Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2022 г.

Манифест: относитесь бережно

Юлия БОЧАРОВА почти 100 дней руководит медиацентром «Культура24». Красноярцам Юлия более известна как редактор и ведущая вечернего канала «Прима» и как блогер, рассказывающий о культурных событиях города.

Мы поговорили с Юлией о культуре в современных реалиях, красноярских брендах и о том, почему иногда неплохо быть самым глупым человеком в комнате.

— Вы возглавили портал, где собрано всё о культуре. Изменилось ли что-то в связи с этим в личной жизни — друзья стали спрашивать вас об интересных событиях?

— В личной жизни ничего не изменилось: новая должность стала для меня не началом пути, а его продолжением — самым пиком, расцветом, кульминацией.

Если бы год назад меня спросили, как я хочу, чтобы выглядела моя работа, постеснялась бы нарисовать такую слишком идеальную картину. Но, как говорят коучи, пожелай, а судьба сделает так, как даже представить не можешь — лучшим для тебя образом. Теперь в моей работе есть и управленческая составляющая, и медийная, и культурная. Всё в жизни держится на трёх китах, треугольник — самая устойчивая фигура.

— Сфера культуры всегда была интересна вам?

— Нет, конечно. Не с рождения. К сожалению, уже у большого количества поколений наших предков нет гувернёров, толстых альбомов, собраний картин и хотя бы часа в день на музыкальное, художественное образование. Культурное образование становится отдельной стратегией для родителей и детей, которые осознанно и специально выбирают такое направление для развития. Остальные, по сути, лишены его. И уже во взрослом, сознательном возрасте могут принять такое решение — начать учиться культуре. А пониманию культуры надо учиться.

Хорошо, когда рядом есть умные учителя, которые не как профессора МФТИ сразу грузят тебя высшей математикой, а берут за руку и начинают с азов. Например, с концертов популярной классической музыки — с комментариями и пояснениями. Важно, чтобы человек сознательно пришёл в это, только тогда можно начинать развитие. Так было и со мной.

Да, сначала было весело. Я прошла разные периоды: умничала, ничего не понимала, и мне было стыдно признавать это, задавать вопросы. Есть хорошая фраза, но чтобы понять её, нужно быть неснобливым. «Как прекрасно, когда ты самый глупый человек в комнате». Значит, тебе выпало счастье оказаться рядом с умными людьми, поучиться, понаблюдать, послушать, о чём они говорят, они тебя не гонят!

Честно, у меня процесс познания продолжается и сейчас. Культура настолько непостижима, что малое количество людей могут оправданно считать, что они что-то познали.

— Кто стал вашим учителем, проводником в мир культуры?

— Таких людей много, в каждый момент времени я выбираю их. Это разные люди: кто-то даёт знания непосредственно об искусстве, другие — об организации деятельности культуры, третьи — о своём зрительском опыте. Так с разных сторон можно составлять для себя общее впечатление о мире культуры. Это в первую очередь наш министр культуры Красноярского края Аркадий Владимирович ЗИНОВ, руководители и артисты красноярских музеев и театров, книги, федеральный и международный культурный опыт.

— Портал о культуре может стать таким наставником?

— Конечно! «Культура 24», безусловно, несёт миссию просвещения, донесения ценностей. Конечно, наша первоочередная задача — информирование о культурных событиях. Но вместе с тем мы берём на себя ещё одну важную функцию — помогаем выбрать, что посмотреть, куда сходить.

Я называю редакторов нашего портала генетическими интеллигентами. Они выросли в творческих семьях, за кулисами театров, — их выбору можно доверять.

Мы живём в миллионном городе, в трёхмиллионном крае, где происходит множество событий. «Культура 24» — это не просто афиша как перечисление событий. Мы всегда проводим большую работу, когда формируем выбор редакции — на неделю, на выходные дни. Куда сходить с детьми? А на романтическое свидание? Предлагаем по три-четыре варианта культурных событий. Вы не тратите время на поиск, мы делаем это для вас. Нам всегда можно задавать вопросы, например, в социальных сетях.

Возвращаясь к вашему первому вопросу: «куда сходить» меня спрашивали и до того, как я оказалась в этом кресле. И рекомендуя что-то, я основываюсь не только на собственном мнении. Мои впечатления — в моей голове. А чтобы составить собственное мнение, важно увидеть что-либо своими глазами. Слышали много спорных отзывов? Сходите сами! А то получится как в анекдоте про Шаляпина: «не пойду на его концерт, он плохо поёт. Я сам не слышал, но мне Саня напел».

