Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2013 г.

8 стереотипов о воспитании

Когда вы десять лет говорите ребёнку, что портфель нужно собирать с вечера, а он в очередной раз утром лихорадочно ищет учебник по истории, это бесит. «Убери свою комнату!», «Не засовывай грязные носки под кровать», «Почему тарелка на полу?», «Ты два часа назад обещал

выключить компьютер…» Ежедневно сотрясая воздух этими фразами без видимого результата, рано или поздно мы начинаем чувствовать педагогическое бессилие.

«А я не сторонница бессилия, — говорит Ольга ДИВАКОВА (на фото справа) — зам. директора по воспитательной работе школы № 84. — Любые вещи, которые происходят, нужно воспринимать как задачи и трудности и последовательно их решать». Именно с Ольгой Юзиковной мы обсуждаем наиболее распространённые представления о воспитании, чтобы понять — мифы они или право имеют. И действительно помогут избежать нам ложных реакций и неправильных действий в отношениях с детьми.

1. Универсальных рецептов воспитания нет, это целая наука, о которой надо знать многое.

— Для меня есть один рецепт универсальный. Нужно очень любить этого человечка — и тогда ты будешь делать так, чтобы ему было хорошо. Правда, иногда для этого нужно, чтобы в данный момент ему было не очень удобно.

Кстати, как любили наши родители (просто — любили) и как требуется любить сейчас — это достаточно отличные ситуации. Мир предлагает больше возможностей, и взрослые — кроме обеспечения кровом, едой, теплом, вниманием, безопасностью — должны помочь ребёнку использовать эти возможности, помочь раскрыть себя. И у детей, и у нас сейчас глаза раскрыты шире.

2. Самое эффективное воспитание — своим примером.

— Мама — любитель чтения и хочет приобщить к этому ребёнка. Она и сама книжку из рук не выпускает, и дочери отбирает произведения, которыми нельзя не увлечься, и куски зачитывает, и обсуждать готова. Но встречает непробиваемую стену. И делает вывод: пример не срабатывает.

Но сегодняшние дети живут несколько в иной реальности. В Октябрьском районе только что прошёл флешмоб «Почитай-ка», который придумали сами дети. Они решили показывать людям, что читать надо. При этом часть пришла не с обычными книжками, а с электронными. А часть всё-таки считает, что сегодня можно провести время по-другому.

Взрослые ведь почему настаивают на чтении? Они сами могут оценить тонкости языка, они в восторге от точности словесной формулы, их захватывает психологический рисунок характеров. Дети к этому не готовы. Моя сестра начала читать после школы, когда получила опыт личных отношений, а никого, с кем требовалось это обсудить, не оказалось рядом. И тогда появилась потребность пообщаться с книгой.

А вообще в случае, когда мы хотим воздействовать собственным примером, ситуация чаще иная. Родители говорят одно, а своим поведением показывают другое. «Заправляй кровать!» — при этом сам встаёт и оставляет постель неубранной. «Кто будет за тобой мыть кружку!» — но своя тоже просто ставится в раковину. Вот эта рассогласованность — не воспитывает. А если я говорю — и так и делаю, это рано или поздно, но прорастёт.

Если же ребёнок так и не начнёт, скажем, читать — ну что ж… Чем-то другим, значит, будет восполнять. Ведь надо понять, для чего мы читаем. Чаще — для информации. А информацию мы получаем многообразными способами. Сети, блоги, телевизор, видео… Наслаждаться красотой слога поэтов уже не хватает времени. И дети здесь только ещё более рациональны, чем современные взрослые.

3. Воспитание — это система и методика. Нельзя воспитывать от случая к случаю.

Воспитание — процесс вероятностный. Его формирует и система, и случай. Система — то, что уложено. Но нельзя и упускать ситуации, которые могут сложиться. Любая привычка формируется через множественность повторений. Ребёнок, допустим, закурил — а этого не заметили. Если бы среагировали — возможно, он бы не стал делать этого ещё раз. Второй раз не среагировали, третий. И привычка закрепилась.

Для ребёнка очень важно любую его пробу обсуждать, понимать, что с ним происходит. Не обязательно его за плохой опыт наказывать.
Но ещё в большей степени воспитание — событийный процесс. Причём его можно специально организовывать, чтобы событие было значимым. Когда событие цепляет — человек развивается.

Мы когда-то в школе придумали поликультурный праздник. Ведь в классах учатся дети разных национальностей, и важно, чтобы они не враждовали, не ссорились, не бойкотировали кого-то.

Обычно на такие праздники приглашают диаспоры, которые представляют свои культуры. А мы сделали другой шаг и предложили каждому ребёнку проживать ту или иную национальность, какую хочет. В результате появилось дело, которое живёт лет восемь.

