Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2021 г.

Бог — в правде.
Правда — в тебе.
К 800-летию Александра Невского

Сильный. Мудрый. Доблестный. Александр Невский олицетворяет лучшие качества в русской культуре. Князь-объединитель, полководец, монах — в этом году Россия отмечает 800-летие со дня рождения своего героя, и личность его современна как никогда: как будто мы все нуждаемся в таком человеке рядом. В человеке, который уверен в том, что он делает, и понимает зачем.

Как воспитывался князь, почему сегодня люди такого масштаба встречаются редко и как вера способна изменить историю страны, семьи и личную историю каждого — об этом беседуем с настоятелем храма Святого благоверного князя Александра Невского в Красноярске священником Павлом.

Александр Невский и его вера


Батюшка Павел

Храм имени святого Александра Невского — деревянный, небольшой и уютный. Он находится на Взлётке, в просторном парке. Возле храма песочница, качели, игрушки. В этом районе живёт много молодых семей. Пока родители на службе в храме, маленькие дети выбегают поиграть. Смеются. Песочницу видно из окна кабинета батюшки Павла.

— Александр Невский стал княжить в 16 лет, в 20 уже вёл войско как полководец. Как это возможно — воспитать, обучить мудрости и ответственности совсем ещё не опытного, юного человека?

— Княжеских детей постригали в воины с четырёхлетнего возраста. Они переходили воспитываться на мужскую половину дома, их сажали на коня, давали в руки деревянный меч. Ребёнок изучал грамоту, развивался физически, читал Евангелие. Ответственность перед своим народом воспитывалась с детства. К мальчикам прикреплялись тятьки, которые могли ответить на любой вопрос, передавали житейскую мудрость.

Известно, что Александр Невский воспитывался на историях о доблести Александра Македонского, наверняка хотел стать таким же прославленным воином. Конечно, рядом были родители — князь Ярослав и княгиня Феодосия. Ярослав известен как справедливый правитель, который не отступал от своего слова. Феодосию за её добродетели ещё при жизни в народе называли святой. Александр учился быть заступником, быть милостивым, но в то же время сохранять твёрдость в решениях. Даже в юном возрасте его слушались безоговорочно.

Так, в первый год княжества Александра Невского случился в Новгороде неурожай. Люди съели всю скотину и обдирали кору с деревьев. Александр принимает решение открыть все зерновые и накормить голодных. Это была проявленная человечность и евангельские принципы. Юный князь не боялся гнева бояр или недовольства отца.

— Что значили для князя евангельские принципы? Они ведь отличались от современного понимания религии? Мы как будто утратили важное знание, которое было у людей тогда.

— Помните знаменитые слова Александра: «Не в силе Бог, а в правде»? В битве на Неве шведская армия насчитывала 5000 человек, а русская — меньше двух тысяч. Александр Невский повёл людей на поле боя, веря, что ему поможет Бог. В его житии описан эпизод, что перед этой битвой дозорный Александра видит в ладье плывущих святых великомучеников Бориса и Глеба. Они говорят, что помогут собрату Александру, и он понимает, что правда в предстоящем сражении на его стороне. Александр Невский был истинно верующим человеком, он, как и его современники, жил Евангелием.

— Что это значит?

— Например, заповедь «Почитай твоего отца и мать». Это значит по-настоящему «почитать и знать», а не так, чтобы в определённых условиях вдруг от этого почитания отказаться. Например, мне нужна квартира, я подумал и решил перевести родителей в дом престарелых. Это принципиально невозможно! Я почитаю отца и мать сердцем и иначе не рассуждаю.

Жить Евангелием — значит хотеть встречи с Богом. Если я хочу говорить с Ним — читаю молитвы. Хочу слышать Его — читаю Священное Писание. Оно ведь актуально до сих пор: можно открыть страницу, прочесть любой абзац, и эти строки точно будут для тебя. Любой отрывок: про бесноватого, про исцеления, чудеса или усыновления людей Божьей Матери — в этой Книге важно всё.

Современники Невского понимали, что поступая не по заповедям, они предают Бога, близких людей, себя. Сейчас Евангелие многими воспринимается скорее как исторический труд и источник для изучения православных традиций. Будто потерялась актуализация, и читатель воспринимает книгу отстранённо, про кого-то далёкого, а не про себя.