Вы должны получить свой опыт, посмотреть и решить — нравится вам или нет. Так формируется собственный вкус.

Нельзя говорить: я буду заниматься только классикой, и у меня будет хороший вкус. Если вы свернёте с этой тропы и увидите что-то другое, то получите более объёмную картину. Только тогда сможете сказать, что сделали точный свой выбор, допустим, между роком и классикой.

Проект «Юлия Бочарова + главные люди в культуре  Красноярска»; интервью с художественным  руководителем ТЮЗа Романом Феодори

Проект «Юлия Бочарова + главные люди в культуре Красноярска»; интервью с художественным руководителем ТЮЗа Романом Феодори

— Может ли информационный портал помочь развитию культуры?

— Да, может. Мы живём в 2022 году. Ежегодно происходят сотни, тысячи мероприятий. На нашем портале хранятся десятки тысяч фотографий с этих событий. Никто не в состоянии в одиночку мониторить все культурные события. Мы делаем это: снимаем, записываем, отсматриваем и показываем.

Сегодня ещё актуально: не запостил — значит не было. Мы постим события культурной сферы и так помогаем ей развиваться.

— Каким портал должен быть — по мнению редактора, читателя, заказчика? Как соблюсти баланс интересов всех?

— Мнение редакции тоже меняется, в разное время мы хотим разного. И наши читатели тоже.

Хотя и говорят «нельзя быть всем для всех», но стараемся соблюдать баланс. У нас есть «бутик» — суперкрутые, суперглянцевые, суперэксклюзивные материалы. Например, интервью с авторитетными экспертами, эксклюзивные новости. Есть и «масс-маркет», хотя мне не нравится это слово. Это полезная, интересная информация.

Каждый раз, когда выбираем тему, текст, я думаю, как человек ответит для себя на вопрос «зачем я это читаю?», «какую пользу, какие впечатления получаю?». Отсюда и подход к написанию текста, выбору языка. Несмотря на то что многие считают культуру элитарной, не нужно быть снобом, надо говорить грамотным, но простым языком. В этом успех ютуба — люди говорят друг с другом без канцелярщины. Это и наши политика и стратегия.

Хотя мы представляем интересы министерства культуры Красноярского края, у меня вполне коммерческий склад ума в плане подхода к своим целям и их измеримости. На интернет-портале и в соцсетях всё измеримо. Мы видим посещаемость, время, проведённое на сайте, лайки, подписчиков, их активность. Изучаю всё это, чтобы понимать — что «заходит», а что нет. Естественно, что наших посетителей привлекают глобальные культурные тренды, масштабные блокбастеры, топы, хиты. Всегда «заходят» розыгрыши — книг, сертификатов в рестораны. Мы делаем обзоры зрелищ, но совершенно не против «хлеба». И, кстати, даже наши гастрономические партнёры сегодня устремлены в культуру. Делают выставки, спектакли в ресторанах. Что и является поводом для нашего взаимодействия.

Учредитель портала — министерство культуры. Но мы не делим материалы на авторские и госзадание. Они все авторские. Задача учредителя — реализовать миссию культуры. Гармонизировать личность и общество в целом, образовывать и просвещать, добавлять оптимизма в самые трудные времена. Собственно, в этом направлении мы и действуем, используя современные инструменты.

Ютуб, подкасты, залипалки на таймлапсе всякие — мы всеформатны именно для того, чтобы говорить с людьми языком, актуальным сегодня.

— Как вы оцениваете насыщенность культурной жизни нашего региона?

— Я не берусь оценивать. Вообще практикую безоценочное суждение. Но в целом Красноярск бесспорно и по праву является столицей Енисейской Сибири. Важность и ответственность состоят в том, что нас смотрят все. В городе проводится огромное количество культурных мероприятий, каждый может найти своё. Сейчас все крупные учреждения культуры будут выпускать отчёты по итогам работы в прошлом году. Вы удивитесь, как много сделано, даже с учётом ограничений из-за пандемии. Это невероятно.

— Событий много, потому что они востребованы у красноярцев?

— Абсолютно так. Во время пандемии культура стала связующим звеном, оптимистическим фактором, оплотом социализации. Людям нужно выходить в общество, даже во время ограничений. Насладиться концертом, погулять по выставочному залу, сходить в театр — как глоток воздуха.

