Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2021 г.

Социальный театр в городе

Первый «АванПост» случился в Красноярске в прошлом году. Это своеобразная арт-лаборатория, исследующая новые формы современного, «постдраматического», театра. Бывая в Петербурге и Москве, я всегда стараюсь посещать подобные проекты (их сложно назвать «спектаклями»). И радостно, что теперь их всё больше в Красноярске. Можно не только на месте познакомиться с этим современным опытом, но и стать участником — раскрыться и дальше нести в массы новое творчество.

Мы говорим с продюсером театра «Вспышка», арт-резиденции «АванПост» Ярославой ПЕРЕВОЗКИНОЙ и участницей лаборатории Евгенией ПОЛЯНСКОЙ о важности проекта, изменениях за два года, результатах и дальнейших планах.

— Каким был первый «АванПост»?

Ярослава

Ярослава

Евгения

Евгения

Ярослава: «АванПост» — это просветительский проект. В марте 2020 года с приходом пандемии приостановилось большинство проектов театра «Вспышка». В то же время шла активная грантовая пора, с режиссёром театра, художественным руководителем «Вспышки» Марией БУЛАТОВОЙ мы начали думать в сторону обучения и объединения людей, хотели сделать проект, интересный нам самим. Первый «АванПост» был посвящён «сайт-специфик-театру», то есть театру, где место — действующее лицо. Пригласили режиссёра Семёна АЛЕКСАНДРОВСКОГО, который в рамках лаборатории помог создать такой спектакль в Красноярске и научил участников технологии и некоторым секретам. Семён — специалист в этой области, поставил много нестандартных спектаклей в разных пространствах, любит работать со звуком. Мы выбрали режиссёра и идею. А потом появилось и место — благодаря дружбе с заведующей (на тот момент) Литературным музеем Ольгой Петровной ЕРМАКОВОЙ. В здание этого музея просто просился необычный спектакль-променад.

В 2020 году мы выиграли два гранта: от Фонда М. Прохорова и Министерства культуры края, набрали 12 участников, реализовали насыщенную профессиональную программу. Основную часть расходов на себя взял Фонд Прохорова, а Министерство культуры спонсировало зрительскую программу открытых лекций, экспериментальных спектаклей и мастер-классов.

Из описания Pop-Up Театра Семёна Александровского на сайте: «Шесть лет назад мы выбрали стратегию: развивать «партизанский театр», аккумулируя горизонтальные связи. Задача нашего проекта — не только создавать новые спектакли, но и расширять само значение слова «театр», выходить за рамки, разрушать границы, исследовать реальность и самим становиться объектом и субъектом изучения».

Евгения: В прошлом году я увидела анонс, хотела попасть на лабораторию, но не прошла в основной состав. Мне предложили стать свободным слушателем, посещать лекции онлайн. Это было интересно! Рождалось много идей, в определённый момент они меня перегрузили, и я впала в меланхолию от того, что не смогу их реализовать. И тут мне говорит муж: «Я написал этому твоему Александровскому». Я в ужасе: «ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ!». А он спокойно: «Ну, написал ему в Инстаграм, рассказал о тебе». И Семён ответил! Направил меня к организаторам, а на следующей неделе он сам прилетал в Красноярск, чтобы реализовать все аудиоспектакли. Организаторы предложили мне прислать идеи и через два часа перезвонили, сказали, что Александровскому идеи понравились! И я за неделю сделала не один спектакль, а два, потому что не смогла выбрать.

Итоговой работой первого «АванПоста» стала трёхчасовая «Специфика места». В Литературном музее зритель получает программу с анонсами всех аудиоспектаклей, связанных с музеем. Можно выбрать по описанию либо прийти несколько раз, чтобы послушать всё. Каждая запись — это сознание человека. Мне понравилось, как Александровский это подавал. Он говорил: главный вектор — это ты сам. В процессе создания автор вообще не должен думать ни о конечном результате, ни о критиках, ни о том, как это воспримут, насколько он профессионален или нет. Главное — самобытность, то, что тебя волнует.

Тянуться за профессиональными моделями можно долго, можно 20 лет учиться и не достичь уровня. Но сейчас как никогда важна уникальность каждого человека. Мне был интересен вопрос: как на человека влияет воспитание, среда, существует ли генетическая память. Я реалист, но есть какие-то моменты, сны, картинки в голове, которые невозможно объяснить.