Но давайте попробуем вчитаться: «Люби ближнего своего как самого себя». Что это значит? Как я себя люблю? Я точно себя одену, чашечку кофе налью с утра. Я хочу, чтобы мои дети были в правильном окружении, ходили в хорошие школы. Передо мной находится такой же человек — чем ему помочь? Почему он одет хуже меня? Почему у его детей нет возможности выбрать школу, университет? Что я для этого сделал?

— То есть заповеди гораздо глубже и ближе к нам, чем кажется на первый взгляд?

— Они одновременно и буквальны, и более глубоки, чем мы привыкли воспринимать. «Не убий» — значит ещё и: не пожелай ничего плохого, что могло бы привести к падению человеческой души.

— Каким было представление о времени? Определённо, что люди не жили линейно.

— Жили, понимая, что меня, так или иначе, скоро не будет. Православных не пугает смерть, потому что мы верим, что человек пришёл в этот мир, чтобы человеком стать. Стать тем, кем тебя видит Бог. И эти знания, опыт передать дальше, потомкам. Сейчас мы в потоке дел, загнаны проблемами, нам некогда подумать о вечности и о Боге. Дом, семья, благополучие — всё это не самоцель, мы должны полноценно созреть в течение жизни. Не просто прожить очередной день, а найти в себе Бога и не терять.

— Как это может проявиться?

— Жёны, которые принимали христианство в первые века, часто недоумевали, что им делать: жить с мужьями-язычниками или разводиться? Ответ в том, что верующая жена может спасти неверующего мужа. Ты будь солнышком в доме, и через тебя все спасутся. В любом месте человек может найти Бога. Главное, чтобы в тебе был этот поиск.

Вера — это основа жизни. Ты есть то, во что ты веришь. На Западе во времена Невского говорили: «Либо латинская вера, либо латинский меч». Они пытались навязать свою традицию, поэтому князь Александр Невский действовал в отношении Запада силой. А на Востоке, с ордой, с язычниками (многобожниками), которые не обращали покорённые земли в свою религию, вёл политику дипломатии. Александр Невский делал всё, чтобы православная традиция не была утеряна.

— Означает ли это, что во времена Невского божественную помощь ощущали иначе? А мы сейчас так не можем.

— Чудеса случаются и в наше время. Евангелие рассказывает, что за Христом ходили толпы людей, он давал им хлеб, исцелял, но остались с ним немногие. Большинство так и не смогло уверовать.

Когда человек приходит в церковь и воспринимает Бога искренне, ему вдруг на какое-то время становится легко: как на крыльях летает, хорошие люди встречаются, проблемы воспринимаются как что-то временное. А потом опять теряет благодать и приходит с вопросом: «Меня оставил Бог?».

На самом деле Бог даёт ощущение благодати за то, что человек захотел его постичь, за шаг навстречу. Дальше — ты сам должен дойти до благодати, своими усилиями.

— Это духовный рост?

— Да.

— Какие есть способы духовного роста?

— Их много. Есть люди, которые взяли несколько строк из Евангелия или из проповеди и буквально на одной цитате построили своё спасение. Кто-то раздал свои имения и пошёл заниматься доброделанием, кто-то ушёл в пустыню, кто-то по-другому взглянул на близких и на самого себя.

Например, судьба святой Марии Египетской. Она была блудницей, и это был осознанный образ жизни — в праздности и вечном увеселении. Однажды Мария оказалась в Иерусалиме и захотела войти в храм, но какая-то сила не пускала внутрь. Она думала, что людской поток выталкивает её, но когда в третий раз не смогла попасть внутрь, отошла и увидела икону Божьей Матери, которая не хотела пускать такое грязное существо к Божественному Сыну. Для Марии Египетской это был момент озарения. Она покаялась и положила всю дальнейшую жизнь на борьбу со страстями. Нигде не училась, но в конце жизни прекрасно знала Священное Писание. Мария познала суть в результате огромной работы над собой.

Так что, если захочешь измениться, это всегда возможно.

Мы и наша вера

— Александр Невский был настоящим государственником: решительный, деловой. Как эти качества сочетались с духовным началом?

