Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2016 г.

Новые берега нового моря

В этом году исполнилось пятьдесят лет с начала заполнения Красноярского водохранилища. Срок немалый. А потому мы уже привыкли к водохранилищу, почтительно называем морем и давно забыли, какими прежде были эти берега. Но забывать ни о чём нельзя, считает Галина Юрьевна ЯМСКИХ, доктор географических наук, заведующая кафедрой географии Института экологии и географии Сибирского федерального университета.

— Галина Юрьевна, в дни студенческих каникул на Красноярском водохранилище прошла Международная летняя школа-экспедиция по изучению рельефа дна и береговых процессов. Как возникла эта идея, какие задачи были поставлены перед школой и кто в ней принял участие?

— Школа наша имеет долгую предысторию, а потому начну с самого начала. С 2006 года мы начали сотрудничать с Институтом водных и экологических проблем СО РАН в Барнауле, специалисты которого многие годы работали на Красноярском водохранилище. Сотрудники института доктора географических наук Валерий Михайлович САВКИН и Александр Шамильевич ХАБИДОВ были ведущими специалистами по изучению нашего и Новосибирского водохранилищ. Сотрудничество началось с подготовки выпускных квалификационных работ студентов, которые проходили производственную практику на Красноярском и Новосибирском водохранилищах.

Когда был создан Сибирский федеральный университет, возникла идея организовать лабораторию, которая бы занималась мониторингом водохранилищ, изучением процессов, происходящих в береговых зонах, поскольку на территории края находятся наиболее крупные водохранилища России, а целенаправленной подготовки специалистов для работы на них не осуществлялось.

В 2013 году наряду с созданием кафедры географии при непосредственном участии ректора Евгения Александровича ВАГАНОВА была создана лаборатория комплексных физико-географических исследований. При финансовой поддержке министерства и университета лаборатория была укомплектована современными приборами, в том числе и для изучения водохранилищ.

Сейчас приборы и оборудование используются студентами на учебных и производственных практиках. И мы всегда стараемся привлечь к этому учёных и преподавателей из тех стран, где эти приборы производят и используют. Большей частью оборудование имеет американское происхождение, потому в этом году мы пригласили для участия в работе школы доктора Дэвида ПЕЙПЕРА, преподавателя из Университета штата Калифорния в Лонг-Бич, специалиста-океанолога-геоморфолога. Он не только прочитал лекции студентам-географам о методах изучения дна и берегов водохранилищ, но и в течение десяти дней принимал активное участие в обследовании береговой зоны Красноярского водохранилища в районах посёлков Куртак, Даурское и Приморское.

Надо сказать, что за последние двадцать лет комплексных исследований береговых процессов на водохранилище не проводилось, за исключением работ Института водных и экологических проблем в 2012-2013 годах и кратковременных точечных наблюдений, проводимых студентами в предыдущие годы.

К счастью, единственный свидетель, изучавший берега водохранилища, сегодня здравствует и живёт в Новосибирске. Это доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник Института водных и экологических проблем СО РАН Валерий Михайлович САВКИН. Он руководил всеми мероприятиями подготовки ложа водохранилища к затоплению. Мы пригласили Валерия Михайловича поучаствовать в работе школы, и он, несмотря на то, что перешагнул восьмидесятилетний рубеж, с радостью согласился, приехал и активно поработал со студентами.

В работе школы приняли участие студенты и исследователи из США, Красноярского края и Хакасии, Санкт-Петербурга, Москвы. Таким образом, у нас сложился заинтересованный, работоспособный коллектив в составе тридцати человек, который и работал на водохранилище с 15 по 24 июля в районе посёлков Даурское, Куртак и Приморск.

— А почему были выбраны именно эти посёлки?

— Дело в том, что в районе этих посёлков, несмотря на то, что они находятся недалеко друг от друга, берега имеют разное строение. В Куртуке высокие, 20-30-метровые. В районе Приморска берега более низкие и сложены в основном лёссовидными суглинками и супесями. У посёлка Даурского берега смешанные — сложены скальными породами, песчаными отложениями, лёссовидными суглинками и супесями. Соответственно и процессы берегопереработки и накопления осадков в прибрежных зонах этих мест совершенно различные. Вот это и было важно для участников школы.