— Завсегдатай культурных мероприятий равно «культурный человек»? Насколько одно определяет другое?

— Формально знак равенства поставить нельзя. Но по факту… Смотрите. Если вы приведёте на культурное событие незаинтересованного человека раз, два, три, десять… Рано или поздно он откроет уши и глаза, будет испытывать эмоции, культурное образование, так или иначе, будет происходить. И завсегдатай станет со временем культурным человеком. Польза от насмотренности есть — в какой-то момент начинают формироваться собственные предпочтения.

В целом понятие культуры очень объёмное. Не бросать мусор, убирать за собой — это тоже культура в широком смысле.

— Какие знаковые события действительно представляют наш регион на федеральном уровне?

— На «Культуре 24» есть отдельная вкладка, посвящённая культурным брендам. Их много. Если называть топ, в него, безусловно, входит Фестиваль Дмитрия Хворостовского. В этом году он будет юбилейным, ещё более масштабным. Ещё один культовый, известнейший на территории России фестиваль — «Мир Сибири».

Колоссальное значение имеет проект «Культурная столица Красноярья». Думаю, что он известен и на общероссийском уровне. На год культурный фокус переносится в один из населённых пунктов региона, на этот раз им стал Лесосибирск. Сюда будут приезжать различные коллективы, что позволит местным специалистам учиться, перенимать опыт. Сфера культуры населённого пункта, который был столицей, начинает жить по-новому.

Проводится множество не столь масштабных, но не менее значимых локальных событий. Например, маленький фестиваль северных народов «Северная ягода». Не все красноярцы знают о нём. Но для местных жителей он важен.

— Что ещё можно сделать красноярским брендом?

— Наверное, это вопрос уровня министра. Справедливости ради стоит отметить, что все прекраснейшие события получают информационное сопровождение и известны. Как раз сейчас происходит очередной этап экспорта культурных событий региона на федеральный и международный уровень. Не так давно успешно прошло представление культуры Енисейской Сибири в министерстве иностранных дел в Москве. На 9 апреля запланировано глобальное событие — концерт в Государственном Кремлёвском дворце ансамбля имени М.С. Годенко с красноярским филармоническим русским оркестром.

Кроме того, объявлен Год культурного наследия народов России.

— Работая на «Приме», вы записали цикл интервью с главными людьми культуры Красноярья. Как выбирали героев для интервью? Кто открылся с неожиданной стороны?

— Героев выбирала я, но мы обсуждали в редакции, как поговорить с гостем, чтобы зрителям было интересно. Иногда мы, культурные журналисты, как и другие узкоспециализированные авторы, отмечаем у себя некоторую деформацию. Если мне интересен человек, потому что он совершенно гениален, это не означает, что широкая публика его знает и считает интересным. Нужно было соотнести множество факторов. Интервью будет отчётным, но неинтересным, если ответы известны заранее.

Вообще, атмосфера на записи была дружелюбной. Разыграла художника Александра ЗАКИРОВА. Показала рисунки своих детей, но ему сказала, что среди них есть работы художников. Попросила определить, где чьи. Он на полном серьёзе говорил: вот здесь — такой профессиональный мазок.

— Не обиделся потом?

— Нет. А на что обижаться?

— Вы спрашивали у главных людей культуры края их манифест. А у вас есть свой манифест?

— Периодически мы все, осознанно или нет, что-то манифестируем. Внутри себя или публично проговариваем свою позицию, точку зрения, обращение к миру на какую-то тему. Мне хотелось, чтобы герои интервью зафиксировали свой манифест в данный момент. Необязательно, чтобы он был связан с темой культуры. Я спрашивала: скажите, что у вас на душе, поделитесь этим с людьми.

Мой манифест сегодня: относитесь бережно. К себе, к людям, ко всему, что нас окружает. Есть хороший жизненный принцип: «Относись бережно к тому, что не понимаешь. Это может оказаться произведением искусства». Это справедливо и в отношении творчества — куча палок может быть чьим-то творческим выражением в современном искусстве. И в отношении людей это тоже работает. Если не понимаешь, что за человек перед тобой, не делай поспешных выводов.

— Как события культуры меняют жизнь и человека?

— Большие события оставляют наследие — оборудование, книги, материалы, улучшенную материально-техническую базу, обученных и замотивированных людей. Любой приглашённый специалист, приехавший в Красноярск, учит. Как минимум уже просто своим присутствием. Ну и проводя мастер-классы, отвечая на вопросы.