— Эти качества сочетали в себе многие святые: апостолы, мученики… Если нет глубокой веры, нельзя действовать так уверенно. Такие люди становятся светилами для своего народа, и мы знаем примеры: Александр Невский, Тамара Грузинская, Константин Великий. Их отличает отсутствие жадности до власти и денег и объединяет понимание — сокровища собирать нужно не здесь, а на небе.

— Что такое сокровища на небе?

— Это образ. Когда человек попадает в рай, там начинается настоящая жизнь по познанию Бога. Можно потратить на это вечность, потому что Бог всеобъемлющ. Приблизиться к Богу на Земле можно бескорыстием своих действий. Научиться жить на Земле как в раю: с любовью к окружающим.

— В этом сходятся все религии. Мне кажется, в основе каждого вероисповедания лежит что-то общее, базисное. Почему Александру Невскому так важно было отстоять православную традицию?

— Католическое и православное христианство многое разнит. Например, догмат о папстве. Папа Римский — наместник Бога на Земле. Недавно он провозгласил правоту гомосексуалов и лесбиянок, выступил в защиту однополых союзов. Многие его личные мнения становятся официальной позицией их церкви. Наш патриарх — это первый среди равных, выбранный епископ для административного управления. Он имеет первенство чести, но не может ввести ещё одну заповедь.

Есть разница в восприятии Божьей Матери. Православная церковь верит, что Дева Мария — первая исполнительница заповедей Господа. Она первая ученица среди всех и благодаря своей кротости и послушанию стала святой. Католики говорят, что Богоматерь была рождена без первородного греха, то есть она изначально отлична от других людей. Это довольно глубокие различия.

Итак, если мы предаём себя в вере, то где мы? Где наши принципы? Александр Невский не мог думать иначе, более того, и народ, и знать были уверены в необходимости защищать то, во что верят. Человеческие силы ограничены. Но если я знаю, что поступаю по правде, то не потеряю сил. И эту правду я могу передать своим детям. Если это случится, то я не зря живу на Земле.

— У вас уютный, даже какой-то домашний приход. На входе в храм есть тетрадь, где прихожане оставляют свои номера и пишут, чем могут помочь: «посижу с детьми», «схожу за продуктами», «куплю лекарства». Это важное дело. Я тоже вписала свой телефон несколько лет назад, но столкнулась с мошенниками, которые, сославшись на храм, вымогали деньги.

— Есть те, кто не гнушается ничем. Говорят, что потеряли ребёнка или муж разбился на машине, просят помощи, а потом выясняется, что ничего этого не было.

С другой стороны, приятно, когда удаётся помочь. В Красноярском крае работает центр поддержки материнства и детства святых Петра и Февронии, социальные отделы церкви. Однажды в храме на Бадалыке заметили девушку, которая кормила двухгодовалого ребёнка растворимым картофельным пюре из коробочки. Священнослужители разговорились с ней, узнали, что она из детского дома, без жилья, без мужа. Ей помогли найти работу, квартиру. У нас есть чаты взаимопомощи прихожан, часто скидываем туда информацию: надо кого-то отвезти, помочь больному, продукты передать.

— Добровольная помощь, пожертвование всегда востребованы. А противоположное этому — потребительство. Значит ли это, что столь популярные нынче торговые центры — враги духовного роста?

— Если человек хочет расти духовно, ему ничего не вредит. Другое дело, что тенденциям, которым покровительствует само государство, сложно противостоять. У нас в стране аборты до сих пор финансируются по ОМС.

— Недавно прочла комментарий пользователя в сети под постом кандидата в депутаты: «Человек, ты не мудрствуй, а расскажи толком: кто ты? Что ты сделал? Что ты построил? Какой храм сжёг»? Жутко стало от такой логики: сжечь храм — всё равно что создать благо. Что церковь делает или не делает, раз такие взгляды имеют место быть?

— К сожалению, происходит выхолащивание. Когда люди видят священника, который живёт не по заповедям, это сильно подрывает веру. Раньше священник мог выпивать на приходе, об этом знали прихожане и молились за него, а он за них, и батюшка мог справиться с недугом. Сейчас подобные случаи — повод для обличений и нападок.

