Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2016 г.

Стартапы в учительском портфеле

Накануне нового учебного года в России сменился министр образования – на эту знаковую во многих смыслах должность назначена историк, религиовед Ольга ВАСИЛЬЕВА. Какие изменения в школы и вузы принесёт новый человек – об этом говорить пока рано, хотя предположения и ожидания звучат всевозможные. Нам же показалось интересным в этот переходный момент посмотреть на те инновации, которые появились в образовании благодаря работе предыдущей команды. Частично примеры школьных инициатив ежегодно можно встретить на так называемом августовском педсовете, куда мы и отправили своего корреспондента.

Согласно «Атласу новых профессий», составленному Агентством стратегических инициатив при Президенте РФ и Московской школой управления «Сколково», из 140 профессий будущего как минимум 10 новых будут иметь отношение к системе образования. Цифры получены в результате масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030».

В сферу образования уже приходят или скоро придут модератор, тьютор, разработчик образовательных траекторий, игропедагог и игромастер; тренер по майнд-фитнесу, сетевой педагог, экопроповедник, ментор стартапов и т.д. До 2020 года появится, например, профессия «Организатор проектного обучения». Это, как сказано в Атласе, «специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы…». Очевидно, навыки проектной деятельности должны закладываться уже сейчас.

На нынешнем краевом образовательном форуме, или привычнее — августовском педсовете, — можно было убедиться в актуальности проектного подхода. Пришлось долго блуждать по громадному международному выставочно-деловому центру «Сибирь» в поисках указателей и скрытого за ширмами портала в нужное измерение.

В зал, где шла общественно-профессиональная экспертиза проектов молодых педагогов, я всё-таки попала. Процедура обсуждения была чрезвычайно интересной! В прошлом году на суд взыскательного жюри молодые педагоги представили 17 работ, из них 10 были одобрены экспертами к реализации. Нынче со всего края на экспертизу поступило 27 заявок из 14 городов и районов края. Как и в прошлом году, 10 из них получат финансирование. Мотивация налицо: под некоторые проекты из краевого бюджета выделяется несколько сотен тысяч рублей… Общая стоимость поддержанных в 2016 году проектов составляет около полутора миллионов рублей. Правда, эксперты не раз отмечали, что соискатели — идеалисты, не просчитали толком бюджет, зарплата указана без учёта налогов — за три копейки готовы работать?..

Бизнес на шести сотках

Учителя Епишинской общеобразовательной средней школы № 6 Мария СЕВРЮК и Игорь ВАГИН представили на суд экспертов проект «Аграрная школа — площадка для научно-исследовательской и трудовой деятельности» и победили. В Енисейском районе, приравненном к районам Крайнего Севера, педагоги решили поменять отношение учащихся к сельскому труду: показать, что он востребован и что сельское хозяйство может при грамотном взвешенном подходе стать прибыльным бизнесом. Как родилась идея проекта?

— У нас в районе 65 населённых пунктов, и 64 из них — сельские поселения, — поясняет Мария Сергеевна Севрюк.— Раньше каждое из этих поселений занимало свою долю в агропромышленном секторе, а сейчас всего лишь 3% населения района что-то выращивают. Из сёл массово уезжает молодёжь трудоспособного возраста, увеличивается доля безработных. Есть и другая проблема. Например, в нашей школе — 50 учеников. Из 45 семей 35 — малообеспеченные, шесть семей находятся в тяжёлой жизненной ситуации.

После девятого класса многие ребята попадают в профтехучилище, где они могут получить профессии штукатур-маляр, каменщик, печник и т.п. В селе им найти работу по этим специальностям довольно сложно, а выживать в городе без помощи родителей ещё сложнее. Большинство ребят возвращаются в деревню, но опять-таки устроиться на работу не получается, и вновь — замкнутый круг.

Некоторые молодые люди начинают скатываться вниз по социальной лестнице. В деревнях — море свободных земель, а люди уезжают, бросают свои усадьбы и участки, которые со временем приходят в негодность, зарастают бурьяном.

— Перспективы проекта?

— Организация опытного участка поможет решить массу вопросов воспитательного, образовательного и научно-исследовательского характера. В реализацию проекта могут включаться как учащиеся школы, так и воспитанники дошкольной группы, родители, учителя, добровольцы. Ученики получат возможность приобщиться к сельскому труду, познакомиться с основами агрономии на практике, приобрести знания о предпринимательской и научно-исследовательской деятельности. Пока же многие из них, как ни странно, даже лопату в руках не держали…

Проект тиражируемый: некоторые школы района уже готовы последовать нашему примеру. Это новая форма работы с детьми вне урока и возможность устроиться в профессиональное учебное заведение. Участок, кстати, может быть самоокупаемым. Когда мы всё это затеяли, то пришли к главе поселения, и он, не колеблясь, предоставил под проект шесть соток земли. Но чтобы детям было интересно работать, участок должен быть технологичным, а для этого в первую очередь нужен инструмент. Часть выращенного урожая планируем отправлять в школьную столовую.

