Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
февраль / 2012

Личный космос генерального конструктора

Мы в Красноярске с гордостью считаем, что ГЛОНАСС — наше детище. Но головным в разработке системы сегодня числится московский НИИ космического приборостроения. А, например, за нашумевшую потерю трёх спутников «Глонасс-М» в декабре 2010 года виновными назвали Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» им. С.П. Королёва (были допущены ошибки в документации). Кто чем занимается? На взлёте российская космонавтика или в пике? Привлекает ли космос современную молодёжь? Об этом в эксклюзивном интервью нашей газете рассказывает генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» Николай Алексеевич ТЕСТОЕДОВ.

— Николай Алексеевич, на космос работает много предприятий. А есть возможность обозначить какую-то иерархию, кто какую нишу занимает, хотя бы схематично?

— Работа над системой ГЛОНАСС ведётся несколько десятилетий, поэтому на каждом этапе её создания акценты главенствующей роли менялись. Напомню, что глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС состоит из пяти подсистем. Первая — это орбитальная группировка, космический комплекс. В этом сегменте головным является ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». Вторая — это подсистема Министерства обороны. За третью отвечает Минтранс, обеспечивая навигационную аппаратуру потребителя на транспорте во всех его видах. За четвёртую — создание электронных карт — Федеральное агентство геодезии и картографии. Минпромторг отвечает за пятую подсистему — создание навигационной аппаратуры потребителя для гражданских пользователей.

Система является межведомственной, и координирующую роль в ней выполняет Федеральное космическое агентство. Ответственность за научную составляющую возложена на ЦНИИмаш — это головное предприятие Роскосмоса, и уже оно привлекает другие институты и предприятия.

Поскольку наше предприятие отвечает за космический комплекс, сегодня, когда мы уже создали орбитальную группировку, включая орбитальный резерв, центр тяжести сместился на разработку аппаратуры потребителей для использования результатов космической деятельности на Земле, и вполне логично, что ответственной за систему в целом, за её применение в настоящее время назначена организация «Российские космические системы». Фактически иерархия такова: есть координирующий орган — Роскосмос, есть назначенный им генеральный орган по системе в целом — «Российские космические системы», есть головное предприятие по космическому комплексу — ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» — и есть министерства, отвечающие за разработку навигационной аппаратуры потребителя для различных пользовательских сегментов.

— Последнее время очень часто говорят о наших неудачах в космосе, и уже кажется, что они — не исключение, а закономерность (с 2005 года СМИ насчитало 15 различного рода существенных аварий и потерь спутников — с миллиардными убытками). Об удачных запусках тоже сообщается, но не так громко. А вы как считаете — Россия последнее время скорее успешна в космосе или нет?

— Космос как направление развития техники многогранен. Это и космические услуги по запуску, и орбитальные полёты, включая обслуживание Международной космической станции. Это научный космос, космос связи, навигации, геодезии, военный космос. В каждом из сегментов Россия имеет собственное звучание. Тот сегмент, за который отвечает наше предприятие, — навигация, телекоммуникация — находится на самых передовых позициях в мире. Россия — одна из двух стран в мире, которая имеет глобальную навигационную спутниковую систему (напомню, у нас система ГЛОНАСС, у США — GPS). И именно ОАО «ИСС» является единственным предприятием в России, которое обеспечивает создание навигационных спутников. В области телекоммуникации по итогам прошлого года наше предприятие вошло в пятёрку крупнейших телекоммуникационных фирм мира. Это Boeing, Space Systems/Loral, EADS, Thales Alenia Space и наша компания.

Николай Тестоедов знакомит полпреда президента РФ в СФО Виктора ТОЛОКОНСКОГО с производственной базой предприятия

Николай Тестоедов знакомит полпреда президента РФ в СФО Виктора ТОЛОКОНСКОГО с производственной базой предприятия

Вне зависимости от неудач по отдельным направлениям Россия занимает по итогам 2011 года первое место в мире по оказанию пусковых услуг.

С завершением программы Space Shuttle только Россия обеспечивает доставку людей на МКС. В 2011 году мы создали полноценную орбитальную группировку ГЛОНАСС. Учитывая темпы, с которыми развивается российская космонавтика, она успешна.

— Ракеты-носители «Протон» и «Союз», разгонные блоки «Бриз» и «Фрегат», спутники «Луч», «Глонасс», «Молния», «Экспресс»… — они отличаются надёжностью, производителем, предназначением? Что на сегодняшний момент самое-самое?