В этом направлении получилась такая история: якобы когда я готовилась к спектаклю, разбирала архивы, увидела статью, что в 2007 году Литературный музей посетил американец Юджин СЕЛЛЕР, считавший себя купцом ЦУКЕРМАНОМ в прошлой жизни. Он выучил русский язык, и мы «поговорили» с ним по Фейсбуку. В наушниках звучит рассказ о том, как он метался, бросал начатые дела, искал себя, потом общался с регрессологом (специалист, работающий с воспоминаниями, — прим. ред.), регрессолог включал ему разные звуки — тут я собираю саундтрек для слушателей. Юджин почувствовал, что ему нужно в Сибирь, а в Литературном музее осознал, что уже бывал в этом доме. Герой ходит по комнатам, слышит звон посуды, чувствует запахи (в спектакле задействован сундучок с разными ароматами). Воспоминания роятся в его голове, тревога нарастает. Он спускается по лестнице чёрного входа, садится на ступеньки (зритель в наушниках — вместе с ним) и вспоминает, что когда-то в щель одной из ступенек он бросил монетку, чтобы остаться в этом доме. Мы слышим звон...

Это полная мистификация, ничего подобного не было, но большинство зрителей поверили в историю, во многом благодаря голосу, который было непросто подобрать. Нужен был человек с акцентом, я связывалась со студентами-иностранцами из СФУ, актёрами и неравнодушными людьми, но всё было не то. И тут вспомнила знакомую, которая в Америке вышла замуж за выходца из Грузии. Он записал голосовое сообщение, и стало понятно, что голос найден! Но он занятой человек, пришлось ждать три дня, поджимали сроки, но я была уверена, что нужен именно этот голос — от которого у всех начинали бежать мурашки.

— А чем отличается «АванПост» этого года?

Ярослава:
Этот год посвящён исследованию горизонтальных связей внутри междисциплинарных команд. «Горизонтальный» — значит «равный», и любой профессиональный опыт имеет свою ценность. Сегодняшний театр готов стать платформой, объединяющей экспертов разных художественных направлений в желании выйти за рамки себя и создать нечто новое.

В этот раз мы поставили более масштабные цели: набрать несколько режиссёров, художников, сделать мультидисциплинарную лабораторию. Снова помогла грантовая поддержка Министерства культуры. Изначально планировали взять 16 участников, но заявок пришло много, и практически без отсева взяли 50 человек со всей страны.

Первым блоком стало ежедневное обучение на Zoom-сессиях, далее участники встречались очно в Красноярске. Главным куратором в этом году стал режиссёр новосибирского театра «Глобус» Алексей КРИКЛИВЫЙ, также с участниками работали четыре «капитана»: Мария Булатова, Николай БЕРМАН, Леонид ПРОКОФЬЕВ, Дмитрий ГОМЗЯКОВ. Каждый специализировался на своём направлении.

Тема лаборатории этого года — понятие «независимость». Участникам предлагалось поразмышлять о личной и общественной независимости, о том, что становится большим ограничением — вертикаль или горизонталь в отношениях. Но Дима Гомзяков, например, пошёл от обратного: взял одну участницу, Настю ЧЕВЕРС, на протяжении недели делал перформанс о зависимости, исследуя мир зависимостей совместно с героиней. Работали вместе с психологом в направлении отношений девушки и её отца, с которым она не общалась долгие годы.
В завершениt Настя позвонила отцу, разговор записали на камеру, как и сессии со специалистом, и представили зрителю в формате визуальных зарисовок и диалога с Настей.

Женя: Каждый режиссёр-куратор привлекал часть участников и делал свою историю. У Николая Бермана было задание придумать государство-утопию. Мой «Маленький спектакль под столом» рассчитан на одного зрителя. Это аудиоспектакль на 10 минут, где под столом можно погрузиться в мир из моей головы: там стояли баночки с фотографиями, приборы для улучшения настроения и так далее. Маша Булатова предложила каждому написать про себя то, что он никогда не рассказывал, и на основе этого сделать эскизы спектаклей. Лёня Прокофьев делал мастер-классы по сторителлингу. Итогом работы с ним стал сторителлинговый променад по арт-резиденции «Каменка»: участники рассказывали истории, связанные с определённым местом в пространстве, через объекты. Это жанр «сайт-специфик», как «Специфика места» в прошлом году. С Женей Сташковым занимались мистической драматургией. И многое другое было в рамках лаборатории.

— Для чего городу, зрителю, лично вам такие проекты?

Ярослава: «АванПост» — это прежде всего свобода, возможность эксперимента, объединения людей. В названии заложено сочетание «аван» («в первых рядах») и «пост» — в смысле постдраматический театр. Зрители знакомятся с новыми жанрами. Вся кураторская команда образовательной программы расширяет знания ребят о себе, они знакомятся друг с другом, продолжают дальше творить вместе.

Женя:
Проект был сделан ради того, чтобы люди, которые в нём участвовали, дальше разветвляли эту сеть, чтобы начали генерировать идеи. Мы с Любой ВИНК активно применяем сторителлинг в проектах, сделали квест на «Ночи искусств» в Музейном центре «Площадь Мира». Пятьдесят человек получили опыт, который так или иначе проявится. Лаборатория — крутой формат, где ты получаешь одновременно знакомства, опыт и практику. Здесь есть среда, в которой нужно сразу делать проект, без долгих раздумий и творческих мук.

