Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
май / 2022 г.

«Мамонта вы ещё откопаете, а уникальный автомобиль можете потерять навсегда»

В Красноярске далеко не каждый музей с историей может похвастать тем, что некоторые его посетители специально едут для этого из других городов и регионов. Самый молодой и неформальный красноярский музей «Авто-Ретро» — похвастать может.

Этот музей на окраине Красноярска в Свердловском районе даже жителю краевого центра непросто найти. По сути это большой гаражный бокс, каких немало в промзонах города, но с облагороженным фасадом. Адрес - улица Парашютная,90 строение 20. И тем не менее с момента открытия «Авто-Ретро» в начале 2022 года поток посетителей по стандартным рабочим дням музея — суббота и воскресенье — сюда не иссякает. Позавидовать могут профессиональные музеи. «Авто-Ретро» создал тоже профессионал, но из «немузейной» сферы — автомобильной.

Александр КНАПНУГЕЛЬ известен в Красноярске как один из ведущих автобусных перевозчиков. Александр Эдуардович сказал, что сейчас большую часть управления бизнесом он передал сыну. Сам ныне воплощает своё увлечение молодости: модели в масштабе 1:43 воссоздаёт в реальных машинах «один к одному».

— Я всю жизнь занимался моделями автомобилей, всю жизнь интересовался советским автопромом, лет 30 собирал модели. Они сейчас стоят в рабочем кабинете. А потом я случайно напал на автомобиль ГАЗ-67, точнее на то, что от него осталось… Ну, и собрал его для того, чтобы в деревню ездить.

— Это легко сказать «взял — собрал», но нелегко сделать.

— Два года на это ушло. А потом в 2013 году тогдашний министр транспорта края Сергей Васильевич Ерёмин увидел эту машину и попросил меня организовать среди таких же любителей, как я, выставку на острове Отдыха, посвящённую 50-летию транспортного факультета СФУ. Собрали мы машин 15-17. После этого Сергей Ерёмин попросил: «Давай сделаем музей транспорта».

— Но ведь это денег стоит немалых…

— Он помог с помещением, с оборудованием. И мы стали искать и восстанавливать машины. Неофициально существуем с 2013 года, а официально 14 декабря 2014 года зарегистрировано НКО «Цех сохранения ретроавтомобилей и дорожной техники». На сегодняшний день у нас около 50 восстановленных автомобилей, плюс мотоциклы.

— Кто-то из тех, кто приехал на выставку ретроавтомобилей в 2013 году, вошёл в ваше НКО или поддерживает с вами связь? Ведь разрозненных любителей старинных автомобилей в нашем городе и ранее было немало. И не только частных лиц: Политехнический институт в своё время восстанавливал знаменитые «полуторку» (ГАЗ-ММ) и «Захара» (ЗиС-5), компания «КрасГАЗсервис» — легендарную «эмку» (ГАЗ-М1) и другие машины Горьковского автозавода.

— Восстановление старинных автомашин стоит больших денег. Первое время у нас тут постоянно бывали 15-20 энтузиастов, которые пытались что-то сделать со своими машинами, мне помогали. Но жизнь вносит свои коррективы. У многих появились семьи, дети, другие заботы — не стало времени для увлечения, появилась более важная необходимость зарабатывать деньги. Поэтому постепенно я остался почти один. У меня натура такая: начал дело делать — жалко его бросать.

— Любители ретротехники делятся на две категории. Одни стремятся восстанавливать автомобили максимально близкими к оригиналу. Другие, сохранив внешний облик старинной машины, стараются внутри сделать её современной, приспособить к обычной эксплуатации или даже сделать роскошный шоу-кар, лишь внешне напоминающий оригинал.

— У меня в музее только те автомобили, которые соответствуют состоянию вышедших в год их рождения с завода-изготовителя. Иной раз для того, чтобы собрать такую машину-оригинал, нужны 2-3 автомобиля-донора. Все эти поделки с современными мощными двигателями — не для меня. Ведь цель музея — не просто восстановить и сохранить внешний вид автомобиля, а показать его именно таким, каким он выходил с завода-изготовителя. Какие тогда были двигатели, какие подвески, какие рессоры и т.п. У всех наших автомобилей единственное, что не заводское — это всевозможные шланги, хомутики и др.

— Именно об этом я и хотел спросить. Ведь металлическую деталь можно снова сделать по чертежам — что-то отлить или выточить. А как быть с резиновыми и пластмассовыми элементами?