— Единого ответа на этот вопрос нет, потому что если спросить представителей Российской академии наук, конечно, они скажут, что самое-самое — это спутники «Спектр-РГ», «Спектр-Р», «Миллиметрон», то есть инструменты космического базирования, предназначенные для получения новых данных о Вселенной. Если спросить Росгидромет, там скажут, что самое важное сегодня — это метеорологические спутники, потому что они определяют данные о космической погоде на Земле. Спросите любого представителя Минкомсвязи, любого обычного потребителя, он скажет, что в его жизни очень важно телевидение, связь, Интернет, широкополосные услуги, навигация, электронные карты — это то, чем занимается наше предприятие. И каждый отвечающий по-своему будет прав.

— Совсем недавно на орбите введён в эксплуатацию последний штатный 24-й спутник, что покрывает всю поверхность Земли и позволяет в любой точке планеты получить координаты своего местоположения. Это событие уже названо «рубежным», а по сравнению с 2001-м годом, когда число спутников было сокращено до 6, прошедшее десятилетие кажется вообще невероятным. Получается, кризисы последних лет вашей отрасли не коснулись?

— Знаете, самыми успешными отраслями в России, а до этого в СССР, были добывающие. То есть что бы ни было на дворе — как качали нефть и газ, так и качаем. Но это просто говорит о том, что разные отрасли имеют различный потенциал и глубину востребованности, научных достижений, уровня техники. Сегодня есть области, с которыми ассоциируются отдельные неудачи. Это космонавтика, если говорить о неудачах при запусках, это атомная энергетика в мировом масштабе, например, Фукусима или отказ Германии от ядерной энергетики. Но такие примеры вовсе не означают, что в целом эти отрасли не являются успешными, это локальные процессы.

Точно так же, когда мы говорим о российской космонавтике, то такие предприятия, как наше, ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, ЦСКБ-Прогресс — каждое из них вне зависимости от экономических условий в России и в мире удерживает свою нишу и уровень. В то же время у нас достаточно слабые позиции по спутникам дистанционного зондирования Земли, был большой провал по научной космонавтике, есть проблемы с метеорологической группировкой.

Подобные неравномерности в развитии отдельных отраслей во многом определяются корпоративной мощью предприятий и их дееспособностью. Наверное, если бы нашего предприятия не было, то российский космос в направлении спутниковой телекоммуникации, навигации, геодезии был бы другим. Возможно, это был бы уже зарубежный космос. Или это могли бы быть менее значимые достижения, на уровне китайских.

Сегодня коллектив ОАО «ИСС», сохранивший в самое тяжёлое время и развивавший в более благоприятные времена свой научный и кадровый потенциал, показывает пример, что можно быть успешным предприятием, которое не подвержено глобальной, и особенно локальной, конъюнктуре.

— В одном из интервью вы сказали, что точностные характеристики системы ГЛОНАСС продолжают совершенствоваться, и если 2-3 года назад эта точность была 30 метров, сейчас — 5, а через пару лет вы обещаете точность порядка метра. Это превзойдёт точность GPS? (И, кстати, как это согласуется с государственным запретом на установление местоположения с точностью менее тридцати метров — видимо, введённого в своё время из соображений оборонной безопасности…)

— Начнём с того, что этот государственный запрет, который ставил шлагбаум для коммерческого развития навигационной космонавтики, был упразднен 3 года назад. И сегодня мы начинаем преодолевать вызванное в первую очередь этим запретом наше отставание по использованию навигационной аппаратуры и услуг на Земле. Есть программа повышения точностных характеристик, улучшения других параметров, таких как доступность системы, её целостность, которые направлены на то, чтобы в течение двух-трех-четырёх лет достичь точности порядка метра. Теперь это уже не рост количества космических аппаратов на орбите, чего мы добивались последние 15-20 лет, а повышение точности бортовой аппаратуры на спутниках.

Это также развитие сети наземных станций, обеспечивающей более оперативное обновление навигационной информации на спутниках, это и совершенствование наших фундаментальных знаний о параметрах Земли, например, её геопотенциале, форме, параметрах вращения — всём том, что влияет на точность навигационных определений. Создаётся и система дифференциальной коррекции и мониторинга. Её смысл в том, что даже если стандартное местоопределение через несколько лет достигнет точности 1 метра, это значение может быть предельным для спутниковых приборов. Но если на Земле в пределах доступа приёмника потребителя будет работать сеть станций, которая корректирует эти показатели, тогда можно будет получить точность до дециметров и сантиметров. Это та точность, которая будет достигаться десятилетиями.

