Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2021 г.

История с географией
Красноярское краевое отделение РГО отмечает 120-летие

«Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим по пути островам… Запасов на год. Все здоровы. Русанов», — такими были последние слова знаменитого русского исследователя Севера Владимира РУСАНОВА, прототипа капитана Татаринова из романа Вениамина Каверина. Этим летом представители Русского географического общества в очередной раз отправились к северным островам, чтобы найти следы пропавшей экспедиции и «закрасить» одно из белых пятен в истории освоения Арктики.

Локация РГО «Мыс Челюскин» в Парке Универсиады заняла первое место в номинации «Признание общественности» в финале национальной ежегодной премии Русского географического общества «Хрустальный компас». Экспозицию посетили более 100 тысяч человек.

Поиски пропавших 100 лет назад полярников — один из удивительных проектов Красноярского краевого отделения РГО, самой большой общественной организации края. В последние годы о красноярских проектах РГО стало известно далеко за пределами края: это и экспедиция по доставке из таймырской тундры «Борта Тюрикова», и площадка «Мыс Челюскин» в Парке Универсиады, и раскопки на кургане Туннуг в Тыве. Об открытиях и планах мы поговорили с председателем Красноярского краевого отделения РГО Игорем СПИРИДЕНКО.

— Игорь Анатольевич, какие события в жизни Красноярского отделения можно назвать самыми значимыми?

— Начну с того, что сегодня в Красноярске мы работаем над созданием Сибирской штаб-квартиры РГО. Наш город и край имеют полное право стать одним из центров работы общества. Во-первых, РГО, по сути, возникло после сибирской экспедиции Миддендорфа, который сделал здесь ряд открытий: плато Путорана, например. Во-вторых, у нас самая большая арктическая зона в стране, а Енисей течёт по территории протяжённостью более 4 тысяч километров с юга на север, от верблюдов до белых медведей. В крае живут десятки коренных народов, здесь находится географический центр России. На территории работают крупные финансово-промышленные группы, готовые финансировать социальные проекты. А ещё есть мощная научная база, в том числе в СФУ.

Штаб-квартира общества в Красноярске позволит объединиться его представителям из других регионов Сибири, сконцентрировать работу по всем направлениям, усилить позиции географического общества за Уралом. По распоряжению губернатора Александра УССА для штаб-квартиры передают памятник культуры в центре города — Дом Лессинга на Маркса, 42.

Кстати, на предстоящем Сибирском историческом форуме мы проведём свою секцию, посвящённую роли РГО в истории Сибири и Енисейской губернии. Там же впервые в Красноярске пройдёт заседание Совета регионов РГО, на которое приедут представители ключевых отделений общества со всей России. Задачи — обменяться опытом, подвести итоги работы, презентовать новые проекты.

— Местное РГО отметило 120-летие. С чего всё начиналось? И как возродилось уже в новом веке?

— Речь не идёт о возрождении: РГО существовало и в советское время. Подотдел Императорского Русского географического общества был образован 10 февраля 1901 года. Первым его председателем стал Виктор Ювентинович ГРИГОРЬЕВ, а правителем дел — врач и общественник Владимир Михайлович КРУТОВСКИЙ. В первые годы у РГО были мощные руководители, например Аркадий Яковлевич ТУГАРИНОВ, совершивший множество научных экспедиций по Приенисейскому краю. Николай МАРТЬЯНОВ, Александр ЯВОРСКИЙ, братья КРУТОВСКИЕ, Иван КРАФТ, многие сибирские меценаты так или иначе имели отношение к работе общества. Работа РГО стоит и за созданием в 1925 году нашего заповедника «Столбы», и за появлением краеведческих музеев в Красноярске и Минусинске.

В советское время у географического общества менялись названия, но оно продолжало свою деятельность. В 2000-е годы, например, на базе педагогического института, который я окончил.

Новый этап начался после того, как в 2009 году РГО в России возглавил Сергей Кужугетович ШОЙГУ, это был как приток свежего воздуха. Тогда появилось решение создать в регионах отдельные юридические лица, чтобы у каждого была возможность самостоятельно привлекать ресурсы. Так что новейшая история Красноярского отделения началась в 2010 году. Тем не менее на сегодня РГО — старейшая из научных и общественных организаций края.