— В Санкт-Петербурге есть организация «Ретродеталь». Они восстанавливают и даже изготавливают старые детали. Берём у них некоторые запчасти.

— То есть в России теперь тоже это есть? Это я к тому, что за рубежом давно существует целая сфера производства и услуг по восстановлению и поддержанию в рабочем состоянии старинных автомобилей.

— Да. Например, крылья к ГАЗ-АА мы привезли из США, ведь этот наш грузовик — лицензионный Ford-AA.

Тем не менее ещё раз подчеркну — на нашей выставке вы не найдёте автомобиля, который бы не соответствовал машине завода-изготовителя. Более того, у нас есть три грузовых «Москвича» 400-й модели, ни одного экземпляра которых в России не сохранилось. Так мы их заново строили по чертежам завода-изготовителя, за которыми я лично ездил в Москву. И «Буратино» (фургон с деревянным кузовом) получился у нас даже лучше, чем у реставраторов в Москве!

Вот автобус деревянный стоит — единственный такой в России. Мы его полностью расшивали, восстанавливали и заново переделывали по оригинальным чертежам все деревянные сочленения. Наша главная цель при восстановлении машины — ни на йоту не отходить в сторону.

— Как вы определяете, какая машина достойна восстановления и того, чтобы занять место в экспозиции музея? Вот, например, зачем вам три 400-х «Москвича»…

— Они все разные. И истории создания этих моделей разные.

Вот стоит фургон «Сосиски». Это в 1953 году, когда в Москве ГУМ открывали, понадобился автомобиль для перевозки мелких партий продовольственных товаров: тортов, колбас и т.п. Серийно такие машины в СССР тогда не выпускали. Руководство Москвы заказало, и сделали партию всего из 20 таких автомобилей.

А история появления «Буратино» такова. После Великой Отечественной войны в стране появилась потребность в машине для перевозки малых партий почты, посылок, мелочи из телефонов-автоматов. При этом в стране был дефицит стали. Поэтому всю ходовую часть и перед фургона делали на Московском автозаводе, а заднюю «грузовую» часть изготавливал авиационный завод, имеющий большой опыт работы с деревянными конструкциями.

Естественно, такие машины долго не ходили. Дождь, снег, слякоть быстро выводили деревянные конструкции из строя. Потому-то ни один их экземпляр не сохранился до наших дней.

— То есть вы находили серийный легковой 400-й «Москвич» (такие или их останки ещё можно найти) и по заводским чертежам строили его уникальную грузовую версию?

— Ну, у нас по-разному получается. Сейчас, например, восстанавливаем «Виллис» (Willys MB — военный внедорожник США времён Второй мировой). Вообще-то «Виллисом» его трудно назвать: машине, точнее — тому, что от неё осталось, 80 лет, была в куче рук, стояла в огороде, двигателя нет, мосты пустые. Это не «Виллис», а силуэт «Виллиса».

Я обычно начинаю изучать машину по интернету: все фотографии, схемы, техническую документацию. И уже потом начинаю думать, что и как восстанавливать. Вот, например, как восстановить мост «Виллиса»? Редуктор уцелел, но полуосей нет. Мы подобрали первичные валы коробки передач от ГАЗ-24, сейчас обрезаем их и делаем полуоси.

Двигатель «Виллиса»… Ни для кого не секрет, что нашим конструкторам зачастую было легче что-то взять от импортных конструкций официально или неофициально, чем разрабатывать это самим. Двигатель нашего ГАЗ-69 по большинству конструктивных параметров и даже внешне — аналог двигателя «Виллиса».

— Большинство автомобильных музеев — это экспозиции легковых машин. А у вас и грузовики, и автобусы…

— Я объездил едва ли не все автомобильные музеи в России, они действительно «легковые». Исключение — музей «Мосгортранса», но и там только 4 автобуса и 2 грузовика. В Санкт-Петербурге — городской электротранспорт и несколько автобусов. А общего собрания «работяг» (автобусов, грузовиков, спецмашин и др.) нигде, кроме как у нас, нет. Причина проста: восстанавливать и экспонировать эти машины дороже, и меньше возможностей найти к ним запчасти. К тому же многие энтузиасты ретротехники восстанавливают её в своих гаражах, рассчитанных на габариты легкового автомобиля. Грузовик или автобус туда не загонишь.

