Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
сентябрь / 2021 г.

4 сюжета из истории Енисейской губернии

До создания Енисейской губернии Красноярск, ставший столицей, существовал почти 200 лет. Давно были основаны и другие города: Енисейск, Минусинск, Ачинск, Канск. Как же повлияло создание губернии на историю, культуру, быт, собственно на местных жителей? Иван ЧЕРКАСОВ, заместитель директора по науке Красноярского краевого краеведческого музея, считает, что изменения были связаны в первую очередь не с территориальным преобразованием, а с личностью первого енисейского губернатора Александра Петровича СТЕПАНОВА. Этот человек явил в Сибири руководителя новой формации. Он был рядом, а не управлял из Санкт-Петербурга; принимал непосредственное участие в жизни общества; объехал большинство доступных тогда территорий. Благодаря губернатору появились первые дома презрения, больница, библиотека, городской сад, другие значимые социальные проекты. С этого времени губерния начала развиваться иначе.

Мы поговорили с Иваном Алексеевичем ЧЕРКАСОВЫМ о нескольких историях, характерных для Енисейской губернии, которой в следующем году исполнится 200 лет.

Крупнейший завод

Знаменский стеклоделательный завод в посёлке Памяти 13 борцов — почти ровесник Енисейской губернии. В мае 1823 года вдова Анна КОНОВАЛОВА подала прошение на имя генерал-губернатора Восточной Сибири об основании завода, который начал свою работу уже в 1825 году. То, что прошение подавала женщина, было редким, но не уникальным случаем. Женщины-предприниматели в Сибири встречались. Но именно в этом случае причина была, скорее, другой. Заводом фактически управлял сын вдовы Коноваловой И.И. Коновалов, чиновник Енисейского губернского правления, коллежский советник, кавалер ордена Святой Анны, участник Отечественной войны 1812 года, который не считал возможным подавать ходатайство напрямую. Официально завод перешёл в его управление по наследству, после смерти матери в 1833 году. По легенде тогда же ему во сне явилась икона Знаменской Божьей Матери, после чего было решено построить церковь, которая в дальнейшем дала название посёлку и самому заводу.

В своей книге «Енисейская губерния» первый губернатор Степанов писал о Коновалове и его стеклоделательном заводе: «Хотя он построен после учреждения губернии, но находится уже в возможности снабжать стеклянными изделиями не только свою, но Томскую и Иркутскую губернии. В 1823 году селения и окрестные города Енисейской губернии были обезображены слюдяными и пузырными окнами; в самом губернском городе находились некоторые улицы с подобными, но в настоящее время, благодарение стеклянному заводу г. Коновалова, везде вместо слюды и пузырей заступило стекло. В заводе сем делают разную посуду, которая до того крепче, что без всякого опасения выдерживает кипяток».

Завод сильно изменился в начале XX века, когда его купили братья ДАНИЛОВЫ, решившие модернизировать производство и перестроить здание. В новом корпусе вместо устаревшей горшковой размещалась самая передовая для того времени ванная печь. А сам завод в это время был одним из крупнейших предприятий губернии. Производство активно работало и в советский период, и в 90-е годы. Но сейчас от него остались только руины, стихийно ставшие привлекательной туристической точкой в последние несколько лет.

«В сентябре 2020 года мы отправились в посёлок Памяти 13 борцов в небольшую экспедицию, чтобы исследовать место, на котором располагался завод, и увезти коллекцию, — вспоминает Иван Черкасов. — Образцы стеклянной массы разных оттенков, конечно, поражают. Неудивительно, что их разбирают на сувениры. У нас же была другая задача. Мы привезли не только стеклянные артефакты, но также взяли в качестве образцов кирпичи, в том числе дореволюционной кладки. Собрали то, что позволяет проследить весь технологический процесс: песок, стеклянную массу, некоторые сохранившиеся образцы продукции, даже удалось найти фрагменты очков, в которых работали сотрудники завода. Собранные в экспедиции предметы поступили в фонды музея и будут показываться нашим посетителям, как и более старые изделия Знаменского стеклозавода, которые представлены в экспозиции «Енисейская губерния».

Сибирский книжный Третьяков

Другая значимая коллекция, связанная с расцветом Енисейской губернии, — коллекция Юдиных. Она измеряется сотнями экспонатов и очень значима для нашего города. Геннадий Васильевич ЮДИН — фигура уникальная. Человек, который сделал себя сам. С 12 лет он работал в государственной системе питейных сборов в городе Минусинске. Был приказчиком, служащим, работал день и ночь. Стал владельцем Леонидовского завода, который производил хлебное вино, то есть водку.

Но чем бы он ни занимался, всегда его страстью оставались книги. Геннадий Юдин собрал самую большую частную коллекцию книг в дореволюционной России, которая насчитывала 81 тысячу названий. Она включала в себя полные комплекты номеров журналов с XVIII века, Петровские издания, большое архивное собрание: документы декабристов, документы по истории рода Юдиных и др.

