Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2022 г.

«Всегда завидовала контролёрам»

Билетный контролёр Галина ХВАЛЬКО работает в театре оперы и балета уже восемь лет. Пришла туда накануне выхода на пенсию и, по её словам, обрела настоящее счастье. Свою работу любит и готова говорить о ней часами.

Галина рассказывает, что прежде никогда не слушала оперу, а на балет ходила лишь однажды — на «Лебединое озеро». Зато была частым гостем в театре им. Пушкина. Там нравилось всё — пьесы, декорации, актёры. А контролёры так просто вызывали зависть. Думала: «Ну какие счастливые люди — работают в театре». Возможно, поэтому, когда работать на Красфарме стало совсем невмоготу, она пришла устраиваться именно в театр.

На Красфарме проработала всю сознательную жизнь: была аппаратчиком сначала в цехе стрептомицина, где готовили среду для высушивания, а далее делали лекарственный порошок. После его закрытия ушла в другой цех, где изготавливали кровезаменители, разливали изотонические растворы. Когда продукция была готова и разлита по флаконам, Галина составляла их в огромные кассеты и загоняла в автоклавы на стерилизацию. Каждый день одно и то же, одно и то же. Настроение от работы на заводе — это тебе не театр. «Завод есть завод, — вспоминает Галина. — Там совсем другие люди. Деньги не платили, все на нервах, обозлённые. А здесь всё красиво, спокойно, настроение приподнятое.

Я сама стала терпимее к людям. Вообще я вспыльчивый и довольно грубый человек, но ни разу за восемь лет не нагрубила зрителю. Бывают разные люди; если буря внутри поднимается, напоминаю себе, что это моя работа, и только улыбаюсь. Потом могу уже выпустить пар. Но вообще стараюсь всегда помочь, пересадить, если есть возможность. У меня в душе что-то стало мягче. К тому же раньше я не понимала эту музыку вообще. Думала, у меня слуха нет, а он есть! И мы же общаемся со зрителями, а в основном приходят те, кто любит оперу. Они об этом говорят, я прислушиваюсь, что-то узнаю от них. Стала намного культурнее. И внуков в театр вожу».

Раз в 10 дней билетёры меняются с коллегами, переходят на «другую дверь». Когда работают в зале, конечно, смотрят постановки. Галина знает весь репертуар, смотрела каждый спектакль не один раз. При этом не выделяет тот или иной балет или оперу как любимые. Нравится и классика («Князь Игорь», «Ермак», «Евгений Онегин», «Мадам Баттерфляй»), и премьеры. Например, «Лакме», которая состоялась в марте. Современные постановки вроде «Богатырей» посмотреть пока не удалось — на контроль в пространство «Квадрат», где идёт опера, обычно ставят молодых сотрудников. Балет, который дольше всех остаётся в голове, — «Анюта», особенно последняя сцена на катке, где играет лёгкая музыка. Напевает её потом ещё дня три, и это приятно. А ещё есть красивейший балет, за который сильнее всего обидно: почему-то на «Сильфиде» зал редко бывает полным. Обидно, когда артисты выходят в полупустой зал. Правда, сейчас, с отменой QR-кодов, заполняемость повысилась на все постановки, что не может не радовать.

И артистов Галина любит, скучает во время двухмесячного отпуска, встречает всегда с улыбкой. Болела за них всей душой и на международных конкурсах, которые смотрела на канале «Культура», и на форумах, которые проходили
в Красноярске.

Завораживает нахождение за кулисами: раньше доводилось вручать цветы на сцене, само это вызывало стресс — Галина стеснялась, переживала, что ошибётся, даже за провод однажды запнулась. Но видеть балетную труппу рядом — это что-то особенное. «Они забегают измождённые, их сразу встречает массажист, медсестра, видно, как тяжело, — говорит Галина. — Но какие же они красивые, как выкладываются! С нашими артистами никто не сравнится. Когда бывают гастроли, мы смотрим на других и точно знаем, что наши — лучшие. Да их и во всём мире ценят. И хор прекрасный, и ребятишки какие талантливые! Детская оперная студия работает у нас уже лет тридцать, сколько звёздочек выпустили. Даже за те восемь лет, что я работаю, скольких уже видела. У мальчишек голоса ломаются, тогда они поют только на подпевках, уходят, бывает. Потом возвращаются с новым голосом. Всех их так приятно видеть!».

Красноярские зрители, по мнению сотрудников театра, принимают артистов хорошо. Бывает, приходят случайные люди, но они и уходят ещё до антракта, особенно с оперы. А большинство зрителей ходят постоянно, любят постановки, артистов, приходят на кого-то определённого. Слушают с прикрытыми глазами, ценят.

Единственное, о чём грустит Галина, — это возраст. Скоро театр оперы и балета закроют на ремонт, может быть, штат контролёров будет сокращён. Но перед её глазами те из сотрудников театра, кто уволился или вышел на пенсию — они теперь приходят на постановки в качестве зрителей. Сначала приходят с грустью, потому что уже не являются частью этой большой семьи. А потом с радостью и благодарностью к искусству.

Театр в любом случае остаётся с тобой навсегда.

Анастасия АНДРОНОВА