Поэтому я выбрал для музея генеральное, можно сказать, эксклюзивное направление: техника, которую в СССР не продавали в личное пользование.

В чём особая трудность восстановления автобусов и грузовиков? В Советском Союзе была дурацкая система списания автотранспорта в государственных предприятиях. Создавали комиссию: чтобы списанный автомобиль или его узлы и агрегаты никому не достались, машину надо было порезать, сдать в металлолом и получить об этом справку. Только после этого автомобиль снимали с баланса.

Помните, сколько в Красноярске было «Икарусов»-гармошек? (Ikarus 280 — хорошо знакомый россиянам средних и старших поколений сочленённый городской автобус большой вместимости.) Ни одного такого в городе не осталось! Почему? Все порезали! «Икарус», который стоит в нашем музее, привезён из Будапешта.

Мы немного опоздали. Надо было начинать создавать такой музей в 90-х. Когда зарплаты не было, денег не было, люди за бесценок сдавали в металлолом всё, что могли привезти. В том числе и технику в достаточно хорошем состоянии.

В принципе, и сейчас можно найти интересные экземпляры. Например, стоит в Дивногорске на постаменте недалеко от Красноярской ГЭС уникальный самосвал МАЗ-525 (годы выпуска 1951-1965). Это единственный в мире уцелевший экземпляр (из более 600 выпущенных) знаменитого «четвертака» — символа больших советских строек 50-60-х годов, в том числе за рубежом! Я предлагал: снимите, привезите к нам, дайте денег на восстановление и заберите его обратно! Вы получите не мёртвую груду металла в виде «силуэта» знаменитой машины, как сейчас, а рабочий экспонат, который можно будет завести, который сам будет ездить на радость и удивление любых туристов и других гостей. Низзя!..

В Партизанском районе стоит ГАЗ-АА, годы выпуска 1932-1938. Там старичок какой-то был инициатором поставить его на постамент. Крыша сгнила, весь ржавеет. Я предлагал им другую ретромашину взамен, а эту «полуторку» хотел забрать на восстановление, поскольку в ней всё заводское, только в плохом состоянии. Нет!

В Минусинске стоит МАЗ-502 (годы выпуска 1957-1966) на территории бывшей автоколонны, которой на самом деле давно нет. Чтобы решить вопрос и передать его нам на восстановление, губернатору достаточно телефонную трубку снять. Но, увы…

— Кто и как приходит в музей? Чем люди интересуются?

— Вообще, я не ожидал такого ажиотажа вокруг музея. У нас есть сайт в интернете и своя страница в ВКонтакте, мы там публикуем наши материалы, пишем, чем занимаемся. Раньше раз в год мы бесплатно проводили День открытых дверей. В этом году решили, что экземпляров восстановленной техники накопили достаточно и можно открыться для посетителей. Зарегистрировали кассовый аппарат, оформили документы, утвердили в администрации цену билетов, открыты по субботам и воскресеньям. Первый месяц народ валом валил! Потому что такого музея никогда в городе не было. В книге отзывов одни положительные отклики. Единственное, на что сетуют посетители — света у нас в боксе маловато. Люди, даже молодые, подходят, благодарят, руку жмут. Причём вроде бы мужская тема — рабочие автомобили, но нравится и женщинам.

Помощь от властей если и есть, то минимальная. Виктор Толоконский в бытность губернатором помог оформить на нас бокс, в котором располагается экспозиция автомузея, и с подачи мэра нас освободили от платы за электроэнергию. А чтобы что-то конкретное помочь сделать…

Вот сейчас ликвидировали автошколу на улице Соревнования. Я хочу сделать в музее ещё одну экспозицию — автошколу советского периода. В закрытой автошколе сохранилось оборудование, стенды, макеты узлов и агрегатов, плакаты времён СССР. Я отвёз соответствующее письмо, и теперь там решают, отдать всё это добро мне или просто выкинуть на свалку!

— У вас все экспонаты на ходу?

— Да. Мы 9 Мая на парад ездим. По заказам выезжаем, как, например, ГУ МВД края заказывало у нас машины (ГАЗ-67 и «Волгу»-кабриолет), чтобы ездить поздравлять ветеранов. Милицейский ГАЗ-69 традиционно просят у нас на День милиции (с 2011 года официально называется День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации). Алюминиевый автобус ЗиЛ-158 три года подряд на День металлурга отправляется на КрАЗ (который и помогал его восстанавливать) и месяц там возит экскурсии по заводу.

