, хорошо бы к 200-летию губернии это сделать. И Сергей Гурьевич Комарицын как один из инициаторов объединения предложил идею краевой власти; так создание организации было включено в список мероприятий к 200-летию.

Что мы сделали за год? Оформили юридическое лицо. Достигли договорённости о помещении с СФУ — нам готовы дать место в корпусе на Ленина, 70. Запустили сайт енисейскаягуберния.рф. Сформировали костяк организации, около 20 человек. Начали реализацию ряда проектов. Впервые на Сибирском историческом форуме организована отдельная платформа для краеведов.

В рамках форума проведём второе общее собрание, будем решать дальнейшие орг. моменты, выдавать членские билеты. Сейчас порядка ста человек из Красноярского края, Тувы и Хакасии подтвердили своё согласие войти в союз.

— А какие преимущества у членов союза?

— Во-первых, юридическое лицо. В крае работает много кружков при библиотеках, клубах, но нет ресурса сделать что-то, кроме собраний. Они не могут подать заявку на грант, повлиять на решение какой-то проблемы. Наше юрлицо даст возможность грантовой деятельности, благодаря чему можно будет выпускать книги, организовывать мероприятия. Это позволит популяризировать историческое наследие края; привлечь внимание к проблемам сохранения духовного, культурного и исторического наследия. Например, союз уже подал заявку на конкурс Фонда Михаила Прохорова о проведении краеведческого диктанта. Готовимся участвовать в президентских грантах.

Периодически возникают темы, в которые нам удаётся включаться. Последняя история — с барельефом на 21-й школе. Школа построена в 1957 году, и там над входом была лепнина: пионеры, шахтёры. Передавала дух времени. Но школу ремонтируют, и лепнину предполагалось уничтожить. История получила общественный резонанс, и мы в неё включились: написали несколько обращений о необходимости сохранить барельеф. Сейчас готовим заявление о признании его объектом культурного наследия. Такое решение уже стопроцентно его бы защитило.

Но чтобы всё это сделать, нужно собрать максимум информации: автор, художественная ценность. Оказалось, это не так просто. Люди пошли в архивы, но про авторство пока ничего не нашли. Это школа радиозавода, а так как сам радиозавод проектировали в Москве, то и школу, видимо, тоже, так что материалы, возможно, там. Я к тому, что всё это — немалая работа, её надо вести, и для общественной организации, имеющей юрлицо, это сподручнее, а её обращения и предложения имеют уже другой вес.

Недавно удалось образумить администрацию одного села и не объявлять на празднике абсурдную дату основания населённого пункта.

Союз краеведов — это открытая площадка для общения. Участники из разных районов Красноярского края, Тувы, Хакасии получают возможность обмениваться опытом, идеями. До настоящего момента многие даже не знали о краеведах из соседних районов.

— А дом, где жил Войно-Ясенецкий, таким образом вы не хотите защитить (ул. Вейнбаума, 21)? Хотя это объект культурного наследия, но дом-то хотят снести, то поджигают. Несколько лет назад только одинокий пикетёр Борис Леет пытался обратить внимание на эту реликвию.

— Это одно из направлений нашей деятельности, которое хотелось бы развивать, — помощь таким объектам. Но пока удаётся реагировать только на те проблемы, которые вызывают общественный резонанс.

— Вы упомянули, что союз даст возможность осуществлять больше различных проектов. Что конкретно планируете?

— Планировать готовы многое, но всё упирается в ресурсы и время. Мы ведь общественная организация, действуем в свободное от основной работы время. Пока делаем то, что под силу.

Например, сейчас реализуем проект «200 личных историй» — это рассказ об известных людях губернии, которые внесли вклад в её развитие. Проект для социальных сетей, и занимаются им добровольцы. Мы формируем список, краеведы выбирают себе персону, готовят материал, мы размещаем. Около 30 исторических лиц края уже представили в ВК.

Из близких идей — школьные музеи. Их, кстати, немало в крае, но они в разном состоянии. Есть передовые — как музей «Память» в 19-й школе, который организовала Серафима АКСЕЛЬРОД, её подопечные даже ездят в поисковые экспедиции. В 148-й школе, носящей имя Ивана Андреевича Борисевича, организует музей краевед Виктор ПОГУДИН.

Школьники в народном музее «Память» средней школы № 19  г. Красноярска.  Музей открыт  6 мая 1985 года.  Автор экспозиции  Серафима Аксельрод

Школьники в народном музее «Память» средней школы № 19 г. Красноярска. Музей открыт 6 мая 1985 года. Автор экспозиции Серафима Аксельрод

Мы бы хотели, чтобы школьные музеи стали важными центрами исторического просвещения. Для этого необходима комплексная методическая и финансовая помощь. Чтобы это организовать, необходимо готовить предложения для органов власти.

В этом году организуем краевой конкурс исследовательских работ школьников по генеалогии и семейной истории.

Есть много идей о мемориализации объектов и памятных мест. Планируем проводить лекторий по истории и культуре Енисейской Сибири. Будем готовить коллективные издания союза: сборник «Хранители памяти» (краеведы о краеведах); Красноярский энциклопедический библиографический словарь; история улиц.

Опять же школьное образование. В планах — разработка курса по истории края. Пусть он будет не обязательным, но для внеурочной деятельности такой курс назрел.

Ещё один из проектов, который хотим запустить уже на втором собрании, — об исчезнувших деревнях. Эта тема как раз важна для того, чтобы усилия отдельных краеведов направить в одно русло и получить весомый, осязаемый результат в виде серии книжных изданий. Огромное количество населённых пунктов уже исчезло с карты к настоящему времени, и память о них постепенно уходит. А задача союза — сделать этот проект востребованным и правильно организованным с научной точки зрения. Ведь основная претензия к краеведам — допущенные фактические ошибки в исследованиях, отсутствие ссылок на источники.

— Какие темы наиболее популярны у краеведов?

— Генеалогия, история собственного рода, известные земляки, участие земляков в войнах, история населённого пункта, различные аспекты истории места или события. В этом году на Сибирском историческом форуме Союз краеведов организует секции «Человек в истории Енисейской Сибири», «Локальная история», и «Региональная история в школе».

— Вы уже упомянули о том, что в других регионах Сибири дело с изучением региональной истории, подготовкой материалов обстоит лучше. Почему? У нас интерес к истории меньше? Томск, Иркутск лучше сохранили и свою самобытность. Из-за этого даже кажется, что Иркутск, например, старше Красноярска, а ведь он моложе.

— Действительно, исторический центр Иркутска лучше сохранился, но не думаю, что дело в особом отношении иркутян к истории, в их особой ментальности. Тут надо искать другие причины. Простое уважение к истории всегда будет проигрывать коммерческим интересам.

— Но когда мы видим сбережённую историю — и интерес возникает. Тот же наш исторический квартал — он появился, и люди вокруг так и вьются.

— Вот как раз пример, что дело не в ментальности красноярцев или иркутян. Да, исторический квартал Иркутска более масштабен, но он превратился во что-то коммерческое. Хотелось бы, чтобы у нас эти замечательно отреставрированные здания наполнили культурным содержанием — музеями, выставочным пространством. Даже если это точка общепита, то пусть она будет тематической. Мало того что люди фотографируются рядом с красивым старым зданием. Чтобы проснулся интерес, нужно узнать, что это за здание, когда оно построено, кто в нём жил.

— А краеведы не хотят попросить там себе какой-нибудь особняк?

— Не думали об этом.

Валентина ЕФАНОВА