Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2022 г.

Прогулка в пункт назначения

Пригородная автоэкскурсия по старому Транссибу и местам крупнейших техногенных катастроф XX века в окрестностях Красноярска — согласитесь, предложение уникальное. С автором этой и ещё ряда эксклюзивных идей мы встретились в его офисе на Дубровинского, где из окна открывается великолепный вид на Енисей и Коммунальный мост.

История одной панорамы

Илья КУЗНЕЦОВ — управляющий юридической фирмой, а краеведение его хобби. Свою историческую сущность юрист проявляет с первых же минут: приблизившись к окну, предлагает мне взглянуть на современную панораму города из прошлого:

— Если перенестись в XIX век, то мы с вами находимся в слободе Теребиловка. По существу, это не центр, а криминально-промышленная окраина Красноярска. Видите остров Посадный? Сейчас там парковая зона, а в тот период была промзона, аналогичная КрАЗу, потому что здесь находились лесопилки Льва Либмана, механический и литейный заводы Кнорре, зимняя стоянка пароходов, купальни и т.д. Район был весьма тревожным.

Илья — красноярец, сибиряк в третьем поколении, собственную родословную знает как Отче наш. Рассказывает, что среди его предков были и минусинские староверы, и столыпинские переселенцы из Белгородской губернии, раскулаченные в 30-е годы прошлого века. Жила родня в районе старого Боготола, в деревне Ильинка. В честь этой деревни и назвал его дедушка Ильёй.

У каждого человека есть потребность в самореализации. Илья Кузнецов с детства увлекался историей и даже собирался поступать в Российский государственный гуманитарный университет. Но когда оканчивал в начале лихих 90-х школу (сейчас гимназия №13 в Академгородке), родители посоветовали найти «нормальную» профессию. Поступил на юридический факультет в КГУ, но интерес к истории не угасал.

— Я называю себя гидом, но мыслю и веду себя как экскурсовод. Гид — это всего лишь человек, который знает местные достопримечательности и может их показать. Перед ним не стоит задача рассказывать про историю, культуру. А экскурсовод должен выстроить логичную и последовательную цепочку. Допустим, для меня экскурсия по Теребиловке — целая история противостояния криминалитета, граждан и полиции.

Когда людей погружаешь в быт обитателей XIX века, жизнь которых была, наверное, более суровой, чем на диком Западе, — это производит интересный эффект!

Старая дорога

У всех экскурсий, которые проводит Илья, есть один признак: они связаны с его местом жительства, деятельности. Это привычные для него «пункты», с которыми знаком с детства, но теперь ему открылась их глубинная история.

— Я жил в Октябрьском и Железнодорожном районах Красноярска. Как свои пять пальцев знаю окраины Николаевки, Академгородок, окрестности в районе Успенского монастыря. Уже на третьем десятке лет мне стала интересна история этих мест. Одним из первых моих экскурсионных маршрутов стала Монастырская дорога, которая ведёт от Свято-Успенского мужского монастыря до Гремячего лога и построена в 1874 году.

— Как удалось её найти?

— Сейчас она по большей части разрушена, но тем не менее на местности хорошо просматривается. Несколько лет назад в интернете появились снимки из фотоальбома «Великий путь» 1899 года, посвящённого открытию сквозного движения по Транссибу. Там увидел несколько фотографий, где были чёткие ориентиры, например железнодорожный мост. На одном из снимков узнал Гремячий ключ, его вид с южной стороны. Смотрю, там куча богатых построек, разрушенный мост. А если дорисовать в воображении вышку телебашни и микрорайон Орбита, то всё встаёт на свои места.

Оказывается, в 70-80-е годы XIX века здесь была обжитая, популярная, развитая местность. Как выяснилось, дорогу построили всего за 4 месяца. Её длина около трёх километров. Это скальная полка на высоте примерно 20-30 метров над уровнем Енисея (люди опасались наводнений). На ней — более 13 мостов, а в начальной части — керосиновое освещение. Автором проекта дороги был губернский архитектор А.А. Лоссовский — ему также принадлежит проект дома Н.Г. Гадалова (ныне здание «Детского мира»), келейного корпуса Успенского монастыря, плашкоута-«самолёта» — самоходной паромной переправы через Енисей.