Уже в 2011 году начались большие проекты, например, международная археолого-географическая экспедиция «Кызыл — Курагино», которая обследовала древние курганы Красноярского края и Тувы. От РГО в ней участвовали волонтёры. Я занимался организацией волонтёрских лагерей, в которых они жили.

— Были ли тогда в Туве сенсационные находки?

— Мы как-то не гнались за золотом, но находки, конечно, были. Органика, предметы быта — таких открытий много. Вообще в тех краях за 4-5 лет побывали более 3,5 тысячи исследователей из 53 стран!

Палаточный лагерь волонтёров, созданный для той экспедиции на юге Красноярского края, между Ергаками и Саяно-Шушенским заповедником, сейчас стал нашей южной базой, базовым лагерем РГО «Ермак». Это примерно 760 км от Красноярска, у подножия горного хребта Арадан.

Кроме военных палаток, где могут разместиться до 400 человек, там есть всё необходимое для летней школы: банно-прачечный комплекс, кухня, столовая. И там же мы сейчас на президентский грант делаем Музей кочевой культуры под открытым небом. Уже поставили несколько юрт, чумов, где полностью воспроизводится быт людей, которые кочевали по степи или тундре сотни лет назад.

На этой площадке уже состоялось несколько интересных событий. Например, под руководством японского профессора Мураками проводилась выплавка железа из руды старинным способом, который практиковали жители Азии две тысячи лет назад! В перспективе «Ермак» станет и туристическим центром.

— Кто может стать участником таких экспедиций или летней школы «Ермак»?

— Любой желающий, кто захочет поехать волонтёром и оформит заявку. Обычно мы заранее сообщаем о планах экспедиций. Сейчас это просветительский проект, но продолжаются и научные изыскания. Например, продолжается ещё одна южная экспедиция с нашим участием — исследование кургана Туннуг в Долине царей. Мы активно взаимодействуем с местными жителями, отделением РГО в Туве, правительством республики.

— Это на юге, а на севере?

— А на севере мы помогаем развивать арктический туризм. Возобновляются полёты на Северный полюс совместно с компанией «Барнео». На них лежит коммерческая составляющая, а наша задача — закрепиться в этой географической точке.

Кстати, самый короткий российский путь на Северный полюс пролегает из Хатанги, где мы тоже развиваем масштабный проект «Хатанга — долина мамонтов». Туристы могут приобщиться здесь к самым разным областям знаний — палеонтологии, ботанике, геологии, географии. Это край, где растёт самый северный лес, где расположены Попигайский кратер, ледник с костями мамонтов, плато Путорана — настоящая терра инкогнита. В районе Хатанги можно организовать сплавы разных категорий.

У РГО есть задача возродить здесь высокоширотные экспедиции. В советское время Хатанга была для них плацдармом, поскольку тут подходящие природные условия, хорошая доступность для авиационного транспорта — 300 лётных дней в году, доброжелательное население. А сегодня посёлок и его окрестности могут стать культурно-этнографическим, туристическим и научным кластером.

— Насколько многочисленными планируются такие экспедиции?

— Мы задачи по количеству участников не ставим, но вот в волонтёрском проекте по очистке северных территорий могут участвовать по 50 человек в месяц. Перспективы у Хатанги большие, это проект российского масштаба. Наши попечители уже приобрели для встречи гостей здание гостиницы «Заполярье»: в ней расположится современный туристический центр.

Хатанга может стать и Арктическим научным полигоном. Север Красноярского края, несмотря на десятилетия его изучения, по-прежнему нуждается в исследованиях. Краевое отделение РГО задумало реализовать проект комплексного обследования арктической территории. Планируется целый ряд экспедиций: всю зону условно разобьют на квадраты, и каждый будет тщательно изучен.

— А исторические изыскания? Вы продолжаете искать пропавшую экспедицию Владимира Русанова?

