Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2019 г.

Обучение на вырост

Какие изменения происходят в горнопромышленном производстве и как должно меняться профессиональное образование, чтобы квалификация выпускников соответствовала новым потребностям рынка труда? Об этом говорили участники дискуссии «Технологические вызовы и профессиональная трансформация» в рамках российского горно-металлургического конгресса «Цветные металлы и минералы-2019». Форум проходил с 15 по 20 сентября в Красноярске. Экспертами выступили не только учёные (в том числе СО РАН), но и представители бизнеса, общественных организаций, студенты.

Модератор дискуссии актуализировал тему, напомнив, как внедрение цифровых технологий может повлиять на систему разделения труда и подготовку молодых кадров. Не исключено, что в погоне за экономической эффективностью не востребованными окажутся сотни миллионов человек. Уже сейчас нужно определить ключевые аспекты не только технологического обновления, но и новые профессиональные требования к персоналу, попытаться понять, ЧЕМУ и КАК учить молодое поколение.

Например, в отрасли горного дела и геологии современные технологии могут вообще отменить некоторые профессии, во всяком случае, сервисные. Об этом заявил в начале дискуссии директор Института горного дела, геологии и геотехнологий СФУ, доктор геолого-минералогических наук, профессор Владимир МАКАРОВ.

В качестве примера Владимир Александрович привёл использование дронов. Они позволяют с очень высокой точностью определять объём разработок. Или ещё пример: только геолог-робот (таковым является современный марсоход) может помочь прочитать каменную летопись и определить, что же такое Марс — была ли там вода, следы жизни? Более того, технологии уже таковы, что геолога в полевых исследованиях вполне может дополнять машина. Например, марсоход вооружён портативной буровой установкой, имеет лазерный анализатор, определяющий состав горной породы на удалении девяти метров и др. Сейчас рядовые геологи тоже вооружаются портативными анализаторами, и кто знает, какой ещё «сюрприз» готовит нам внедрение геоинформационных систем и интеллектуальных экспертных систем, позволяющих в скором будущем в режиме реального времени передавать информацию с геологических объектов и оперативно получать развёрнутое заключение по ним. Подобно медикам, геологи сегодня могут обращаться к вынесенной базе знаний.

«Сейчас летишь на самолёте, делаешь снимок соляных разработок на озёрах, а прилетаешь — у тебя на мониторе автоматически высвечивается чёткая географическая привязка фотографии к месту добычи...» (В.А. Макаров).

Профессор сообщил о новых уникальных технологиях по добыче полезных ископаемых, внедрённых на предприятиях Росатома. Это почти «безлюдное» предприятие по добыче урана методом подземного выщелачивания. Наряду с реальным рудником существует цифровой двойник действующего производства, на котором можно проигрывать сценарии изменения технологических режимов, прежде чем внедрять их в реальный процесс. А то ли ещё будет...

— Технологические вызовы таковы, что нам нужно думать о новых направлениях обучения, — убеждён Владимир Александрович. — Есть у нас в институте специальность «Металлургия», а сейчас уже необходимо задуматься о подготовке геометаллургов. К сожалению, мы работаем с устаревшими образовательными стандартами, и это тоже большая проблема. Я считаю, что должна действовать схема взаимодействия «компании — вузы», и нужно выделить те модули — технологические новинки, которые актуальны. По такому принципу мы сейчас пытаемся сотрудничать с компанией «Норильский никель». В последних стандартах по направлению «Горное дело» прописана одна специальность «Горный инженер», но это не совсем верно, потому что на сегодняшний день в нашем институте семь специализаций: маркшейдерия, открытая разработка и подземная, обогащение полезных ископаемых и др. И таких нюансов возникает немало. Например, если раньше считали благом получать инженерное образование в горном деле в рамках специалитета, то теперь возникла необходимость в магистратуре.

— Задачи, которые поставлены на уровне подготовки бакалавров, направлены на развитие фундаментального образования. А знания, которые востребованы рынком труда сегодня и срочно, как раз позволяет добрать магистратура, — поясняет директор Института цветных металлов и материаловедения СФУ Владимир БАРАНОВ. — Считаю, нашему институту в этом смысле повезло — мы вовремя перешли на двухуровневую систему подготовки, хотя поначалу ни сотрудники не были готовы, ни работодатели не понимали, кто такой бакалавр. Изюминка двухуровневого образования в том и состоит, что мы можем оперативно за два года подготовить как штучных специалистов, так и целые команды, которые могут оперативно реагировать на вызовы реального сектора экономики.

В последнее время горно-металлургическая отрасль не так популярна среди молодёжи. В наш институт поступают ребята, мотивированные на учёбу, но не обладающие (по разным причинам) сильными знаниями в области физики и математики. Лет 10-15 назад предприятия обозначали свой спрос на тех или иных специалистов и участвовали в жизни института в основном на завершающих стадиях обучения, а сегодня они вынуждены помогать университетам заниматься рекрутингом школьников, начиная с 5-6 классов. Работодатели увидели, что у студентов и выпускников проседает научная грамотность и компетенции, которые не позволяют им уверенно чувствовать себя в работе с современным оборудованием. Крупные наши партнёры — Красцветмет, «Полюс», «Норникель», РУСАЛ и другие — вкладывают большие средства в мотивацию, пытаются оживить у ребят интерес
к техническому творчеству.

«Поступая к нам на первый курс, 60-70% студентов уже понимают, где будут продолжать свою трудовую деятельность, они становятся корпоративными студентами той или иной компании. Поэтому сейчас так важно разработать корпоративные магистерские программы. Это позволило бы решать реальные научно-образовательные проблемы» (В.Н. Баранов).