Мы сделали акцент на традициях встречи весны у разных народов. Дети сами выбирают любую национальность (см. фото) — и представляют её на Масленицу. Готовят гостиную, пекут пироги или угощают суши, надевают соответствующие национальные костюмы, исполняют песни и танцы. Казалось бы, праздник и праздник, но в этом году мы поняли, что он для детей — событие. Учителя настояли на том, что 9-11 классы участвовать не будут, им надо готовиться к ЕГЭ. А дети обиделись. Оказывается, для них происходящее с ними в этот день было важнее, чем мысль, что ЕГЭ скоро сдавать.

Ещё в событии всегда меняется какая-то норма, затрагиваются какие-то ценности. У нас один ребёнок плохо говорит по-русски, и папа пришёл его поддержать на этом празднике. Мальчик вышел на сцену — и папа понял, как сына принимают в школе. То есть даже если для одного конкретного ребёнка случилось событие — для нас это важный результат.

В моём детстве, помню, был праздник, связанный с чествованием Красного знамени. В школе был зал памятных знамён, проводился слёт барабанщиков, горнистов и знаменосцев. Это ощущение, когда через себя пропускаешь историю военной славы страны, для нас было очень важным.

Кстати, это большая проблема сегодняшнего времени — найти для ребёнка героя. Прежде, например, каждая школа носила имя какого-нибудь пионера-героя или героя войны. Вот они образы, с портретами и биографиями на стене висят. И любой учащийся данной школы историю эту знает и может рассказать.

А сейчас найти реального героя, который рядом с тобой и сделал что-то значимое, — очень сложно. Обсуждать бизнесменов, сделавших себе имя?.. Их истории успеха могут быть интересны детям, но воспитательным примером эти герои вряд ли могут служить.

4. Ребёнок должен расти в коллективе.

Конечно. Человек — существо социальное. Пусть вашему ребёнку никуда не хочется ходить, ему и одному хорошо, и он с радостью домоседствует, — в любом случае его надо научить понимать контекст, в котором он будет жить. Возможно, он потом выберет профессию, которая позволит ему сидеть дома, но именно коллектив помогает человеку понять самого себя.

Мы сейчас готовим большой районный фестиваль, в этом году выбрана тема «Будущее — это мы». Наши дети решили, что будут показывать образование будущего. Я их спрашиваю: а что это? И они высказали очень интересную мысль: школа должна научить двум вещам. Мы-то закон об образовании изучаем объёмом в 200 страниц мелким шрифтом, а тут — всего лишь двум. Каким же? Первое — помогите мне, вступающему в жизнь человеку, разобраться в себе. Помогите понять мои способности, дайте их попробовать. А второе: помогите понять, как мир устроен. И больше ничего не надо — дальше сам разберусь. И это совсем другая точка отсчёта для учителя и воспитателя. Вот теперь думаем, что мы можем предложить этим десятым классам в ответ на их запрос.

В Москве сейчас стало достаточно модно домашнее, частное образование, экстернат. И у нас тоже это встречается. Но тогда родители специально должны позаботиться о том, где ребёнок сможет получить общение в коллективе — будет ли это музыкальная школа, танцевальный кружок или спорт. Если ограждать своего ребёнка от постоянных контактов с окружающим миром — он нужного жизненного опыта не получит.

Если говорить о том, что больше влияет на человека: общество или семья, то все же хотелось бы, чтобы они были в каком-то партнёрстве. У нас была девочка, которая прошла через ту школу толерантности, о которой я говорила. Мы её спрашиваем: а почему мама твоя никогда не приходит на наши праздники? Она говорит: «Мама никогда не придёт, потому что не выносит «чёрных». Но лично у меня другая точка зрения, а мама пусть живёт своей жизнью, раз ей так нравится». Но это уже старший класс, а вообще ребёнку бывает сложно рассоединить ценности семьи и своего окружения.

5. Предки были мудрее нас, и незыблемые традиции выращивания молодого поколения — самые правильные.

— На мой взгляд, к любому старинному рецепту нужно подходить критически. Я вот так сходу не могу даже вспомнить каких-то дедовских методов, которые были бы очень эффективны. Физическое наказание? Но ведь цель наказания — не сделать больно, а чтобы ты понял, что сделал не так. А чаще физическое наказание — это несдержанность. Если оно и эффективно, то не потому, что ребёнок будет бояться, а потому что здесь взрослый показал свою эмоцию: твой поступок настолько неприемлем, что я не сдержался.