Однако эксперты усомнились: кто же будет преподавать в аграрной школе? По идее — успешные бизнесмены, но где их взять на селе? А если учить детей будет школьный педагог, то откуда у него опыт ведения бизнеса?

Пока представители от образования и общественности обсуждали этот проект, подумалось: вот сейчас не помешала бы поддержка из будущего — помощь ментора стартапов. Говорят, на Западе это уже профессия настоящего. Специалисты с опытом реализации собственных стартап-проектов курируют команды новичков, обучают их ведению предпринимательской деятельности. В нашей стране менторские программы существуют пока только экспериментально, скажем, в бизнес-инкубаторах Высшей школы экономики и «Сколково».

Профессия не ради профессии

Другой проект, хотя и содержит ряд спорных моментов и краевой грант на этот раз не выиграл, на мой взгляд, привлекателен тем, что авторы уловили потребность времени. Один только факт, приведённый на портале краевого Министерства образования: в 2016 году 1 сентября пошли в первый класс более 1050 первоклассников с ограниченными возможностями здоровья. Все они будут обучаться в обычных школах вместе с другими детьми. Помимо этого в крае довольно много коррекционных школ.

Инициативная группа учителей Назаровской общеобразовательной школы предложила создать «Центр профессиональных проб для детей с интеллектуальными нарушениями».

«Таким ребятам трудно устроиться на работу. Даже отучившись в техникуме, они не могут получить работу по специальности, остаются невостребованными. Решено было организовать на базе нашей школы такой центр, который поможет расширить спектр профессий для учащихся, — рассказывает молодой учитель Мария Владимировна МАЛОШЕНКО. — Целевая группа, с которой мы будем заниматься, — учащиеся 7-9 классов. Планируем привлечь многочисленных партнёров — учреждения дополнительного образования г. Назарова и района, другие школы и предприятия среднего и малого бизнеса»

Авторы проекта уже разработали образовательные модули по трём направлениям. Первый касается детей, которые хотят получить специальное профессиональное образование (профессии столяра, штукатура-маляра, швеи); второй — профессии сферы обслуживания (дворник, уборщик, грузчик, наборщик, фасовщик и др.). И третий модуль — творческий, когда дети учатся, например, мыловарению, аэродизайну.

На данный момент основная часть модулей в школе уже оснащена. Оборудован кабинет лёгкой промышленности, кабинет картонажно-переплётного дела, а в этом году было приобретено оборудование для мыловарения и аэродизайна. В перспективе, если удастся получить финансирование, учителя мечтают оснастить ещё не менее пяти модулей: это студия мультипликации, штукатурно-малярное дело, изготовление полуфабрикатов, работа с древесиной и т.д. Детям с ограниченными возможностями здоровья такое внимание необходимо. Возможно, это шанс определиться с профессией, но главное — они не будут чувствовать себя ущербными на фоне здоровых сверстников.

Настольное против виртуального

Дети любят играть. Следующий проект-победитель как бы предвосхищает ещё одну школьную профессию будущего — «Игромастер». Специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.) востребован уже сегодня!

Помните слова Ушинского? Великий русский писатель и педагог сетовал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но и даже полуобразованный, всегда ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д….». Так оно и есть!

Учитель истории ачинского лицея №1 Любовь Юрьевна САВИЦКАЯ представила на экспертизу макет настольной игры «Путешествуем по Красноярью». В прошлом году игра была опробована на базе ачинской школы, а в 2016 году модернизирована: появились правила, игровые карточки с заданиями.

В июне–июле 2016 года в стационарном палаточном лагере «Чулымье», расположенном в п. Горный Ачинского района, прошёл турнир по краеведческой авторской игре.

«У нас получилось на базе загородного лагеря создать игровое образовательное пространство. Детей игра захватила, они узнали много нового и интересного об истории и культуре своего края, — делится автор проекта Л.Ю. Савицкая. — Особенно меня радует, что положительно отзывались о проекте мои коллеги-педагоги».

В июле этого года с успехом прошёл краеведческий турнир в рамках презентационной площадки на национальном татаро-башкирском празднике «Сабантуй» в Красноярске и на праздновании Дня города в Ачинске. Жители и гости этих городов с энтузиазмом участвовали в игре, отмечали её актуальность и уникальность. Кстати, уже и сувенирная продукция к проекту готова — стильные магнитики «Путешествуем по Красноярью». Экспертизу проект прошёл на ура.

Do you speak English?