«Например, в фондах музея есть ряд замечательных артефактов, дошедших до нас благодаря Юдину, — говорит Иван Черкасов. — С первым документом можно ознакомиться в музее-усадьбе Юдина — это автограф Наполеона Бонапарта! А также у нас хранятся две жалованные грамоты конца XVII века. Жалованная грамота закрепляет передачу земель и крепостных от царя тому или иному человеку за какие-то заслуги. Это достаточно большой, более полуметра, рукописный документ с печатью. Одна датируется 1684 годом, в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича. А вторая подписана Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и правительницей Софьей Алексеевной. Она имеет вислую восковую печать, на одной стороне которой изображён двуглавый орёл, на другой — святой Георгий. Эта грамота, датированная 1688 годом, уникальна тем, что период регентства царевны Софьи при малолетних братьях был весьма коротким, а в его рамках период того, когда «Софья с царями общё писаться стала» — ещё меньше. А у нас есть документ этого периода».

Конечно, наибольший интерес вызывает юдинская библиотека. Книг из неё в Красноярске сохранились единицы, поскольку в начале XX века коллекцию пришлось продать: Юдин переживал за её сохранность с началом революции, писал императору с предложением продажи по выгодной цене, однако получил отказ «из-за недостатка средств». Приобрёл коллекцию Славянский отдел библиотеки Конгресса США за невероятно низкую стоимость — 100 тыс. рублей. Собрание в полном виде не сохранилось — часть передали в библиотеки, часть продали.

После того как пять товарных вагонов книг покинули своего бывшего владельца, Юдин сразу же снова принялся за коллекционирование. Он был известен в книговедческих кругах, это определило и то, что в его библиотеке занимался ссыльный Владимир УЛЬЯНОВ, работая над своей книгой «Развитие капитализма в России». Это, в свою очередь, сохранило здание библиотеки Юдина: оно входило в число ленинских мест на территории края, там был мемориальный музей Ленина.

В коллекции Юдина множество предметов, личных вещей самого Геннадия Васильевича, его жены и детей, внуков, правнуков.

С потомками библиофила музейные работники поддерживают связь.

Коллекция огромная и интересная. Сохранились шкафы, карточный каталог, шахматы. Вообще, наиболее интересные предметы эпохи Енисейской губернии в краеведческом музее, как правило, связаны с Юдиным. А музей-усадьба сейчас снова становится любимым местом для прогулок и времяпрепровождения красноярцев.

Коллекции декабристов

«Это боль Красноярска, — начинает свой рассказ на эту тему Иван Черкасов. — Во многих местах, связанных с декабристами, есть музеи: Чита, Иркутск, Минусинск, другие города. В Красноярске же он так и не был создан, хотя в городе называлось даже конкретное место, в котором мог бы разместиться такой музей, — здание Благородного собрания, спроектированное архитектором Гавриилом Степановичем БАТЕНЬКОВЫМ по заказу декабриста Василия Львовича ДАВЫДОВА (здание находится на проспекте Мира, рядом с Домом офицеров, — ред.). Поскольку отдельного музея не существует, было принято решение экспозицию по декабристам представлять в музее-усадьбе Юдина. Залы истории декабристов дают возможность познакомиться с контекстом жизни этих людей в Сибири, с персональными историями. Более подробно представлена жизнь Василия Давыдова».

Экспозиция, посвящённая декабристам, в Юдинке

Семья декабриста Давыдова сначала прибыла в Иркутск, где прожила 13 лет (срок каторги был сокращён на семь лет), после чего была отправлена в Красноярск в 1839 году. Жена Александра Ивановна всюду следовала за супругом, оставив в Петербурге шестерых детей. В Сибири у них родилось ещё семеро детей. Семья состояла в переписке, им суждено было воссоединиться, когда закончился срок наказания Василия Львовича.

Политическим ссыльным было запрещено открывать школы, поэтому Давыдовы создали домашний класс для своих детей. Он не имел официального статуса, но его могли посещать все желающие. Программа, по которой учились в этом классе, позже стала основой для программы обучения красноярской мужской гимназии. К Давыдову ходили учиться дети красноярского городского головы Петра КУЗНЕЦОВА.

В 1842 году Николай I разрешил детям некоторых декабристов учиться в государственных учебных заведениях, при условии, что они не будут носить фамилию отцов, а станут называться по отчеству. Так, дети Давыдова должны были стать Васильевыми. Согласился на это из всех декабристов только Василий Львович, и в 1843 году трое его отпрысков были приняты в Московский кадетский корпус.

В доме Давыдова появился первый в Красноярске клавесин, на котором играла Александра Ивановна. Кто был в дом Давыдова не вхож, приходили послушать удивительную музыку под окнами.

В 1856 году семье Давыдова разрешили вернуться в европейскую часть страны, восстановили в правах дворянства, а детям, которые поступили в университет под именем отца, вернули фамилию.