Я долго в себе это открытие переваривал, ходил, изучал. Обнаружил элементы деревянных ограждений, оставшиеся от старой дороги. Она сохранялась вплоть до 30-х годов прошлого века, пока в районе железнодорожного моста не построили Мелькомбинат. Меня поразил сам её масштаб, захотелось рассказать об этом другим. Одно дело — просто вести исторический блог, но мне важнее обменяться эмоциями с людьми. Хочется, чтобы они пережили хотя бы часть того, что испытал я.

Сначала тестировал маршрут, водил экскурсии для друзей и знакомых как волонтёр, а с осени прошлого года стал набирать группы. Когда рассказываю о чём-то, стараюсь концентрироваться именно на бытовых деталях. Пересказ дат возведения тех или иных построек, упоминания, кто из выдающихся людей здесь жил-творил-бывал, такого эффекта не дают. Нужно копать гораздо глубже. Большая удача для гида-рассказчика не просто зацепить слушателей историей места, но добиться, чтобы участники ощутили себя обитателями старого Красноярска, поняли, что окружало и волновало тогда людей. И если эффект погружения удаётся, то это здорово!

В кольце катастроф

Один из самых востребованных и протяжённых маршрутов Ильи Кузнецова — «Пункт назначения» — проходит через места крупнейших технокатастроф XX века. Семь часов в пути и расстояние более 160 километров. Экскурсанты посещают самую популярную точку стихийного споттинга у восточного торца взлётно-посадочной полосы аэропорта «Красноярск»; мемориалы катастрофы иркутского рейса №3519 (1984 г.) и Мининской железнодорожной катастрофы (1959 г.). Илья рассказывает шокирующие подробности об этих событиях. Несколько раз в ходе маршрута приходится пересекать старый Транссиб, и есть возможность лицезреть чудом сохранившиеся образцы инженерной архитектуры XIX века, слышать истории об индустрии железнодорожных перевозок того времени и строительстве дороги. И это ещё
не всё.

Одним из пунктов маршрута стали остатки советского ядерного щита — заброшенные депо боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) «Молодец» и база 241-го ракетного полка 36-й Венской дивизии РВСН (ракетных войск стратегического назначения). Здесь Илья рассказывает остросюжетную историю взрыва баллистической ракеты УР-100 в августе 1967 года, когда погибли 13 военнослужащих и гражданских специалистов.

Такова жизнь

Интересна сама история возникновения экскурсионного проекта «Пункт назначения».

— Мои бабушка с дедушкой в прошлом геологи. У них была дача в СНТ «Геолог» на платформе Лесная, — рассказывает Илья. — С пяти лет я там всё лето ошивался возле развалин старого железнодорожного моста через Гладкую Качу и видел странные дороги и железнодорожные ветки, уходящие в лес. Когда повзрослел, благодаря интернет-сервисам получилось хорошо рассмотреть то, что находится рядом. Понял: буквально в 7–10 километрах от нашей дачи находится то, что напоминает атомный лес из фантастической повести братьев Стругацких «Обитаемый остров». Не какая-то привычная тайга, а суровый лес, нашпигованный недобрым железом.

Оказалось, что и Транссиб, по которому ты всё время ездил, не совсем тот, что был изначально. Кое-где хорошо сохранились участки, построенные в те годы, и по ним видно, что эта дорога — грандиозный памятник инженерного искусства XIX века. Года три назад, по мере сбора информации, мне пришла в голову идея объединить названные пункты в некий кольцевой маршрут. Да, их узловыми точками являются места техногенных катастроф, и за это меня не раз пытались осуждать представители турбизнеса (я называю их «полицией скорби»). Говорили: зачем, дескать, привлекать людской интерес к местам катастроф, страданий? По их мнению, это неэтично. Я так не считаю.

Когда рассказываю о трагических событиях, не концентрируюсь на смерти, на количествах жертв. Любая катастрофа, если она происходит, будь она техногенная или природная, позволяет оценить состояние государства и общества в тот момент. Взять хотя бы катастрофу иркутского борта. Само по себе место ничем не примечательно: рощица, обелиск, где валяются обломки, их до сих пор находят и складывают у подножия. Но история этой катастрофы позволяет рассказать, как появился красноярский аэропорт «Емельяново», в условиях какой штурмовщины это происходило, какие вещи объективно предшествовали катастрофе и какие авиакатастрофы в целом происходили в крае. Кстати, в сборе информации мне помог портал «Мемуарист». Его создатели находят и выкладывают в общий доступ дневники, воспоминания, мемуары. Причём все материалы отфильтрованы, можно вести поиск как по времени, так и по географическим точкам. Кроме того, я достаточно много читал воспоминаний лётчиков, сотрудников красноярского авиаотряда.

