Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2011 г.

Речь как поведение: фактор третьего лица

Рубрику ведёт доктор филологических наук Т.В. Шмелёва, профессор Новгородского университета им. Ярослава Мудрого

Что наша речь — это особое поведение, — общее место. Но не столь давнее, можно заметить.

У меня есть статья «Кодекс речевого поведения» (вышла в 1983 году; какая древность…). В ней я пытаюсь показать, что знание языка (во всяком случае, русского) включает и интуитивные представления о том, как можно вести (по-вести, отсюда и поведение) речь, а как нельзя. И — самое главное — в языке есть средства, позволяющие нарушать правила и при этом не быть нарушителем. Для речевого поведения, в отличие от других его видов, это возможно. Замечу в скобках, что сознание допускает это и для других ситуаций: «вообще-то выпивши за руль нельзя, но у меня же день рождения…». Но только сознание нарушающего закон — нет.

Кодекс речевого поведения мягче уголовного и правил дорожного движения. И всё-таки быть нарушителем — не престижно, и говорящий старается вводить в свою речь извиняющие его словечки и обороты, которых, как выясняется, не так мало: пожалуй, честно говоря, по правде сказать, если можно так сказать, извините за банальность

Сформулировав правила речевого поведения, в случае риска нарушения которых мы пользуемся словечками вроде приведённых, я обратила внимание на то, что одни из них «защищают» права адресата (слушающего, читателя), а другие — имидж автора (будь то говорящий или пишущий). Например, извините за банальность можно услышать в такой ситуации, когда автор беспокоится о своём имидже; а честно говоря — когда боится огорчить собеседника. И действительно, это важнейший момент речевого поведения — баланс между интересами автора и адресата, напряжение, возникающее между Я и ТЫ.

Но сегодня мне кажется, что проблемы современной речевой культуры связаны и с другим моментом общения — тем, что называется фактор третьего лица.

Действие этого фактора проявляется в том, что общающиеся (в первую очередь это относится к устной речи, то есть к говорящим) должны принимать во внимание того/тех, кто непосредственно в общении не участвует, но присутствует при этом — находится в одном пространстве.

Этот учёт присутствующих заметнее всего, когда они выступают героями высказываний. В этих случаях о них нельзя говорить ОНИ (ОН, ОНА). Это невежливо. Надо называть человека по имени или имени-отчеству, обозначить его по отношению к вам — мой сосед, моя жена, мой сын; или по его роли в данной ситуации — наш гость, мой научный руководитель… Нарушение этого правила наблюдаю повсеместно.

Если же содержание речи третьих лиц не касается, то их присутствие всё равно учитывается. И это отражается прежде всего в громкости голоса: приличные люди в окружении незнакомых говорят приглушённым голосом. К этому приучают маленьких детей, в автобусе, например, можно наблюдать: в два-три года дети говорят громко, а уже к пяти — как взрослые: чтобы слышал только тот, с кем ты разговариваешь, а не весь автобус. Речь, разумеется, о детях, которым кто-то объясняет. Это, так сказать, акустический аспект учёта третьих лиц.
Два других можно назвать тематическим и лексическим.

Тематический аспект учёта третьих лиц связан с их возрастом или полом и проявляется как ограничение на тематику разговора. Так, известно, что при детях не обсуждают темы секса (если их вообще с кем-нибудь обсуждают). В присутствии женщин не говорят о каких-то грубых вещах. В присутствии чужих людей не обсуждают семейные и интимные дела, медицинские показания.

Лексические ограничения хорошо известны. Главным из них можно назвать ограничения на использования языка, не известного присутствующим. Хотя иностранцы — всегда на особом положении: они громко говорят, смеются — иностранцы, одно слово.
Если же речь идёт о говорящих заведомо на одном языке, то отбор лексики предполагает отказ от непристойной, или по научному обсценной лексики, а также всякого потенциально оскорбительного, грязного слова.

Почему об этом стоит говорить, особенно в номере, посвящённом этике? Потому что в современной речевой практике, особенно устной речи, фактор третьего лица тотально игнорируется. И оборачивается это хамством.

Как-то я по привычке намекнула молодым людям, что не стоит в автобусе матом выражаться (вредная привычка). Один из них спокойно и без тени смущения сказал: «Это к вам не относится». «Но я здесь есть!» — этот безусловный факт был для них не очевиден. То есть просто не имел никакого значения.

Именно с этим связана проблема мата, в публичные обсуждения которой не пускался только ленивый. Можно сказать, это излюбленная тема из тех, что связаны с языком. Но проблема не в том, что мат появился (увы, это давняя традиция), не в том, что им овладели массы (он не был секретом никогда), а в том, что эти слова стали произносить повсюду и с не перестающей меня удивлять безоглядностью. Любителям крепкого слова (впрочем, они не ощущают его крепость — так, частотные слова лексикона) абсолютно всё равно, кто находится рядом и обречён их слушать. Но это частный случай игнорирования фактора третьего лица. Один из.

Другой и не менее распространённый — громкое говорение по мобильному телефону повсюду: в магазинах, учреждениях, общественном транспорте... Я уже писала об этом, предлагая пополнить типологию хамства (а она открывается рубрикой «хам трамвайный») новым типом, выросшим с поддержкой технического прогресса, — хам с мобилой. Это он терроризирует окружающих подробностями своей личной жизни и спецификой своего речевого этикета. И не стоит винить в этом технику: в том же транспорте можно наблюдать людей, говорящих по мобильному телефону почти беззвучно, во всяком случае, никого не травмируя. Они просто учитывают присутствие рядом с собой других людей — третьих лиц.

Конечно, нежелание видеть и слышать окружающих, вносить в своё поведение поправки, учитывающие их присутствие, проявляется не только в речи. Пример: человек выходит из автобуса, а за ним выпадают ещё трое: он не заметил, как вынес их своим стремлением…

Но речь — самый симптоматичный вид поведения. Во всяком случае, ощутимый интеллигентным человеком, в лексиконе которого должен быть термин «фактор третьего лица». А вот в ряду ли терминов этики или лингвистики — не так важно.