— А могут обычные красноярцы хотя бы в какой-нибудь праздник проехать по городу на автобусах, которые они ещё помнят? Тех же ЛиАЗах, ЛАЗах и «Икарусах»?

— Я не имею права их эксплуатировать и возить людей, потому что сегодня эти автобусы никогда не пройдут техосмотр. Не из-за того, что неисправны, — они у нас технически в идеальном состоянии — а из-за того, что требования к такой технике изменились. Вот есть у меня люксовый «Икарус», но чтобы посадить на него людей, я должен оснастить его ремнями безопасности, тахографом и т.п. Но тогда теряется вся аутентичность.

Мы собрали почти все основные модели автобусов, которые в советское время работали в Красноярске. Не хватает трёх. Первый автобус, пришедший в Красноярск в 1934 году, — ГАЗ-03-30 на шасси «полуторки» ГАЗ-АА. На линии он не ходил, был служебным. В январе 1941 года в Красноярске был открыт первый автобусный маршрут от железнодорожного вокзала до Стрелки, на котором работал ЗиС-8. Следующим типом автобуса, появившимся в Красноярске, был ЗиС-16.

У нас столько крупных компаний работают в крае — почему бы кому-то из них не купить для музея такие машины? Тогда бы у нас была полная линейка красноярских автобусов. И мне не важно, чьими они будут числиться, пусть будут в их собственности или передадут музею, — главное, что мы сможем показать людям полную историю красноярского автобуса!

— У каждой машины в вашей экспозиции есть своя история. Кто-то рассказывает эти истории посетителям? Ведь одно дело — просто смотреть на раритетный автомобиль, и совсем другое — узнавать интересные эпизоды биографии.

— Около каждой нашей машины на стойке размещена информация о ней. В том числе фото, в каком виде этот автомобиль нам достался, снимки его поэтапной реставрации. Мы заключили договор с Трудовым отрядом Главы города, школьники намерены сделать виртуального экскурсовода. Посетитель, подойдя к любой машине, сможет сканировать код на её стенде и прослушать подробный комментарий по ней на своём телефоне. Пробуем мы работать и с традиционными экскурсоводами.

— В Иркутске с 2014 года работает частный «Музей ретромототехники и предметов быта эпохи СССР», также основанный энтузиастом. Начинался как музей мотоциклов, а теперь там и автомобили, и не просто отдельные «предметы быта», а целиком воссозданные интерьеры советской эпохи. Признаюсь, прежде ни один другой музей даже во дворцах не вызывал у меня такую бурю эмоций! Вот бы и в Красноярске было что-то подобное…

— Когда я ездил, знакомился с разными автомузеями страны, отметил, что у всех у них в числе первых соучредителей соответствующие краеведческие музеи. Я поехал к директору Красноярского краеведческого музея с предложением сделать наш музей их филиалом, как в других городах страны, но от нас открестились руками и ногами.

А чем отличается кость мамонта, которую буквально «облизывают» за бюджетные деньги, от творения рук человеческих — произведения конструкторского и инженерного искусства? Почему наши «свидетели эпохи», которые в памяти тысяч посетителей разных поколений, вам не нужны? Кость мамонта вы ещё потом выкопаете, а машины-то уйдут в металлолом и будут утрачены навсегда!

Я расписывал наши планы и проекты бывшему мэру Красноярска, но он не понял «где выхлоп» у нашего музея… Какой «выхлоп»? Дети придут в музей, посмотрят машины, заинтересуются, возможно, выберут специальность. Вот он — «выхлоп»! Можно сделать какой-нибудь кружок самодельной техники, ведь в советские времена в СЮТах (станциях юных техников) ребятишки под руководством взрослых по всей стране и мотоциклы делали, и автомобили, и тракторы, и катера. Мы же в процессе реставрации кучу ненужных запчастей отправляем в металлолом! Пусть режут, конструируют, что-то своё строят. Это же полезные навыки развивает.

В министерство культуры обращался: в ваших учреждениях учат художников, скульпторов — сделайте в рамках дипломных работ фигуры водителей, кондукторов наших автобусов и машин. Так, например, в «Мосгортрансе» около милицейской машины стоит милиционер в форме — и уже совсем другое восприятие! Но никому ничего не надо.

А ведь сообща из этого музея, которому по экспозиции в России аналогов нет, замечательную картинку можно сделать!

Андрей КУЗНЕЦОВ