У нас есть мальчик, который регулярно просыпает и приходит в школу к третьему уроку. По традиционной методике воспитания — какая должна быть реакция? Пресечь это, применить меры, сделать пальчиком: ай-яй-яй. Но мы стали с ребёнком разговаривать и после долгих бесед выяснили, что мама у него вечерами и до поздней ночи работает, а дома остаётся не всегда трезвый папа. И парень, по сути, огораживает собой младшего брата от папиного неадекватного поведения. В результате ложится спать поздно и утром просто не может встать.

Понятно, что здесь ситуацию нужно решать с родителями. Но важно найти компромисс и с ребёнком. В первую очередь — объяснить ему, что он не может брать на себя всю ответственность за семью. Далее — вместе поискать варианты отношений с учителями, варианты выполнения домашнего задания. И нельзя игнорировать очевидный факт: то, как парень отнёсся к своей роли, — это тоже воспитание.

Последнее время много обсуждается тема раздельного воспитания мальчиков и девочек — «как было раньше». Возможно, для обучения это действительно имело бы смысл — мальчики и девочки по-разному берут материал. Такой опыт есть в Железногорске, и там очень высокие показатели обучения. А для воспитания, по-моему, всё равно важно быть вместе, учиться взаимодействовать друг с другом. Даже не представляю, как бы мы обсуждали тему конфликта или выбора профессии, если бы в классе были либо одни мальчики, либо одни девочки.

6. Телевизор и Интернет превзошли по влиянию семью и школу, и это влияние — пагубно.

Не могу сказать, что превзошли, но что влияние сильно — это надо осознавать. Дети живут в двух реальностях, причём виртуальное пространство для детей порой важнее реального. Именно поэтому нужно научить ребёнка в этом пространстве жить. Оно ведь может быть инструментом. Не надо запрещать — надо обсудить, почему, например, лучше смотреть «National geographic», а не мистику и ужасы. Ребёнок всегда будет находиться в мире, где много информации. И если его выводить в ситуацию обсуждения — почему он предпочитает то, а не это — вполне возможно, он достаточно скоро не захочет смотреть «Дом-2» или «Универ». Если же не разговаривать с ребёнком, то он, конечно, будет уходить туда, где может обсудить важные для него вещи, попробовать разные роли, разные ники, целую жизнь может там прожить.

Дети только играют на компьютере или попусту сидят в сетях, а не учатся чему-то полезному? Значит, у них нет потребности, нет нужды в этом. Задача педагогов дать такое задание, чтобы новые технологии приносили пользу.

Недавно мальчик пришёл на урок, не подготовив вопрос по экономике Красноярского края. Я говорю: как же так, значит, мы не сможем эту тему сегодня обсуждать. «Минуточку!», — говорит он и тут же находит информацию в Интернете, и занятие у нас не пропадает. То есть когда есть необходимость — они легко решают проблему с помощью Интернета, и это хорошо.

Многие процессы зарождаются в сети, не надо быть слепыми и глухими в отношении этого. Послушайте, что обсуждает ваш ребёнок с друзьями. Зарегистрируйтесь на его страничке. Вы можете увидеть, что в его жизни происходит. Если вы ему друг — есть вероятность, что успеете заметить тревожную или нежелательную тенденцию, и не придётся потом говорить: «ничего не предвещало».

7. Воспитанию ребёнка нужно уделять максимально много времени.

— Мы воспитываем самими собой — даже тем, как приходим с работы, как говорим с друзьями, что едим и какие программы смотрим.

Но воспитание — это и создание возможностей, которые ребёнок может использовать. Если он ни разу не ходил в поход — у него ни эмоций не будет на эту тему, ни навыков. Если он не открывал книжку с репродукциями — он не будет представлять себе живопись.

Я несколько раз была в Эрмитаже, и всё время останавливаюсь в одном зале, где у меня дух захватывает. И когда я привела туда племянниц, они тоже это испытали. Тронный зал — он весь направлен на государственность, и ты понимаешь величие страны, которая сделала всё это, которая позволяет тебе вознестись и пребывать в этой красоте, в этой культуре. Но ведь надо это дать почувствовать детям.

Если вы не можете организовать что-то сами (спуститься в пещеру или взобраться на гору) — доверьтесь профессионалам. Когда-то надо отпускать ребёнка.

Воспитателей, которые заинтересованы в том, чтобы ребёнок действительно развивался, не так много. Но если в округе хоть один такой попался, надо его использовать. Хотя в Красноярске много образовательных и воспитательных возможностей. По программе «Поколение XXI» работало много экспериментальных площадок. Сейчас действует программа «Одарённые дети». Если финансовые возможности позволяют — отправьте ребёнка на интенсив в Красноярскую летнюю школу (КЛШ), в Школу управления, в «Нооген». Или во всесоюзный детский лагерь «Океан» во Владивостоке (я несколько лет там работала, это замечательное место).