Всем известно постановление правительства №218 («Развитие кооперации российских вузов, научных учреждений и производственных предприятий»). И у нас уже есть подобные начинания — примеры подготовки специалистов через научные проекты. Так, в течение трёх лет мы разрабатывали уникальное оборудование и сплавы для компании РУСАЛ, и для работы над проектом были сформированы несколько молодёжных научных коллективов. Решив задачу, такие коллективы просто уходили работать на предприятие. Кстати, доля корпоративных магистерских программ в институте в настоящее время примерно 70%, и есть система рейтинга, где ключевую роль играет тот факт, стоит ли за программой бизнес-партнёр.

Директор ИЦМиМ сообщил об успешном опыте работы института с компанией РУСАЛ по созданию новых алюминиево-скандиевых сплавов:

— Помимо того что мы решили сложную научную задачу по получению экономнолегированных сплавов с повышенными механическими свойствами, эта программа позволила нам организовать Центр физико-математического моделирования металлургических процессов за счёт привлечённого ресурса компании. Мы создали прототип завода по получению новых сплавов — миниатюрную модель реального производства. За счёт этой программы нам удалось укрепить свою материально-техническую базу современной компьютерной техникой и закупить программное обеспечение почти на 100 млн рублей, что позволило сделать небольшие молодёжные стартапы в рамках нашего Центра физико-математического моделирования. Также благодаря кооперации с компаниями мы сейчас создаём виртуальную пиар-лабораторию, которая экономит ресурсы института. Мы вкладываемся, и довольно успешно, в развитие виртуальных продуктов. Уже упакованы два стартапа с образовательными продуктами, находящимися на стадии предпродажной подготовки. Эти продукты нацелены на обучение персонала двух заводов, объединённых компанией РУСАЛ.

Чтобы выжить в условиях изменчивости мира, работодатели вынуждены делать ставку не только на актуальные знания, но и на потенциал сотрудников. Директор по развитию персонала ОАО «Красцветмет» Юлианна АВРАМЕНКО поделилась опытом кадровой работы на своём предприятии. В ОАО «Красцветмет» приветствуют фундаментальное образование, действует базовая кафедра металлургов в СФУ. Но мир меняется стремительно, поэтому все сотрудники проходят тестирование на скорость мышления, критическое мышление и открытость мышления, то есть открытость к чужому мнению и желание развиваться. Работодатель обязательно смотрит уровень развития социального интеллекта и желания человека быть в коммуникации. Кроме того, без открытости современному цифровому миру тоже не обойтись.

— Когда мы по тесту видим, что у человека есть умение, желание и способность развиваться и учиться, это означает, что такому работнику очень многое открыто, — уверена Юлианна Ивановна. — И тут не вопрос возраста. Есть люди, которым за 50, а они сохраняют способность и учиться, и образовываться. Компания очень приветствует эту способность, у нас создан корпоративный университет, где проходят открытые тренинги, напрямую даже не связанные с квалификацией работника. Создаются школы развития дивизионов. Предприятие привлекает к работе уникальных экспертов, которые транслируют свои знания, например в области цифровой грамотности. То есть мы работаем на опережение, поскольку, по некоторым данным, только 30 процентов сотрудников, успешных сегодня, могут быть успешны завтра.

В дискуссии принимал участие эксперт из Бразилии — профессор департамента «Металлургия и материаловедение» Университета Сан-Паулу Гильерме Лэнц э Силва. Он рассказал о том, что одна из интересных возможностей для развития профессионального образования — это возможность сочетать аналоговое обучение с цифровым. Может быть, даже с сетями. По сути, гость предложил новую модель системы образования, которая должна отойти от стандартного формата «лицом к лицу» и перейти к комбинированному варианту обучения. В то же время бразилец обозначил и ключевой риск такого синергетического смешанного процесса обучения. Риск состоит в том, что люди могут потерять способность к человеческому контакту, а это тоже фундаментальная проблема.

О том, как происходит цифровая трансформация на крупном высокорискованном производстве — Новолипецком металлургическом комбинате, и какие в связи с этим появляются новые вызовы, рассказал главный специалист дирекции по цифровой трансформации предприятия Александр СКОРНЯКОВ. По его словам, предприятие нуждается в компактных кросс-функциональных командах, включающих в себя разных специалистов — технологов, экономистов, IT-специалистов и т.д. Но особый спрос на новую профессию — Data Scientist (специалист по обработке, анализу и хранению больших массивов данных); таких выпускников комбинат сегодня готов принять на работу.

Дискутировали участники площадки «Технологические вызовы и профессиональная трансформация» и на тему, связанную с конкуренцией за таланты, затрагивающую как работодателей, так и профобразование; обсуждали проблему лидерства и потенциала сотрудников университета.

Председатель ассоциации «Молодые металлурги» Александр ВЛАСОВ призвал к тому, чтобы университеты, работающие в отрасли, организовывали специальные встречи, на которых обсуждались бы удачные прецеденты совмещения образовательного процесса и исследований, разработок какой-либо компании; вещи, связанные с образовательной и производственной практикой, инновационные проекты и т.д. Много лестного прозвучало в адрес межвузовских соревнований WorldSkills, которые помогают получить независимую оценку квалификации ребят на общемировом уровне и косвенно оценить уровень вузов.

В целом дискуссия получилась содержательной. Лишь один полезный вопрос, по признанию модератора Андрея БУТЕНКО, не был затронут: как могли бы учреждения профессионального образования разных стран сотрудничать друг с другом в выращивании новых практик в образовании.

Соб. инф.