Получили грант и молодые учителя из Преображенской средней школы Назаровского района. Они предложили создать в школьных стенах новое образовательное пространство — литературно-английский клуб «Театральный дворик in English» для учащихся 5-7 классов. А всё потому, что опрос учащихся выявил очень низкий уровень мотивации к изучению предметов филологического цикла — английского языка, литературы. В то же время в условиях современного рынка труда владение иностранным языком необходимо.

Кроме того, на первый план выдвигаются такие качества, как инициативность, способность работать в группе, ответственность за результат, а клуб — это неформальная обстановка, место для общения творческих людей, для решения проектных задач, личностного самоопределения.

В свою очередь, театр — некая модель социума, развивает навыки социальной компетенции, здесь и распределение ролей, и установление эффективной коммуникации. Авторы надеются, что такой подход позволит осуществить перенос учебных знаний на практику. Чего всегда не хватает нашим детям, изучающим иностранные языки, так это практики. Если в клубе, как обещают авторы проекта, будут даже ставить спектакли на английском языке, то это бесценно! Однако незадача: когда докладчик от группы учителей представлял этот проект, кто-то из экспертов неожиданно спросил: «Do you speak English?». Наступила многозначительная пауза и… последовал отрицательный ответ. Но нет худа без добра — кажется, Сенеке принадлежит афоризм «Уча других, мы учимся сами»?..

Нечитающее поколение

Следующий проект пока не выиграл краевой грант, но идея понравилась экспертам, а мне как филологу просто душу согрела.

— Мы провели анкетирование, и результаты показали, что процент читающих художественную литературу школьников очень низкий. Из тысячи опрошенных 87% не читают вообще! — с тревогой сообщила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ужурского центра дополнительного образования Кристина Сергеевна ЛЕСИК. — Мы опросили учеников школ района и поняли, что они не знают известного в крае и в России поэта-фронтовика и своего земляка Петра Павловича КОВАЛЕНКО. Свой проект «Его душа жила не ради славы» я посвятила юбилею писателя — хочется пробудить у детей интерес к чтению и творчеству и увековечить память поэта земли ужурской. Почему бы не установить стелу на его малой родине, не назвать площадь его именем? Кроме того, мы хотим, чтобы в районе появилась новая традиция: ежегодные Коваленковские чтения.

Между прочим, Пётр Коваленко печатался в краевой и центральной прессе: в журналах «День и ночь», «Енисей», в различных поэтических сборниках. Долгое время он работал в газете «Красноярский рабочий». Как сказано в Энциклопедии Красноярского края, «ветеран добился признания у читателей и критиков. Виктор АСТАФЬЕВ считал Коваленко одним из лучших российских поэтов, писавших о войне, а также отмечал его вклад в развитие литературы Красноярского края и России… Стихи Петра Коваленко выведены на штендерах мемориальных паровозов, установленных возле железнодорожного вокзала в Красноярске и на станции Ужур».

Экспертное мнение

В грантовую десятку вошли и проекты, связанные с профессиональным развитием молодых педагогов. Например, «Проектная школа «Взгляд в будущее», — разработка Центра дополнительного образования Абанского района. Идея в том, чтобы создать школу для поддержки молодых педагогов, развивать их компетенции, обучать созданию собственных проектов.

— По сравнению с прошлым годом число проектов стало больше, и выросла их грамотность, — подводит итоги конкурсного отбора председатель экспертной комиссии главный специалист отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами министерства образования Красноярского края Татьяна Валерьевна ИВАНОВА. — Идеи, конечно, сложно сравнивать, но если в прошлом году учителя узконаправленно решали проблемы только своей школы, то сейчас появилась масштабность, стало больше проектов районного и даже краевого уровня.

— Если вы после сегодняшней защиты не получите грант — это не значит, что горе пришло в дом и руки опустились. Я вам советую в следующий раз сделать что-то менее масштабное и глобальное, а более привязанное к вашей непосредственной деятельности, к вашей миссии; и, может быть, получится позитивный опыт. Пусть это будет не 300 тысяч рублей, а 50; потом можно идти дальше, — напутствовала молодых коллег педагог дополнительного образования гимназии №1 «Универс» Валентина Валерьевна ОВЧАРЕНКО.

— Проектно-программный подход в настоящее время — это фишка, способ работы со всей системой образования. Если вы хорошо овладеете проектированием на уровне эксперта, а это приходит с опытом, — незаменимы будете не только в своей школе, территории, но и в крае. Не бросайте свои идеи! — призвала молодых педагогов председатель экспертной комиссии.

Похоже, правы стратеги — составители «Атласа новых профессий»: учителя-организаторы проектного обучения вот-вот появятся в наших школах…

Вера КИРИЧЕНКО