— Зрителю понятны новые формы, с которыми вы работаете?

Женя:
В социальном театре уже много форм, в том числе форм живого театра, где по сути нет игры, это художественная интерпретация жизни, внутреннего мира людей. Я бы назвала это общением со зрителями на глубоком уровне, а не игрой. Проблема в том, что в Красноярске пока мало кто практикует социальный театр. А чтобы зрителю составить мнение, нужно сходить не на один спектакль, а на десять, тогда сформируется личное экспертное мнение.

Ярослава: Постдрама — такой театр, который вышел за пределы работы с чистой драматургией, пьесой. Текст уходит на второй план или видоизменяется. Появляются спектакли в нестандартных пространствах, ведётся работа со звуком, происходит соединение разных жанров, мест. Мы называем это жанрами современного театра. Зрители уже начинают привыкать, особенно те, кто приходил на «АванПост» или постановки театра «Вспышка», был на показах и читках пьес.

Театр расширил границы, брать за основу можно не только литературный материал, но и собственные записи, документы, интервью, истории.

Главное, чтобы присутствовала тема, которая трогает автора, и момент универсальности, общая ценность, позволяющая включаться зрителю.

— Помимо «АванПоста» есть ли ещё проекты, в которых вы принимаете участие?

Женя:
Я занимаюсь больничной клоунадой, проектом «Дом в горошек». Сейчас отдаю много внимания «Любовным письмам», проекту, который делает часть команды «АванПоста», театр «Вспышка» и Музейный центр. Это идея Семёна Александровского, реализующаяся в Санкт-Петербруге и Красноярске. Актёры или медийные личности озвучивают переписку известных людей, письма, написанные в определённом доме или отправленные по конкретному адресу в городе. Благодаря бесплатному приложению Love Letters Walk можно увидеть метки, привязанные к домам, подкреплённые романтическими аудиописьмами. С одной стороны — это исторический проект, с другой — рассчитан на горожан, которые тоже могут озвучить семейную переписку и таким образом признаться в любви. Обычно, когда мы гуляем по городу, максимум можем обратить внимание на архитектуру, а здесь улицы раскрываются по-новому. Можно прогуляться по Красноярску в реальном времени, а в Санкт-Петербурге, например, виртуально — послушать переписки Маяковского, Чехова, Кшесинской и многих других.

Недавно участвовала в лаборатории «Драматургия города» в рамках проекта «Залечь на дно в Красноярске» и перформансе «Хрупкий» — оба в рамках фестиваля «Территория». Перформанс для меня интересная тема, я поначалу не понимала, зачем это самим перформерам. Чтобы понять — попробовала на практике. Нам поставили задачу говорить четыре часа о себе, о том, что никому не рассказывали, вспоминать детали. У меня не совсем получилось, поскольку я с внешнего постоянно перемещала фокус внимания на внутреннее, рефлексировала. Опыт получился глубокий, процесс долгого говорения с собой — сейчас это роскошь. Где ещё ты можешь выделить себе четыре часа, ни на что не отвлекаясь, озвучивая то, что забивается внешними делами.

Ярослава:
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив в Шарыпово стартовал проект «История пишется нами», в котором участвуют подростки от 15 лет, педагоги и инициативные жители города. В рамках проекта действует Лаборатория современного искусства «Территория силы», в ней три направления: аудиальным занимается Любовь ВИНК, художественным — Александр БЛОСЯК, театральным — режиссёры Мария БУЛАТОВА, Наталья ЖЕЛТОВА, Снежанна ЛОБАСТОВА. Также в команду входят: драматург Евгений СТАШКОВ, архитектор Мария РЫЖКОВА, археолог и скульптор Сергей КРАСНОЛУЦКИЙ, краевед Александр КОМИССАРЕНКО, видеограф Димитри ТАРХНИШВИЛИ. Организаторы проекта — команда Центральной городской библиотеки
г. Шарыпово, руководитель Ольга ПОПОВА.

Мы исследуем Шарыпово разными формами современного искусства, в декабре выпустим эскизы, а в с нового года акцент будет на уличные спектакли и перформансы. Задача — выпустить спектакль о городе, посвящённый историям жителей.

— Возможно ли развитие «АванПоста» без грантовой поддержки?

Ярослава: С тем масштабом и в той форме, как это было, реализовывать лабораторию без спонсорских средств невозможно. Огромная благодарность фондам, которые поддерживают культуру и искусство, и Министерству культуры Красноярского края. Результаты «АванПоста» очевидны — спектакли, проекты, команды, которые образуются на лабораториях и работают дальше, записи мастер-классов и лекций. Мы планируем большую лабораторию на 2022 год. Надеемся, что внимание к нам будет увеличиваться. Идея третьего «АванПоста» уже есть, хочется связать его с наукой. Как это будет реализовано — увидим в следующем году!

Анастасия АНДРОНОВА
Фото Анны МЕДВЕДЕВОЙ