— Конечно! Мы поставили перед собой задачу найти зимовку путешественника. Провели два выхода: стартовали с Хатанги, затем ушли на Северную Землю, обследовали два фьорда острова Большевик. В группе было 9 человек из разных городов России, но под флагом краевого отделения РГО. Однако, к сожалению, сезон поисков из-за погоды пришлось завершить раньше. В этом году из-за климатических аномалий мы попали в жёсткие условия, долго ждали разрешения на вылет, стоял непроходимый туман. Так что планы осуществились только процентов на 30. В следующем году подойдём к вопросу более фундаментально.

— Не рассчитываете найти корабль?

— Это маловероятно: сто лет прошло, за это время неоднократно сходил ледник. Пока на береговой линии металлоискателем обнаружили несколько бочек, где хранилось топливо. Ищем зимовку, ведь экспедиция Русанова провела там, вероятно, два года, а затем люди начали выбираться с острова, на котором практически ничего нет.

— Если удастся найти останки экспедиции, это будет сенсация.

— Мы не гонимся за сенсациями, но это будет ещё одно закрытое белое пятно в истории. Очень надеемся, например, найти дневники Владимира Русанова.

— В истории с бортом Тюрикова особенно поражают как раз письменные свидетельства происшествия: записи, сделанные людьми на обшивке самолёта «Дуглас», который потерпел крушение в тундре. Чья вообще была идея вернуть самолёт на Большую землю?

— Идея принадлежит общественности, её высказал историк авиации и энтузиаст Вячеслав ФИЛИППОВ, автор множества книг. Однажды он пришёл к нам и предложил организовать такую экспедицию. Среди инициаторов был также Евгений ГАРИН, директор Военного учебного центра СФУ. Шли к воплощению идеи постепенно, разработали план. Оказалось, что в истории с этим самолётом много всего, в том числе проявление настоящего героизма. Погрузившись глубже, начали искать родственников. И вот сейчас, я считаю, у нас готов целый сценарий для съёмок художественного фильма — тут есть о чём рассказать! Надеюсь, что идея создания такого кино воплотится, она поддержана руководством РГО.

— Получается, что люди приходят в общество с идеями, а РГО помогает их реализовать?

— Обычно с идеями приходят те, кто уже входит в наше географическое общество. Это около 450 человек с активной гражданской позицией. Люди, связанные с туризмом, учёные — географы, метеорологи, историки, да и просто увлечённые путешественники. Планируя большие мероприятия, мы распределяем ответственность: кто-то занимается экипировкой, кто-то финансами. Это именно командная работа, которая приносит результат.

— Приходит ли к вам молодёжь?

— В крае работает молодёжный клуб РГО, студенты активно участвуют в различных проектах. Но, конечно, надо уделять им больше внимания. Планируем в следующем году делать акцент именно на работе с молодёжью. В том числе с институтами СФУ: мы готовы предоставить свою материально-техническую базу, жизнеобеспечение экспедиций, информационную поддержку. Надо объединять ресурсы.

— Вопрос о финансах — откуда у общества деньги на серьёзные проекты?

— С самого основания в 1845 году у РГО был попечительский совет, в который входили первые люди государства и меценаты. Так, его возглавляли Великий князь Константин, сын императора Николая I, участниками совета были крупные купцы, промышленники. И эта традиция сохранилась до сих пор. Главой попечительского совета федерального РГО сегодня является Президент России, а в крае — губернатор Александр Усс.

Бюджетного финансирования у нас нет, мы существуем на благотворительные средства.

К примеру, в Красноярском крае работают крупные компании, которые выделяют деньги на наши программы. Среди наших попечителей есть и почётные граждане, например Хазрет СОВМЕН. Спасибо таким людям.

Планов много. Сейчас идёт строительство судна под нужды краевого РГО. Экспедиционное судно класса «река — море» длиной 17,5 м будет вмещать 12 пассажиров и двух членов команды. С его появлением у нас будет больше возможностей для обследования северных островов и акватории Енисея. Сможем экономить на вертолётах, запуская с борта беспилотники. На нём будет оборудование для исследования дна, а также небольшой водомётный RIB, чтобы заходить в узкие протоки. Словом, с кораблём мы сможем решать самые разные задачи, в том числе этнографические, ведь в низовьях Енисея живёт множество народов с исчезающей культурой. Хотим записать их фольклор, собрать предметы быта и другие экспонаты для будущего парка-музея освоения Севера в Красноярске.