Такие интенсивы всегда большой толчок для ребёнка. За короткое время педагоги что-то с ним интересное сделают, выведут его к другим горизонтам.

8. Без строгости нет уважения и авторитета.

— Строгость — выполнение норм, которые у вас заведены. Они должны быть обсуждены с ребёнком или понятны ему, а не просто с потолка браться. Я предлагаю тебе пойти на дискотеку в джинсах, а не в вызывающе короткой юбке. Почему? Давай пообсуждаем последствия. Ты хочешь приключений или комфорта и веселья? Или последний звонок — если ты хочешь танцевать, а не просто выйти на сцену красивой, не взять ли сменную обувь к туфлям на шпильках?

Конечно, дети не всегда склонны принимать ваши доводы, часто они действуют просто из упрямства и чувства противоречия. Потому что подростковый возраст — это возраст проб. Александр Моисеевич АРОНОВ как-то сказал нам на мастерской, что если ты не попробовал всего в подростковом возрасте, в том числе курить и всё остальное, то ты его так и не перешагнул.

Пусть пробует. Прийти на вечер в спортивных штанах. Отправиться к кому-то на дачу. Остаться у друга на ночь. Вы боитесь, что ребёнок без вас сделает что-то нехорошее? Но если вы перед этим не раз с ним говорили, допустим, о вреде наркотиков, то когда он окажется перед выбором, он уже сам примет правильное решение… А если он решит, что ему это надо, и он хочет попробовать, то вы всё равно за ним не уследите. Если не стали ему другом, и у вас не одни ценности.

сюжеты и советы

Вечер. 21.30. Возвращаемся с коллегой после заседания управляющего совета школы и родительских собраний. Вдруг на нас налетает здоровенный парень и начинает обнимать. Это наш выпускник, которого перевели к нам (в обычную школу) доучиваться в 10-11 классе после конфликта в предыдущей (продвинутой) школе. Что мы с ним только не делали: и вызывали на совет профилактики, беседовали с психологом, уговаривали, звонили, будили… Намучились… Выпустили…

Он гордо говорит своему впавшему в ступор другу: мои любимые учителя! И каждый раз, приходя, благодарит за понимание, неравнодушие и оконченную школу. Дорогие родители, не бойтесь переводить своего ребёнка в другую школу, пусть не гимназию и лицей, а туда, где именно вашему ребёнку будет хорошо, ведь аттестат без троек — не самое главное, психологическое здоровье и понимающий человек рядом гораздо важнее…

***
Моя любимая племянница заканчивала школу в прошлом году. И я, и её мама — психологи, обе работаем в образовании. Что мы только не предпринимали, чтобы помочь своему родному человечку в выборе дальнейшего пути: тестировали, планировали, беседовали, водили по вузам, смотрели сайты… Но так и не определились… Похоже, нужно сдавать дипломы, расписываясь в собственной некомпетентности.
Алёна оказалась мудрее нас. Просто решила попробовать в том вузе, где ей понравилось. «Это может стать моим первым образованием, а там посмотрим», — успокоила она нас и поступила на искусствоведа (кстати, с теперешним непрерывным обучением это действительно может стать её базовым образованием). Каково же было наше удивление, когда в нынешний мой приезд к сестре племянница предложила: а не хотите сходить в Эрмитаж со мной, я вам экскурсию проведу… И ничего интереснее мы даже у профессионального экскурсовода не слышали. Слушайте и доверяйте выбору своих детей, они порой мудрее нас, и себя знают лучше.

***
Пять девчонок 7 класса конфликтуют на перемене, переживает весь класс, кто-то кого-то в чём-то обвиняет, требует деньги, угрожает расправой… Переживают все одноклассники, но понять ничего не могут. Молодая классная руководительница Марина Алексеевна берёт всю пятёрку и ведёт ко мне — ПОМОГИТЕ! Собираемся все — я, психолог, инспектор, классный руководитель, социальный педагог, родители. Долго выслушиваем всех, разбираемся в точках зрения и — мирим! Как хорошо, что нас много, в одиночку мы ещё долго не поняли бы ситуацию… Помните, что вы не одни, и не всегда ваша точка зрения единственно правильная. Советуйтесь и просите о помощи, вы обязательно найдёте правильный выход!

СФ

СПРОСИ СЕБЯ

Что вы считаете более верным?
>> Никакое воспитание не гарантирует результат.
>> Если заниматься ребёнком, это обязательно даст плоды.