Магические порталы

Маршрут «Пункт назначения», по словам самого Ильи, оказался тяжёлой работой. Бывает, набирается довольно большая группа, люди едут сразу на нескольких машинах. Все пояснения гид даёт на основных локациях. Иногда, пользуясь тем, что на маршруте устойчивая сотовая связь и интернет, экскурсовод организует голосовой вызов и по громкой связи делает пояснения, не прерывая движения.

— Одной из самых интересных точек «Пункта назначения» являются порталы старого Транссиба 1895 и 1906 годов. Эти постройки по масштабу и качеству исполнения похожи на сооружения Кругобайкальской железной дороги.

На старом Транссибе можно увидеть вензеля, герб министерства путей сообщения с якорем и лопатой. Представьте, сооружениям почти 130 лет, и ни одна плитка не отлетела. Они обладают какой-то магической притягательностью!

Однажды мы двигались по маршруту, по пути хорошо был виден водопропускной портал 1906 года, проходящий под полотном железной дороги. Я заранее всех предупредил: пассажирам можно посмотреть объект на ходу, а тем, кто за рулём, нужно быть осторожными — впереди крутой спуск. Несмотря на это, один из водителей засмотрелся и ушёл в кювет. К счастью, машину не повредил, и вскоре наш «караван» продолжил движение.

Целевая аудитория

— Основная целевая аудитория моих экскурсий — либо жители города, либо наши ближайшие соседи. Им интересно, глядя на дагерротип, дорисовывать прошлое в своих фантазиях, а моя задача — разбудить их воображение, — поясняет Илья.

Гид вспоминает, как интересно было возить железнодорожников по Транссибу. Профессионалы лучше других знают современную дорогу, но, как выяснилось, совершенно не представляют, каким был Транссиб изначально. Они очень удивились, узнав, что маневровый локомотив, встреченный в пути, является развитием модели тепловоза, который поставляли по ленд-лизу США в годы Великой Отечественной войны. А ровесника тех тепловозов — паровоз серии СО, который выпускали на Красмаше, сейчас можно увидеть только в качестве музейного экспоната на железнодорожном вокзале Красноярска.

— Как-то раз мы проехали «Пункт назначения» с бывшими ракетчиками. Не все из них служили в этих местах, но им интересно было разбередить воспоминания молодости, посмотреть, сравнить. А мне как юристу, связанному со строительством и энергетикой, в будущем было бы интересно вывозить на экскурсии предпринимателей, связанных с этими сферами, потому что тогда я смогу говорить с экскурсантами на одном языке.

По словам Ильи, наибольший интерес к городским и пригородным экскурсиям проявляют женщины 40+, вообще это у большинства гидов основная аудитория и основной массив подписчиков исторических пабликов.

Гарантии достоверности

Любовь к истории и системное мышление юриста сделали своё дело. Авторские экскурсии по уникальным маршрутам, которые Илья Кузнецов анонсирует в социальных сетях, в том числе в своём телеграм-канале «Гид в нетуристическом городе», набирают популярность. Дело в самом рассказчике, в его личности и страстном желании докопаться до скрытых фактов.

— Для меня история с экскурсиями вообще не про деньги, — говорит И. Кузнецов. — Хотя самозанятость, как и положено, оформил, но, по сути, нахожусь сейчас на начальной стадии: нарабатываю некий объём авторских экскурсий, знания предмета, оттачиваю навыки выступления перед аудиторией.

Если говорить об источниках информации, то изучаю, например, научные публикации историков, занимающихся проблематикой Сибири XVIII-XX веков, но главное — пользуюсь цифровыми архивами крупнейшей библиотеки мира. Практически все музеи России в 2000-х годах провели большую работу, оцифровали свои фотоархивы в рамках проекта Библиотеки Конгресса США, которая, в свою очередь, открыла свободный онлайн-доступ ко всем имеющимся архивам. На этом ресурсе можно найти даже материалы из фондов Красноярского краеведческого музея.

