Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2022 г.

Концепция чистоты в жизни предпринимателя

Ольга ЗОСИМОВА выпускница СФУ, была ведущей на телеканале «Афонтово», много лет работала в маркетинге, инфобизнесе (хотя не любит это слово, предпочитая «просветительская деятельность»). Но оставила почти все проекты и открыла своё дело — конструктор постельного белья GoodMo.

— Расскажи, как пришла идея конструировать постельное бельё и что это вообще значит?

— Каждый бизнес рождается из боли. Моя старая боль — кровать с тремя подушками. Комплекты из магазинов рассчитаны на две и зачастую с, мягко говоря, ужасающими принтами. Так что мне приходилось всегда шить постельное бельё самой. Со временем это надоело. Активно идею я вынашивала год, хотя проблема-боль жила со мной почти 10 лет. И вот в сентябре 2021 г. появился конструктор постельного белья GoodMo. Что это значит? С нами можно создать свой собственный набор постельного белья: нужные размеры, нужные цвета, нужное количество любых предметов. Только то, что нужно именно вам, и ничего лишнего. Также мы разработали специальную линейку Home&Beauty — крафтовое мыло и медитативные аромасвечи.

— Ты кардинально поменяла сферу деятельности. Почему?

— На самом деле не кардинально. Я, как и всегда, продолжаю заниматься любимым делом. Но конкретно тогда я устала от инфобизнеса, это такая мясорубка. Мне нравится вести просветительскую деятельность, раздавать импульсы и советы, но работать в этой сфере долго и без команды — утомительно. Ну и услуги — это не то, что реальные товары.

Я много сотрудничала с различными производствами и тоже хотела делать то, что можно потрогать. Перепродажу сразу отсекла. Будоражила мысль о создании чего-то своего. Отчётливо представляла, с каким вдохновением буду рассказывать клиентам, какие мы классные, почему GoodMo — это суперкомпания. Мурашки бежали, глаза горели. Всё, что делается от души, искренне и честно, будет нести радость и клиенту, и производителю.

— Как проходит день предпринимателя Ольги Зосимовой?

— Всё зависит от задач. Главное, на мой взгляд, — уметь чётко планировать и при этом в любую секунду иметь силы от этого плана отказаться. Мой ежедневник — это блокнот, в котором всё расчерчено по квадратам. Такую разбивку я подобрала сама методом проб.

В сутках 24 часа, и время нужно рассчитывать. Левый верхний квадрат — рабочие дела. Верхний правый — домашние, семейные. Я вношу туда всё: приготовление ужина, секции ребёнка и так далее. Нижний левый квадрат — раздел под названием «Коннект»: с кем связаться, не забыть позвонить или написать. Нижний правый угол — контент, поскольку все социальные сети я веду сама.

Я не могу жить в бардаке, мне нравится упорядочивать хаос и действовать в состоянии покоя, без спешки и с абсолютно холодной головой.

— Какой срок охватывает каждый квадрат — день, неделю?

— По-разному. Но лист, расчерченный на квадрат, это ещё не всё. У меня есть планы на месяц и на год. Они висят у меня перед глазами над столом. Чтобы не создавалось визуального шума, я пишу карандашом или ручкой «пишу-стираю», а не зачёркиваю выполненные дела. В крайнем случае пользуюсь корректором. Сейчас из глобальных рабочих задач — выход на Wildberries. Это большой блок: нужно провести аналитику, сделать партию продукта, сделать фото товара, забрать упаковку, упаковать, отвезти, составить карточки для каталога и так далее. Также в этом месяце необходимо перенести контент из социальной сети, которую мы больше не можем вести, во ВКонтакте и набрать определённое количество подписчиков в группу. Это подразумевает написание новых постов, перенос старых, загрузку фото, описание товара, договорённости по рекламе и так далее.

Отдельно сейчас занимаемся линейкой Home&Beauty — нашли возможности сотрудничества с салонами красоты, куда отправятся наши мыло и свечи.

Есть ещё один проект, связанный с маркетингом, — закрытый профиль в социальной сети, где раз в неделю я раздаю советы. Но советы не простые, а алгоритмизированные, чтобы их можно было переложить на любой бизнес. Это большие мануалы, подготовка которых занимает от одного до трёх дней.

Ещё есть преподавательская деятельность, подготовка к вебинарам и проверка домашних работ для факультета SMM-маркетинга в онлайн-университете «GeekBrains». Получилось это так. В начале года я поставила цель стать спикером или преподавателем в проекте федерального масштаба. Отправила резюме в четыре лучших онлайн-университета страны и с начала апреля вещаю про работу с аудиторией и формирование лояльности. Вообще, состояние «я вещаю» — моё потоковое, я многое от него получаю.

Возвращаясь к таймингу и квадратам — всё это маленькие шаги, которые нужно делать, чтобы в конце месяца достичь целей. И, конечно, дом, семья — это 50% моего времени. Я мама школьника, которого нужно возить на секции, это большая часть жизни. Не забываю и о себе, о саморазвитии, об отдыхе.