В церкви люди. У них тоже есть грехи.

Я сам из семьи священника. Видел священников хороших и не очень. Из истории известно, что были дети священнослужителей, которые не просто не ходили в храм, но стали атеистами. Они с детства чувствовали ложь, когда дела их отцов расходились со словами.

С другой стороны, есть много священников-бессребреников, которые поднимают деревни, строят хосписы, школы, организовывают дополнительное образование малообеспеченным детям.

— У вас был выбор, кем стать?

— Был. Мне хорошо давалась информатика, но я решил, что компьютер останется хобби, и пошёл в семинарию. В 6 лет мои друзья хотели быть лётчиками, пожарными, а я хотел стать священником.

— Стать священником, чтобы что?

— Мне хотелось помогать людям. Сейчас священник стал универсалом: нужно и миссионерствовать, и социальной работой заниматься, и с детьми, и с наркозависимыми, опять же о семье заботиться, о жене, чтобы не угасала. Охватить всё невозможно. Я считаю, что прежде всего священник нужен в храме: молиться, работать с теми, кто пришёл и ищет Бога. Если на своём месте — можешь больше принести пользы.

— Пожарный много работает физически, лётчик — интеллектуально, а вы задействуете несколько другие силы в работе.

— Скептики говорят: подумаешь — поп, кадилом помахал, туда-сюда походил. На самом деле, бывает, от полуторачасовой службы устаёшь так, что потом требуется время, чтобы прийти в себя. Если ты пришёл с пустым сердцем, то не устанешь, а если стоишь перед Богом за людей, то задействуешь много сил.
Беседы, венчания, исповеди… Можно не пропускать чужие жизни через себя, но ведь за каждым падением человека стоит драма. Священник должен пожурить, поддержать, задать вопросы, чтобы помочь прихожанину стать лучше, честнее.

— Вы выросли в семье священника, теперь сам священник, у вас четверо детей. Что отличает семью священнослужителя от обычной, светской?

— У нас не бывает кухонных пересудов: «Мой начальник сделал так, а я ему в ответ — так!». Мы стараемся читать Евангелие с детьми: по очереди, вслух, несколько страниц. Потом обсуждаем и анализируем: «Как бы я поступил? Почему Бог говорит так, а не иначе?».

— Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение Евангелие? Они ведь все в гаджетах.

— Если читать Евангелие для них, то не полюбят. А если для себя, то проникнутся и почувствуют. Наши дети тоже смотрят мультфильмы, знакомы с планшетом, но мы контролируем этот процесс. И такое внимание даёт свои всходы.

Мой старший ребёнок, когда видит игры на смартфонах у других детей про убийство и жестокость, спрашивает: «Папа, а зачем в это играть?».

Или отказывается дружить с теми, кто обижает девочек. Телефоном он, конечно, пользуется, но кнопочным. Звонит бабушкам и дедушкам, общается с ребятами, с которыми вместе ходит в кружки. Считаю, этого достаточно.

— Что делать человеку, который тянется к светлому, но не знает, с чего начать, ведь дела, дети, быт. Если ты не молился всю жизнь, как к этому прийти?

— Малыми шагами: прочитать одну простую молитву, освоить, разобраться, о чём она. Физически и духовно трудиться, быть открытым. В некоторых религиях Бог создал мир и как будто удалился на задворки. В православии Бог не пожалел своего Сына, который пришёл в этот мир умереть за нас, персонально за меня. Бог с нами, Он стучится в сердца. Да, круговерть отвлекает, но надо стараться ловить внутреннюю тишину. Отвечать себе на вопросы: что я сейчас чувствую и откуда взялось это чувство? Зачем я поступаю так, а не иначе?

Чудесами и знаками пронизано всё вокруг. Когда я в храме, я вижу из окон песочницу. Визг, гам детей. Разве это не чудо? Здесь и сейчас они рады.

***
Храм имени Александра Невского деревянный, небольшой и очень уютный. На стене храма изображение Александра Невского на гранитной плите. Говорят, это первый цветной рисунок на граните в Сибири, и сохранится он на века. «Не в силе Бог, а в правде» — написано на стене.

Александра СЛАВЕЦКАЯ-МАРКЕВИЧ