— Если говорить о прошлых катастрофах и объектах, ранее считавшихся секретными, то и сейчас не вся информация лежит на поверхности. Приходилось ли вам обращаться, например, в архив МВД?

— Я популяризатор истории, а не учёный. В «Пункте назначения» рассказываю о боевых железнодорожных ракетных комплексах в пригороде Красноярска, помня, что публикации на эту тему уже не являются секретными. Открыты для всех воспоминания очевидцев о причинах катастроф, о людях, служивших на базе боевого железнодорожного ракетного комплекса в 241-м ракетном полку. Информация о поездах, которые несли там боевое дежурство вплоть до 2002 года, тоже абсолютно открыта, коль скоро они сняты с вооружения.

А вот в истории Мининской железнодорожной катастрофы 1959 года ещё много непонятного. Почему до сих пор не могут установить имена жертв и всё покрыто тайной? В те годы система продажи железнодорожных билетов была обезличена, но известно, что в поезде ехала делегация пионеров. Это было 2 июня, после Дня защиты детей. Ребят направляли на отдых в Хакасию. По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело, но его материалы не сохранились. Нет и приговора суда, который позволил бы понять причины. Правда, есть воспоминания очевидцев и, как ни странно, источником данных о потерявшихся жертвах стал архив нотариальной конторы Ленинского района, где неожиданно нашлись свидетельства о праве на наследство, выданные в июле 1959 года родителям пропавших детей, а наследственным имуществом были страховые выплаты.

Разрыв шаблона

Илья признаётся, что ему нравится проводить экскурсии не только вокруг Красноярска:

— Сейчас думаю об организации туров между сибирскими городами за пределами Красноярского края. Например, замечательные гиды есть в Томске, хотелось бы с ними наладить взаимодействие и обмен. Не только я мог бы отправлять в этот город группы, но и оттуда присылали бы туристов в Красноярск. Мне кажется заманчивой трёх или четырёхдневная экскурсия «Красноярск — Ачинск — Мариинск — Томск». Все эти города купеческие, каждый со своим историческим центром. Туристы получили бы массу впечатлений!

А ещё Илье удалось наладить дружбу с SUP-клубом «DOSKA», организующим прогулки на сапбордах по Енисею. Экскурсовод считает тему очень перспективной, и с лета прошлого года в порядке эксперимента, по приглашению этого клуба, он принимал участие в водных прогулках по Енисею вдоль Монастырской дороги в качестве гида.

— Это была экскурсия с остановками на неких ключевых локациях. По-моему, тема зашла, и мы будем её дальше развивать. Причём у меня есть идея SUP-лагеря для сёрфингистов на озере Большое в Шарыповском районе с экскурсионной программой. Сейчас это озеро и его окрестности воспринимаются только как место для шашлыков и расслабления, на самом же деле — это интересный экскурсионный район, где можно проводить тематические экскурсии, охватывая сразу несколько эпох.

Енисей вообще даёт нам огромные возможности, жаль, что они пока не реализуются. Вот если бы у нас был туристический маломерный флот, то экскурсии могли бы стать привлекательными и для гостей из других регионов. Красноярск, конечно, не Амстердам, но и у нас все основные культурные исторические объекты связаны с рекой.

Сейчас Илья готовится пройти курсы повышения квалификации и тем самым выполнить требование Федерального закона №93 от 20 апреля 2021 года об обязательной аккредитации экскурсоводов при наличии специального образования.

— Как юрист я понимаю, что причиной появления этого ФЗ явилось желание государства защитить интересы потребителя. Хотя, на мой взгляд, адекватным механизмом защиты права людей на получение качественной информации является рынок. В последнее время я стал замечать: благодаря тому, что эсэмэмщики умеют наращивать аудиторию, они стали как бы выполнять функции гидов. Это одна из особенностей местного рынка. То, что они делают, вовсе не плохо. На это есть спрос. Зачастую человеку всего-то и надо, что съездить куда-то и сделать хорошее фото для соцсетей, селфи. Я же эмоции немного другим пытаюсь пробудить — не просто классный вид или необычные руины, а… назовём это разрывом шаблона: показать, погрузить в эпоху и этим удивить.

Вера КИРИЧЕНКО