Какие изменения происходят в горнопромышленном производстве и как должно меняться профессиональное образование, чтобы квалификация выпускников соответствовала новым потребностям рынка труда? Об этом говорили участники дискуссии «Технологические вызовы и профессиональная трансформация» в рамках российского горно-металлургического конгресса «Цветные металлы и минералы-2019». Форум проходил с 15 по 20 сентября в Красноярске. Экспертами выступили не только учёные (в том числе СО РАН), но и представители бизнеса, общественных организаций, студенты.
Модератор дискуссии актуализировал тему, напомнив, как внедрение цифровых технологий может повлиять на систему разделения труда и подготовку молодых кадров. Не исключено, что в погоне за экономической эффективностью не востребованными окажутся сотни миллионов человек. Уже сейчас нужно определить ключевые аспекты не только технологического обновления, но и новые профессиональные требования к персоналу, попытаться понять, ЧЕМУ и КАК учить молодое поколение.
Например, в отрасли горного дела и геологии современные технологии могут вообще отменить некоторые профессии, во всяком случае, сервисные. Об этом заявил в начале дискуссии директор Института горного дела, геологии и геотехнологий СФУ, доктор геолого-минералогических наук, профессор Владимир МАКАРОВ.
В качестве примера Владимир Александрович привёл использование дронов. Они позволяют с очень высокой точностью определять объём разработок. Или ещё пример: только геолог-робот (таковым является современный марсоход) может помочь прочитать каменную летопись и определить, что же такое Марс — была ли там вода, следы жизни? Более того, технологии уже таковы, что геолога в полевых исследованиях вполне может дополнять машина. Например, марсоход вооружён портативной буровой установкой, имеет лазерный анализатор, определяющий состав горной породы на удалении девяти метров и др. Сейчас рядовые геологи тоже вооружаются портативными анализаторами, и кто знает, какой ещё «сюрприз» готовит нам внедрение геоинформационных систем и интеллектуальных экспертных систем, позволяющих в скором будущем в режиме реального времени передавать информацию с геологических объектов и оперативно получать развёрнутое заключение по ним. Подобно медикам, геологи сегодня могут обращаться к вынесенной базе знаний.
«Сейчас летишь на самолёте, делаешь снимок соляных разработок на озёрах, а прилетаешь — у тебя на мониторе автоматически высвечивается чёткая географическая привязка фотографии к месту добычи...» (В.А. Макаров).
Профессор сообщил о новых уникальных технологиях по добыче полезных ископаемых, внедрённых на предприятиях Росатома. Это почти «безлюдное» предприятие по добыче урана методом подземного выщелачивания. Наряду с реальным рудником существует цифровой двойник действующего производства, на котором можно проигрывать сценарии изменения технологических режимов, прежде чем внедрять их в реальный процесс. А то ли ещё будет...
— Технологические вызовы таковы, что нам нужно думать о новых направлениях обучения, — убеждён Владимир Александрович. — Есть у нас в институте специальность «Металлургия», а сейчас уже необходимо задуматься о подготовке геометаллургов. К сожалению, мы работаем с устаревшими образовательными стандартами, и это тоже большая проблема. Я считаю, что должна действовать схема взаимодействия «компании — вузы», и нужно выделить те модули — технологические новинки, которые актуальны. По такому принципу мы сейчас пытаемся сотрудничать с компанией «Норильский никель». В последних стандартах по направлению «Горное дело» прописана одна специальность «Горный инженер», но это не совсем верно, потому что на сегодняшний день в нашем институте семь специализаций: маркшейдерия, открытая разработка и подземная, обогащение полезных ископаемых и др. И таких нюансов возникает немало. Например, если раньше считали благом получать инженерное образование в горном деле в рамках специалитета, то теперь возникла необходимость в магистратуре.
— Задачи, которые поставлены на уровне подготовки бакалавров, направлены на развитие фундаментального образования. А знания, которые востребованы рынком труда сегодня и срочно, как раз позволяет добрать магистратура, — поясняет директор Института цветных металлов и материаловедения СФУ Владимир БАРАНОВ. — Считаю, нашему институту в этом смысле повезло — мы вовремя перешли на двухуровневую систему подготовки, хотя поначалу ни сотрудники не были готовы, ни работодатели не понимали, кто такой бакалавр. Изюминка двухуровневого образования в том и состоит, что мы можем оперативно за два года подготовить как штучных специалистов, так и целые команды, которые могут оперативно реагировать на вызовы реального сектора экономики.
В последнее время горно-металлургическая отрасль не так популярна среди молодёжи. В наш институт поступают ребята, мотивированные на учёбу, но не обладающие (по разным причинам) сильными знаниями в области физики и математики. Лет 10-15 назад предприятия обозначали свой спрос на тех или иных специалистов и участвовали в жизни института в основном на завершающих стадиях обучения, а сегодня они вынуждены помогать университетам заниматься рекрутингом школьников, начиная с 5-6 классов. Работодатели увидели, что у студентов и выпускников проседает научная грамотность и компетенции, которые не позволяют им уверенно чувствовать себя в работе с современным оборудованием. Крупные наши партнёры — Красцветмет, «Полюс», «Норникель», РУСАЛ и другие — вкладывают большие средства в мотивацию, пытаются оживить у ребят интерес
к техническому творчеству.