Надо сказать, что при проведении геодезических исследований (а без них изучение береговых процессов невозможно) нам удалось найти реперные отметки, которые были оставлены в 60-е годы при проектировании водохранилища. Эти отметки указывали на предполагаемое отступление береговой линии в связи с процессами эрозии и абразии. На основании результатов математического моделирования предполагалось, что отступание и разрушение береговых зон водохранилища может доходить до 300-400 метров от существовавших ранее берегов Енисея. Для нас было очень важно привязаться к этим отметкам уже с использованием современного геодезического оборудования и получить данные по процессам берегопереработки, используя спутниковую привязку.

Изучение береговых зон водохранилища осуществлялось такими приборами, как локатор бокового обзора, профилограф и эхолоты. Вечером участники школы слушали лекции американского исследователя о том, где и как эти приборы используются на территории Соединённых Штатов. В отличие от России, там водохранилищ поменьше, но приборы используют в береговых зонах Атлантического и Тихого океанов, чем и занимаются студенты океанографы и географы. Так что поле деятельности специалистов, владеющих навыками работы с таким оборудованием, не замыкается только лишь водохранилищами. Если учесть, что в ближайшем будущем планируется освоение арктических территорий, а там без эффективной техники не обойтись, то студентам важно научиться работать с такими приборами, чтобы иметь возможность в будущем и в Арктике приложить свои силы.

— Лекции читались на английском? И как вообще проходило обучение?

— Да, на английском языке. Лекции Валерия Михайловича, конечно, шли на русском. Он, как и многие представители старшего поколения научных работников, на английском только читает, но не говорит. Надо сказать, лекции были очень интересными.

Вообще, никаких особых проблем у нас не возникало, и даже с погодой повезло. Море было достаточно спокойным. Дней шесть-семь можно было совершенно безопасно проходить маршрут по водохранилищу. Тогда одновременно работали и с приборами на лодке, и на берегу с геодезическим оборудованием. Это было очень важно для построения горизонтальных и вертикальных профилей по берегам. Конечно, подчас и штормило. Тогда в море не выходили. А полтора дня из-за дождя даже из палатки нельзя было выбраться. Но всё, что было запланировано, удалось выполнить. И, конечно, очень большое внимание уделялось обработке данных, полученных при обследовании.

— А насколько важно наблюдать за происходящими на водохранилище процессами? И что это за процессы?

— Обычные для водохранилищ геоморфологические процессы. Главным образом это абразионные процессы, просадочные и оползневые явления, образование оврагов.

Понятно, что все эти процессы никак нельзя назвать полезными для природопользования в береговой зоне. И это если не говорить о том, что при заполнении водохранилища многие населённые пункты вообще ушли под воду. Главным образом люди были переселены в крупные посёлки. Но и у этих посёлков далеко не всегда судьба складывалась благоприятно.

Например, в связи с тем, что значительная часть береговой зоны со временем была разрушена, люди стали покидать посёлок Куртак. В нём пришлось закрыть школу, так как овраг вплотную подходил к зданию. А ведь изначально этот посёлок не был предназначен к затоплению, так как расположен достаточно высоко. Но в процессе берегопереработки этот вопрос возник вновь.

И вообще, речь не только о затоплении. Если раньше территории, которые теперь оказались в береговой зоне, использовались для посева пшеницы, то сегодня они выведены из сельскохозяйственного оборота. И как сейчас эту зону близ посёлка использовать? Этот вопрос остаётся открытым.

А что касается важности наблюдения за берегами, то всегда лучше понимать, как развивается ситуация, чем оказаться застигнутым врасплох.

— А оборудование, которым сегодня располагает кафедра географии, позволяет этого избежать?

— Конечно. Более того, эти приборы могут быть использованы не только на водохранилище, но и для изучения любых гидрологических объектов — рек, озёр и искусственных водоёмов различного происхождения. Они дают возможность не только получить 3D-изображение рельефа дна, морфологические характеристики водных объектов, но и позволяют выделить типы осадков, аккумулированных на дне.

Всё это очень важно, так как и сегодня нельзя сказать, когда берега окончательно стабилизируются и прекратятся обрушения. Предполагалось, что на это уйдёт пятьдесят лет. Но вот они прошли, а обрушения происходят до сих пор. Вполне возможно, что в первоначальные расчёты внесли коррективы глобальные климатические изменения. А пятьдесят лет назад о них никто и не думал. Так что сроки отодвигаются.