Нам, красноярцам, важно быть причастными к глобальному культурному процессу. Несмотря на то что мы находимся за четыре тысячи километров от Москвы и Питера, у нас бывают люди, которых в столице не всегда поймаешь. Или из-за стоимости билетов не попадёшь на концерт. Среди них СПИВАКОВ, ГЕРГИЕВ, БУТМАН, МАЦУЕВ, КУРЕНТЗИС. Гастроли, фестивали оставляют после себя новый культурный опыт.

Звучит банально, но это правда: культура делает людей богаче, врачует, поддерживает.

— Вы сами когда-нибудь мечтали сыграть роль на сцене?

— Нет. Лет в шестнадцать я играла в КВН. Писала шутки и сидела на звуке. Мне нравится быть серым кардиналом. Не надо быть на сцене, чтобы получать признание своих заслуг. Узкого круга людей, знающих, кто за этим стоит, достаточно.

— А как же опыт ведущей телепрограммы?

— Это миссия, а не тщеславие. Я просто рупор, через который эксперты говорят с людьми. Быть ведущей, чтобы стать популярной, — эта эпоха ушла. Я бы сказала всем будущим журналистам: нет такого — сел читать новости и ты звезда. Нужно быть и редактором, и продюсером, и корреспондентом, и промоутером. Проделать огромную работу, прежде чем сесть перед камерой. И «говорящая голова» на экране — только вишенка на торте.

— Считаете себя экспертом в области культуры?

— Нет, конечно. Это слишком самонадеянно.

— Какой для вас идеальный культурный вечер?

— Разный. Я потребляю гигантское количество культуры по собственному желанию, а не по работе. Делаю это из своего интереса, ну и чтобы потом хорошо делать свою работу.

Идеальный культурный вечер — когда есть возможность попасть на мероприятие, на которое тебе хочется. У нас в городе активные зрители, на блокбастеры всегда аншлаги.

— Культурные откровения последних лет?

— Испытываю гордость за то, что у нас многое сделано на высочайшем уровне. Например, в Москве я сходила в театр на Таганке на спектакль «Алиса». Он, как и постановка нашего ТЮЗа, заявлен как визуально-музыкальный. Но, честно, наша версия круче. И таких примеров много. «Катарина», «Лакме». Мы очень богаты. И моя задача как шефа «Культуры 24» — чтобы как можно больше людей знали об этом.

Когда говорят: «У нас некуда пойти», спрашиваю: «А какие три последних события вы посетили?». Если в лучшем случае называют одно, значит, утверждение голословно.

— Какой ваш любимый спектакль?

— Сложно сказать. Один из знаковых — «Алиsа», он уже шестой год шарашит аншлагами. Безусловно, крутая постановка — опера «Князь Игорь» театра оперы и балета. Уникальные декорации, почти всё второе действие — балет. Масштаб постановки невероятный, заняты солисты, оркестр, хор, балет. В момент половецких плясок на сцене гигантское количество людей, от которых исходит невероятная энергия. Мои дети любят «Золотую принцессу», мы ходили на неё раза четыре.

В театре Пушкина «Капитанская дочка». В Москве я ходила на нашумевшую постановку «Бульба. Пир» Александра МОЛОЧНИКОВА. Так вот, наша «Дочка», запущенная одновременно, по сценографии, режиссёрским решениям, костюмам, актёрскому мастерству — тот же уровень.

— У вас есть любимая книга?

— Я люблю читать. На моей тумбочке — стопка книг. Но одной любимой нет. Читаю и управленческую, и современную художественную, и документальную литературу. Недавно прочитала много о ФЕДИРКО. Павел Стефанович — ключевая фигура в становлении культуры в нашем крае, автор известного слогана, актуального и сегодня, «Превратим Сибирь в край высокой культуры». «Историю искусства» Гомбриха перечитываю.

— Какой формат книг вы предпочитаете — бумажный или электронный?

— Это уже стало философским вопросом. Технически мне удобнее читать бумажные книги. Но мне не близки аргументы книголюбов из серии: люблю трогать страницы, приятный запах бумаги. Думаю, что электронный вариант — следующий уровень развития. Он не губит деревья. Современный образ жизни не предусматривает в маленьких квартирах огромных пыльных книжных полок. Всё в одном гаджете. Уход от бумажных книг — нормальный процесс, с развитием всегда что-то атрофируется. Мы ведь не горюем, что не печатаем на печатных машинках.

Софья АНДРЕЕВА