— Также вы как-то говорили, что модель «Глонасс-К» (которая сейчас проходит испытания на орбите) позволит удешевить систему. Насколько?

Премьер-министр Владимир Путин в ОАО «ИСС»

Премьер-министр Владимир Путин в ОАО «ИСС»

— Понятие «удешевление системы» многогранно. Простой пример. Спутник «Глонасс-К» имеет вес в полтора раза меньше, чем его предшественник «Глонасс-М», срок его активного существования составляет 10 лет вместо 7. То есть вы видите, что будет необходимо производить в полтора раза меньше космических аппаратов из-за увеличения срока активного существования, и можно использовать более дешёвые средства их выведения на орбиту из-за уменьшения веса. Но основное улучшение потребительских свойств системы и её удешевление заключаются даже не в этом.

Идёт непрерывное развитие спутников типа «Глонасс-К», и с 2015 года в космос будут запускаться усовершенствованные аппараты — «Глонасс-К» второго этапа, которые помимо названных преимуществ будут иметь большее число навигационных сигналов, что повысит точность местоопределения и обеспечит взаимоувязку с международными сетями. Спутники будут многофункциональными, то есть помимо навигационной задачи они будут решать задачи международной системы спасания терпящих бедствие КОСПАС-САРСАТ, будут иметь ряд дополнительной аппаратуры, которая позволит решать задачи в интересах других потребителей. Поэтому удешевление заключается не просто в самой системе, но и в том, что использование в ней многофункциональных спутников позволит не развивать отдельно ряд других космических сегментов.

— Не секрет, что в науку молодёжь идёт без особой охоты, и уже говорится о том, что разрыв поколений в научных школах, в профессиональных сообществах невозможно восполнить… Это относится и к вашему научно-производственному предприятию?

— Нет, не относится. Разговорами на всех уровнях о том, что молодёжь не идёт в науку и производство, что есть разрыв — со ссылкой на общую проблему — прикрываются предприятия и руководители, не умеющие работать с кадрами. Благодаря нашей кадровой политике мы практически по всем параметрам превышаем и среднеотраслевые (по Роскосмосу) показатели, и показатели в целом по промышленности. В целом по промышленности примерно 30% молодых специалистов в первые 3 года уходят с предприятия, по Роскосмосу эта цифра составляет около 5%; а по нашему предприятию — 2,7%. Можно причитать, что молодые специалисты уходят, а можно создавать программы, которые, заинтересовывая молодёжь, обеспечивают её стабильную работу.

Что нужно молодому человеку? Достойная заработная плата, жильё и возможность самореализации — профессиональной, научной и духовной. Мы работаем по всем этим направлениям. На сегодняшний день средняя заработная плата молодых специалистов ОАО «ИСС» превышает 21 тысячу рублей. Принята программа поддержки в обеспечении жильём: благоустроенное общежитие; компенсация части аренды жилья; компенсация половины процентов по ипотечным кредитам; строительство жилья с возможностью выкупа его работниками; участие предприятия в инициативах города, например, малоэтажном строительстве и создании комфортной среды. И из 8 тысяч работников предприятия около 2 тысяч — сотрудники в возрасте до 30 лет.

Сегодня у нас работают 109 аспирантов — это примерно треть всех аспирантов Роскосмоса, колоссальная цифра.

И практически все их научные работы непосредственно связаны с производственной деятельностью.

— Сейчас навигаторами оснащают общественный транспорт, причём в СМИ это порой комментируется неодобрительно: «правительство навязало перевозчикам ГЛОНАСС»… Как вы видите перспективы такого использования системы?

— Я хотел бы провести в этом плане одну аналогию. Как известно, любое образование — это насилие, то есть детям не хочется ходить в школу, их заставляют; спортсмена заставляют идти на тяжёлые тренировки. То же самое для общества система ГЛОНАСС. В 2008 году, когда
В.В. Путин посетил наш край, краевая администрация принимала программу развития системы ГЛОНАСС и выделила несколько пилотных проектов, в частности, — оснащение навигационными приёмниками дорожной техники Бирилюсского района. Были установлены датчики, с помощью которых диспетчер мог отслеживать, где находится транспортное средство и его расход топлива. Это позволило повысить эффективность использования техники на 30%, то есть исчезли «левые» рейсы, прекратился слив топлива, прекратились немотивированные простои. Тогда во избежание вандализма людей заставили подписать договоры о сохранности датчиков ГЛОНАСС.