В Арктике огромное количество артефактов, которые тоже могут стать экспонатами музея. Остатки исторической стройки арктической железнодорожной дороги — сколько там одних паровозов стоит! А взять советские полярные станции… До сих пор заходишь туда — а там время будто застыло. На стенах — вырезки из старых журналов. Крутишь в руках железные пачки из-под чая, деревянные катушки с нитками. Нога человека не ступала за порог больше сорока лет.

— «Хрустальный компас», который называют географическим «Оскаром», в 2021 году вы получили как раз за такую экспозицию «из прошлого».

— Да, устроить «Мыс Челюскина» в Парке Универсиады оказалось правильной идеей, а подал её губернатор. Для нас эта экспозиция стала лакмусовой бумажкой, показала, насколько такое интересно людям, причём любого возраста. Наши палатки и полярный Ми-2 тогда посетили более 100 тысяч человек! Люди в очереди стояли, приходили по второму разу. Потому что романтика свойственна человеку: романтика путешествий и Севера.

Я уверен, что Красноярску необходим парк-музей освоения Севера. Решено строить его на историческом острове Молокова.

Это будет мощный проект федерального уровня, который включит всё: историю экспедиций с XVI века, со старыми картами, кочами, кольчугами; экспонаты времён промышленного освоения Таймыра, например старинные паровые машины; историю полярной авиации — ведь именно на острове Молокова находился гидропорт, старейшая авиабаза, и здание сохранилось до сих пор. Музей отразит историю трассы «АлСиб», историю сибирских народов, здесь будут и палеонтологические экспонаты, и речные суда. Думаю, такой музей никого не оставит равнодушным. К тому же есть возможность запустить к острову и музею речные трамвайчики.

— В какой стадии создание музея?

— Проведена большая работа с администрацией города и правительством края, организована рабочая группа. Музей включён в схему территориального развития, а на территории острова Молокова начался снос незаконных сооружений. Для музея и парка разработаны архитектурная и планировочная концепции. Конечно, его строительство — это долгий и непростой путь. Сейчас мы подходим к стадии создания проектно-сметной документации, а затем предстоит получить заключение госэкспертизы и выход на федеральный уровень за финансированием: в частности, по линии Ростуризма есть такая программа. Думаю, можем успеть с созданием музея к 400-летию Красноярска.

— Самолёт «Дуглас» станет частью его экспозиции?

— Да, это в планах. Сейчас «Борт Тюрикова» мы отправляем в Новосибирск на реставрацию, затем он вернётся в Красноярск.

— Игорь Анатольевич, вы объездили полмира. Какие путешествия больше всего запомнились и где ещё мечтаете побывать? Быть может, в кругосветке?

— Наверное, самые яркие впечатления остались от путешествий на Северный и Южный полюсы. На Северном я был раз восемь в самых разных экспедициях. А на Южном — в 2020 году, по проекту «Два полюса» под флагом РГО. Как представитель общества поставил там титановый флажок «175 лет РГО». Нам тогда удалось развернуть на полюсе и флаг нашего края.

В кругосветное путешествие не собираюсь, у меня был опыт трансазиатского путешествия на мотоцикле. А мечты… Это не мечты, а задачи, потому что я человек увлечённый, и если начну мечтать — меня здесь не увидят. Задачи же такие: хочется обследовать береговую линию островов северных морей. Я считаю, надо быть полезным здесь.

Награды краевого отделения РГО:

>> Премия РГО, номинация «Лучшая экспедиция по России», за проект «Борт Тюрикова. Возвращение» (2018).

>> Национальная премия РГО «Хрустальный компас» в номинации «Признание общественности» за проект «Локация РГО «Мыс Челюскин» во время Универсиады–2019 (2021).

Татьяна АЛЁШИНА