У красноярцев остались прекрасные воспоминания о семье Давыдовых, а в Юдинке можно увидеть подлинные предметы, принадлежащие декабристам: стул и курительный столик Василия Львовича, щёточку для усов Николая Осиповича МОЗГОЛЕВСКОГО, большой комплекс писем декабристов. Письма были изданы в конце 1980-х годов Тамарой Семёновной КОМАРОВОЙ, сотрудницей краеведческого музея. Как отмечает Иван Черкасов, «можно спорить, насколько полезной была политическая деятельность декабристов, но, безусловно, их деятельность в Сибири способствовала тому, чтобы у местных жителей появилось больше знаний, повышался культурный уровень».

Египетский храм на Енисее

Время экономического и культурного расцвета Енисейской губернии также связано с созданием старейших музеев: Минусинского, Енисейского и, конечно, Красноярского краеведческого музея. Особая история для Красноярска связана с именем Леонида Александровича ЧЕРНЫШЁВА.

«Мы всегда обозначаем три главных имени для музея. Это основатели Иннокентий Алексеевич МАТВЕЕВ и Юлия Петровна МАТВЕЕВА. А третий человек, безусловно, Чернышёв, который построил примечательное здание музея, — говорит Иван Черкасов. — Оно стало нашим брендом и логотипом: египетский храм на берегах Енисея! Такое оригинальное решение архитектора определили, пожалуй, большие амбиции того времени. В 1880-х годах красноярский первооткрыватель Афонтовой горы И.Т. САВЕНКОВ доказал: когда на берегах Нила расцветала знаменитая древнеегипетская цивилизация, здесь тоже уже жили люди. Может быть, не столь богатая культурными достижениями цивилизация, но она была! Поэтому египетский храм — заявка на древность человеческой жизни на этом месте. Именно этот проект выбрали победителем в конкурсе».

Чернышёв спроектировал здание безвозмездно, осуществлял руководство строительными работами, но не довёл его до конца — помешала Первая мировая война. Внутренние работы в музее ещё не были закончены, когда здание переквалифицировали под концлагерь. В те времена понятие концентрационного лагеря ещё не несло в себе ужасов, пришедших со Второй мировой. Конечно, жизнь военнопленных не была приятной, но они могли свободно передвигаться по городу, организовали оркестр, выступающий на городских мероприятиях, и даже свой бизнес. В годы Гражданской войны в музее разместился тифозный госпиталь. Впоследствии здание выгорело во время проведения дезинфекционных работ методом окуривания.

В конце 20-х годов прошлого века музейщики и Чернышёв добились, чтобы здание восстановили. В 1930 году открылась первая экспозиция музея. С тех пор перерыв в работе был только в годы Великой Отечественной войны (экспозиция музея была свёрнута, т.к. в здании разместился ряд эвакуированных учреждений) и во время 15-летней реставрации в конце 1990-х годов, когда музею возвращали первозданный вид: убрали перегородки, выстроенные в советский период, открыли балкон.

Ещё один интересный объект в Красноярске, к которому причастен Чернышёв, — церковь в Успенском монастыре посёлка Удачный. Когда началось восстановление монастыря, архитектурный проект Леонида Александровича взяли за основу. Это тот случай, когда музейный экспонат, сохранённый лишь на бумаге, воплотился в реальной жизни. Так что музейные работники считают Чернышёва современным архитектором, который до сих пор влияет на Красноярск.

«В нашем музее впервые в истории постсоветской России в 2001 году была открыта полнопрофильная экспозиция регионального краеведческого музея, — вспоминает Иван Черкасов. — Её посетили все крупные музейщики мира и дали высочайшую оценку. Тогда ко входу стояла огромная очередь, уходившая под Коммунальный мост и даже дальше. Аналогичная очередь стояла к музею ещё раз в том же году — когда прощались с Виктором Петровичем АСТАФЬЕВЫМ. Это ещё одно имя, неразрывно связанное с нашим музеем, да и с Енисейской губернией, ведь Виктор Петрович родился за год до её упразднения».

Экспозиция, вызвавшая резонанс по всему миру, развивается, меняется, растёт. Например, в Шарыповском районе был найден стегозавр, которому 165 миллионов лет; разумеется, сейчас он — украшение коллекции, древнейший экспонат. Всего же в музейном собрании около полумиллиона экспонатов и 60 тыс. томов в научной библиотеке.

Справка

Музей развивается, прирастает филиалами и коллекциями.

Сегодня в 20 зданиях музея работают 156 сотрудников.

Кстати, один из самых крупных филиалов (9 построек) находится в Овсянке. Виктор Петрович Астафьев завещал свой дом Красноярскому краеведческому музею, чтобы его директор В.М. Ярошевская создала там музей. Благодаря Валентине Михайловне были открыты мемориальный музей В.П. Астафьева, музей повести «Последний поклон», появился выставочный зал. Огромная коллекция Астафьева скоро станет ещё больше: известная многим красноярцам экспозиция мемориального кабинета Астафьева будет передана в краеведческий музей благодаря финансовой помощи Красцветмета. Среди более 1500 экспонатов — мебель, книжные полки, книги с автографами, которые переведены более чем на 30 языков мира, фотографии, картины и многое другое. В 2024 году столетие Виктора Петровича Астафьева планируют встретить открытием Национального центра в честь его памяти в Овсянке.

Анастасия АНДРОНОВА