Или буквально в конце прошлого года наконец-то все школьные автобусы Красноярского края оснастили навигаторами ГЛОНАСС. Наверное, родители в деревнях, чьих детей возят в районные школы, стали меньше беспокоиться, зная, что ежесекундно сигналы об их местонахождении вне зависимости от погодных условий принимает диспетчер. Можно привести примеры с МВД, МЧС, скорой помощью. И хотя это, с одной стороны, весьма затратно, с другой стороны, — сокращает время на дорогу, обеспечивает срочный приезд спецслужб на места аварий и более быстрое реагирование систем безопасности.

— Что собой представляет проект «Социальный ГЛОНАСС»? Вообще, тотальная система слежения вызывает ассоциации с антиутопиями типа «1984» Оруэлла…

— Такие опасения были. Но «Социальный ГЛОНАСС» означает, в первую очередь, поддержку со стороны государства и его отдельных институтов тех групп населения, которые в ней нуждаются. Совсем недавно на выставке в Ганновере я наблюдал систему быстрого реагирования на аварии. Автомобиль оснащён приёмником навигационной системы и системой датчиков ударов. Когда возникает какой-то мощный удар, например столкновение, датчики передают на процессор машины информацию, которая поступает к диспетчеру. Видя, что возникла такая ситуация, диспетчер запрашивает водителя. Если водитель не может прокомментировать ситуацию, к нему немедленно отправляется мобильная группа. А по статистике в подобных случаях именно первые минуты и часы являются наиболее критичными с точки зрения оказания первой помощи. Точно так же действует и «Социальный ГЛОНАСС», когда навигационные датчики стоят, например, у престарелых людей, нуждающихся в помощи. Это не имеет ничего общего с Большим Братом, описанным Оруэллом, это просто локальная система для тех, кто в этом нуждается. А остальное дееспособное ответственное население выбирает само для себя те области, в которых они хотят опираться на помощь институтов государства.

— Разработчики системы говорят о том, что сегодня ГЛОНАСС возвращает долги — те миллиарды долларов, которые когда-то в него были вложены. Но вспоминается интервью трёхлетней давности одного из наших учёных — покойного Владимира КОКОРИНА — который очень пессимистично отзывался о перспективах ГЛОНАСС. В частности, утверждал, что затраты никогда не окупятся, ГЛОНАСС — никогда не сможет соперничать с GPS, а приёмники, обеспечивающие определение по сигналам ГЛОНАСС (типа выпускаемых в Красноярске МРК), никогда не будут опережать американские аналоги по надёжности, стоимости, весу, потреблению энергии…

— Я бы не дискутировал с Владимиром Ивановичем Кокориным, которого знал лично и к которому отношусь с огромным уважением. Дело в том, что он своей деятельностью опровергал собственные слова. Он был разработчиком систем МРК, которые обеспечивали нашей российской армии точное определение различных систем залпового огня, вертолётных и прочих систем. Но непрерывно занимаясь ГЛОНАСС в интересах Министерства обороны, он не дожил до времени, когда был отменён тридцатиметровый запрет, до времени совмещения сигналов ГЛОНАСС и GPS. Может, он и предвидел, но не допускал такой быстрой конвергенции системы ГЛОНАСС из чисто военной в гражданскую область.

В этом вопросе не нужно быть особым провидцем, достаточно посмотреть, как развивается система GPS. Она опередила ГЛОНАСС на полтора десятилетия именно благодаря более ранней коммерциализации. Было бы интересно вернуться к этому вопросу через десяток лет.

— Как вы относитесь к версии, что в падении «Фобос-Грунт» виновен американский радар?

— Я не специалист в области ПРО, в области радиоэлектронной борьбы. Считаю, что версия надуманная, потому что, во-первых, все космические аппараты имеют высокую степень защиты от любых радиоэлектронных воздействий, во-вторых, на том этапе, на котором работала станция «Фобос-Грунт», она не имела, по моей информации, приёмных устройств, которые были бы нацелены на Землю и, соответственно, могли бы быть подвергнуты постороннему воздействию. Аппарат должен был в автоматическом режиме уйти на отлётную траекторию к Марсу. Поэтому это одна из тех гипотез, которые теоретически возможны, но их вероятность ничтожна.

— Мы говорим о конкуренции с Америкой — а как обстоят дела у китайцев в этом плане?