Всем известно постановление правительства №218 («Развитие кооперации российских вузов, научных учреждений и производственных предприятий»). И у нас уже есть подобные начинания — примеры подготовки специалистов через научные проекты. Так, в течение трёх лет мы разрабатывали уникальное оборудование и сплавы для компании РУСАЛ, и для работы над проектом были сформированы несколько молодёжных научных коллективов. Решив задачу, такие коллективы просто уходили работать на предприятие. Кстати, доля корпоративных магистерских программ в институте в настоящее время примерно 70%, и есть система рейтинга, где ключевую роль играет тот факт, стоит ли за программой бизнес-партнёр.
Директор ИЦМиМ сообщил об успешном опыте работы института с компанией РУСАЛ по созданию новых алюминиево-скандиевых сплавов:
— Помимо того что мы решили сложную научную задачу по получению экономнолегированных сплавов с повышенными механическими свойствами, эта программа позволила нам организовать Центр физико-математического моделирования металлургических процессов за счёт привлечённого ресурса компании. Мы создали прототип завода по получению новых сплавов — миниатюрную модель реального производства. За счёт этой программы нам удалось укрепить свою материально-техническую базу современной компьютерной техникой и закупить программное обеспечение почти на 100 млн рублей, что позволило сделать небольшие молодёжные стартапы в рамках нашего Центра физико-математического моделирования. Также благодаря кооперации с компаниями мы сейчас создаём виртуальную пиар-лабораторию, которая экономит ресурсы института. Мы вкладываемся, и довольно успешно, в развитие виртуальных продуктов. Уже упакованы два стартапа с образовательными продуктами, находящимися на стадии предпродажной подготовки. Эти продукты нацелены на обучение персонала двух заводов, объединённых компанией РУСАЛ.
Чтобы выжить в условиях изменчивости мира, работодатели вынуждены делать ставку не только на актуальные знания, но и на потенциал сотрудников. Директор по развитию персонала ОАО «Красцветмет» Юлианна АВРАМЕНКО поделилась опытом кадровой работы на своём предприятии. В ОАО «Красцветмет» приветствуют фундаментальное образование, действует базовая кафедра металлургов в СФУ. Но мир меняется стремительно, поэтому все сотрудники проходят тестирование на скорость мышления, критическое мышление и открытость мышления, то есть открытость к чужому мнению и желание развиваться. Работодатель обязательно смотрит уровень развития социального интеллекта и желания человека быть в коммуникации. Кроме того, без открытости современному цифровому миру тоже не обойтись.
— Когда мы по тесту видим, что у человека есть умение, желание и способность развиваться и учиться, это означает, что такому работнику очень многое открыто, — уверена Юлианна Ивановна. — И тут не вопрос возраста. Есть люди, которым за 50, а они сохраняют способность и учиться, и образовываться. Компания очень приветствует эту способность, у нас создан корпоративный университет, где проходят открытые тренинги, напрямую даже не связанные с квалификацией работника. Создаются школы развития дивизионов. Предприятие привлекает к работе уникальных экспертов, которые транслируют свои знания, например в области цифровой грамотности. То есть мы работаем на опережение, поскольку, по некоторым данным, только 30 процентов сотрудников, успешных сегодня, могут быть успешны завтра.
В дискуссии принимал участие эксперт из Бразилии — профессор департамента «Металлургия и материаловедение» Университета Сан-Паулу Гильерме Лэнц э Силва. Он рассказал о том, что одна из интересных возможностей для развития профессионального образования — это возможность сочетать аналоговое обучение с цифровым. Может быть, даже с сетями. По сути, гость предложил новую модель системы образования, которая должна отойти от стандартного формата «лицом к лицу» и перейти к комбинированному варианту обучения. В то же время бразилец обозначил и ключевой риск такого синергетического смешанного процесса обучения. Риск состоит в том, что люди могут потерять способность к человеческому контакту, а это тоже фундаментальная проблема.
О том, как происходит цифровая трансформация на крупном высокорискованном производстве — Новолипецком металлургическом комбинате, и какие в связи с этим появляются новые вызовы, рассказал главный специалист дирекции по цифровой трансформации предприятия Александр СКОРНЯКОВ. По его словам, предприятие нуждается в компактных кросс-функциональных командах, включающих в себя разных специалистов — технологов, экономистов, IT-специалистов и т.д. Но особый спрос на новую профессию — Data Scientist (специалист по обработке, анализу и хранению больших массивов данных); таких выпускников комбинат сегодня готов принять на работу.
Дискутировали участники площадки «Технологические вызовы и профессиональная трансформация» и на тему, связанную с конкуренцией за таланты, затрагивающую как работодателей, так и профобразование; обсуждали проблему лидерства и потенциала сотрудников университета.
Председатель ассоциации «Молодые металлурги» Александр ВЛАСОВ призвал к тому, чтобы университеты, работающие в отрасли, организовывали специальные встречи, на которых обсуждались бы удачные прецеденты совмещения образовательного процесса и исследований, разработок какой-либо компании; вещи, связанные с образовательной и производственной практикой, инновационные проекты и т.д. Много лестного прозвучало в адрес межвузовских соревнований WorldSkills, которые помогают получить независимую оценку квалификации ребят на общемировом уровне и косвенно оценить уровень вузов.
В целом дискуссия получилась содержательной. Лишь один полезный вопрос, по признанию модератора Андрея БУТЕНКО, не был затронут: как могли бы учреждения профессионального образования разных стран сотрудничать друг с другом в выращивании новых практик в образовании.
Соб. инф.