Но всё же сейчас берега уже так сильно не разрушаются, как прежде. Были периоды, особенно при наполнении водохранилища в первые годы, когда берега за год отступали на 5-10-20 метров. Но ведь есть ещё водохранилища Севера, Ангары. И за ними тоже надо следить. Процесс формирования их берегов завершится нескоро. Конечно, в Красноярском крае есть организации, осуществляющие периодический мониторинг, но нет специализированных государственных исследовательских лабораторий, осуществляющих мониторинг береговых зон водохранилищ, нет и специалистов-геоморфологов и геологов, занимающихся непосредственно водохранилищами. Университет — это как раз то место, где можно было бы готовить таких специалистов.

— Галина Юрьевна, школа совпала с пятидесятилетием начала заполнения водохранилища. Это как-то было отражено в программе?

— Конечно. Считаю это очень важным воспитательным моментом. На протяжении многих столетий эта ушедшая под воду земля была населена, и об этом нам всем надо помнить. Надо сказать, что очень порадовал такой факт: в Приморске одним из жителей установлен монумент в память о затопленных деревнях уже не существующего Даурского района. На нём изображена карта с обозначением затопленных посёлков. А рядом установлен памятный крест.

Но помнить надо не только о том, что было полвека назад. Отдельные участки Красноярского водохранилища совершенно уникальны с точки зрения нахождения стоянок древнего человека. Помимо этого, после разрушения берегов стали доступны множественные палеонтологические остатки палеозойского и неоплейстоценового возраста. Все эти свидетельства прошлой жизни очень важны с научной, познавательной, да и с практической точки зрения. Если серьёзно говорить о развитии туризма, то наше водохранилище – место уникальное. На его берегах можно принять огромное количество туристов. Водохранилище в настоящее время достаточно чистое, а потому ограничений по использованию этого водного ресурса нет. Несмотря на то что купальный сезон длится два-три месяца, есть возможности для отдыха и путешествий, и весной, и зимой, и осенью.

Остаётся надеяться, что эти замечательные перспективы вполне реальны, и проводимые университетом на берегах Красноярского водохранилища исследования внесут свой вклад в их осуществление. По словам Галины Юрьевны, благодаря летней школе будущим специалистам удалось значительно продвинуться в освоении современного оборудования и в навыках ведения работ по мониторингу происходящих на берегах нашего моря процессов. А это даёт надежду, что процессы эти нас не застанут врасплох.

Виктор Карпов, магистрант-геоэколог 2-го курса Института экологии и географии

— Школа прошла замечательно. С большой пользой. Хотя я уже бывал в экспедиции, когда работал в Институте водных и экологических проблем СО РАН в Барнауле (я сам из Барнаула, сюда приехал, когда здесь кафедру географии открыли). Кстати, в том институте и с Валерием Михайловичем Савкиным познакомился. У него очень большая база данных по Красноярскому водохранилищу. Он оказывал мне поддержку при написании моей бакалаврской работы. Она была посвящена одному из участков Красноярского водохранилища.

Вообще, свою дальнейшую работу хочу связать с изучением Красноярского моря, геоморфологией берегов. Мне интересно всё, что для этой работы пригодится. Я прошёл обучение и имею документы на право вождения катера, моторной лодки и гидроцикла..

А если говорить о специальном оборудовании, то с отдельными приборами я уже был знаком. Но в нашей летней школе мы работали с приборами совсем другого класса. Узнали, как их используют зарубежные коллеги, и сами научились их применять. Например, я научился работать с американским гидролокатором бокового обзора. Это очень интересно. Прибор позволяет производить съёмку дна и строить его объёмную модель. Это очень важно, потому что рельеф дна после затопления постоянно меняется.

Школа очень понравилась. Я бы ещё дней на десять поехал. Да мы бы все поехали — нам всем понравилось. Будет здорово, если и на следующий год такую школу организуют. Данные, которые были получены в этот раз, мы сравнивали с предыдущими. Теперь хорошо бы посмотреть, что через год произойдёт. Интересно динамику увидеть.

Галина ДМИТРИЕВА