— Они пока отстают от России, идут своим китайским путём и свою навигационную систему Beidou не собираются коррелировать с GPS и ГЛОНАСС, как это делаем мы с американцами и рассматриваем вариант интеграции с европейской системой Galileo. Китай сегодня идёт по пути СССР, автономно, используя огромные ресурсы, возможно, в ущерб остальной экономике. Хотите знать, что такое Китай в области космоса сегодня, посмотрите на СССР вчера. Хотите знать, что такое Китай завтра, — посмотрите на Россию сегодня.

Блиц-опрос

Мечтали ли вы в детстве быть космонавтом?
Нет.

Любите смотреть на звёзды, ночное небо?
Очень, и я благодарен советскому образованию, которое позволило мне получить знания по астрономии. Моя последующая жизнь ненамного расширилась в отношении карты звёздного неба, хотя я, конечно, читал научную и художественную литературу о развитии Вселенной и космосе. Но звёздное небо воспринимается мною до сих пор с того самого предмета астрономии в 10 классе.

Любимый «космический» герой (Циолковский, Королев, Гагарин, Икар, др.)?
Вы знаете, для меня космос не персонифицирован, для меня единственным космическим героем является ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва».

Какой самый реальный — из фантастических — проектов в космосе вам интересен?
В этом вопросе надо понять грань между реальностью и фантастикой. В конце Второй мировой войны Артур КЛАРК, кстати, не учёный, а писатель-фантаст, написал статью о том, что если расположить на геостационарной орбите 3 спутника (и дал параметры этой орбиты), можно обеспечить глобальную всемирную связь. Это была фантастика или реальность? С точки зрения теории — реальность, с точки зрения возможностей это была абсолютная фантастика. Точно так же мы сегодня говорим о полёте на Марс. С точки зрения теории — это реальность, с точки зрения сегодняшних параметров — если не фантастика, то очень далёкое будущее.

Недавно вы избраны в Российскую академию наук. Академик — это звучит… как? Что для вас значимее: быть учёным или практиком?
Я понятия не имею, кто такие академики, если смотреть изнутри, потому что я член-корреспондент РАН. Но общение с теми академиками, с которыми я взаимодействую, — Василием Фёдоровичем ШАБАНОВЫМ, руководителем КНЦ СО РАН, Александром Леонидовичем АСЕЕВЫМ, руководителем СО РАН, и другими — показывает, что сегодня фундаментальная наука в России в надёжных руках. Я назвал имена тех, кто одновременно является и учёным, и организатором в науке. Сегодня для меня ситуация такая же: коллектив, который я возглавляю, решает сложнейшие научные и связанные с ними технические и технологические прикладные задачи, поэтому приходится одновременно быть и учёным, и менеджером — организатором и реализатором научных и технических идей.

Любимый автор.
Братья Стругацкие.

Что для вас олицетворяет прекрасное?
Реализация проекта, удачный пуск.

Лучший город на Земле?
Их три. Это родной город Омутнинск (Кировская область), где я родился, хотя это абсолютно стандартный провинциальный городок. Санкт-Петербург, где я учился. И Железногорск, где я работаю. Хотя, конечно, приятно бывать в Париже, Лондоне, других городах. Но в каждом из них я начинаю скучать по тем трём.

Вы по рождению не сибиряк. Что для вас Сибирь?
Она делает сибиряком любого настоящего человека, если он в ней живёт.

Что удивило за последнее время?
Мне нравится быстрое поступательное развитие страны и отрасли. Оно незаметно, если рассматривать с позиции сегодняшнего дня. А вот в сравнении с жизнью наших дедов и отцов возникает удивление: насколько быстро, на протяжении всего лишь 80 лет, фактически четырёх поколений, стал выше уровень жизни, насколько она стала богаче с развитием техники, технологий, коммуникаций.

Предмет вашей особой гордости (из личных неофициальных достижений)?
В жизни было много личных достижений — и стройотряд в институте, и мотокросс в период занятий спортом (я был чемпионом Красноярского края); конечно же, дети, друзья. Но если говорить о предмете особой гордости, он связан только с предприятием. Я горжусь, испытываю колоссальное удовольствие, когда вижу положение предприятия в Роскосмосе, в стране, в мире, когда вижу успехи коллектива вне зависимости от того, строительство ли это нового цеха, освоение новой технологии, приток молодёжи, поступление сотрудников в аспирантуру, создание нового спутника.

СФ