— Когда неотложные дела возникают внезапно, что делаешь?

— Если я вдруг посреди рабочего дня вспоминаю о каком-то важном деле — записываю его себе в заметки или отправляю отложенное сообщение в Telegram: оно придёт мне в то время, когда я буду уже дома, и дело точно не забудется. Бывает, конечно, меняю планы. Важно не пытаться делать дела одновременно, история про многозадачность уже в прошлом — нужно делать дела одно за другим. И у каждого человека своя методика, к которой нужно прийти. Но я считаю, если на часах 22:30, а у тебя половина дел не выполнена, всё равно нужно остановиться. Это тот случай, когда от плана стоит отказаться.

— Получается, ты записываешь на бумагу больше, чем можешь сделать?

— Чуть больше. Но когда у меня всё выгружено в список, по крайней мере, будет результат. Бывают дела, которые переходят из квартала в квартал. Как показывает практика, в 80% случаев они становятся неактуальными, их можно не делать. Либо происходит настройка на них, и они выполняются за 20-30 минут. Когда есть понимание, для чего ты делаешь то или иное действие, ты получаешь кайф и колоссальный результат. Считаю, что выгружать мысли крайне важно, это моя собственная концепция чистоты: чистые мысли, чистота вокруг, чистая голова.

— Ты ведёшь дневник или пользуешься методами свободного письма?

— Знаешь, да. Что интересно, полгода назад у меня появилось три составляющих для саморазвития: дневник, медитация, наставник. Проводилось исследование привычек 500 успешных людей, и вот эти три составляющих были у всех! Я не стремилась этому следовать, оно как-то само сложилось. Если предстоит архисложное дело, я могу послушать аудионастройку. Медитация для меня — способ перезагрузки, поэтому в промежуток с 13 до 18 часов обязательно делаю медитацию на дыхание — пауза посреди дня буквально на 15-20 минут. Я возвращаюсь в свой темп, сердце и мозг замедляются. Из этого ритма начинаю делать дела дальше.

С коучем работаю уже три года. Наставник подтягивает тебя, подсвечивает и слепые, и сильные стороны, помогает рефлексии и росту.

А дневник даёт возможность выгрузки мыслей. Я люблю высокие вещи переносить на бытовые понятия.

Например, есть у человека большой шкаф или гардеробная и есть три минуты, чтобы преобразиться из домашней одежды в тот имидж, который необходим, чтобы выйти из дома. В шкафу может быть всё вверх дном, когда носки торчат из кармана пиджака. А может всё лежать по полочкам. В каком случае человек быстрее и качественнее оденется? Тут то же самое. Эти, казалось бы, эзотерические вещи — не про высокие, непостижимые истины, а про простые действия, которые позволяют быть быстрее, выше и сильнее, при этом оставаться в своём темпе, не гнаться за чужими успехами, победами, временем.

— Возвращаясь к делам GoodMo: с какими сложностями сейчас ты сталкиваешься помимо перехода на новую площадку продаж?

— Мы поменяли подход к созданию постельного белья и сейчас, по сути, находимся в голубом океане, где практически нет конкурентов. Проблема голубого океана в том, что рынок нужно приучить к другой модели поведения. Приведу пример: когда в Европе начали продавать энергетик, потребовалось пять лет, чтобы сформировать у людей потребность в нём. Или такси через приложение. Вспомни, какое было сопротивление, непонимание, как это — делать заказ через приложение? Сейчас это прочно в нашей жизни. GoodMo делает то же самое — показываем людям, что можно самим выбирать постельное бельё на свою кровать. Это непривычно — пока.

— Выходом на Wildberries ты тоже занимаешься сама?

— С одной стороны, мы единая команда. Но если разделять по должностям, то мой партнёр Ирина МАРЬИНА — директор производства, а я директор по маркетингу. Есть чудесные закройщицы и швеи, то есть лично мы с Ирой не шьём. Но в других вопросах помощников нет, пока нет. У Иры кроме GoodMo есть ещё свой магазин одежды для беременных. Год назад она вышла на Wildberries, а сейчас я с её помощью иду по её стопам.

По натуре я стартапер и манифестор. Моя задача — раздавать импульсы, чтобы зажигать других. Но при этом я хорошо умею запускать процессы, контролировать действия и завершать их. Почему сейчас нет помощников? Мне сейчас важно самой пройти годовой цикл проекта, посмотреть, как всё работает, увидеть подводные камни и зоны роста, чтобы потом делегировать часть процессов и понимать, что человеку нужно делать, как это контролировать и где ему может понадобиться моя помощь. Думаю, к сентябрю этот процесс уже перейдёт в другие руки, но на первом этапе никто лучше меня не чувствует проект.

Приведу пример из нашего швейного цеха: нам нужно было сделать для клиента набор постельного с тремя наволочками, простынёй,
пододеяльником. У нас были готовы две наволочки нужного цвета и размера, но швеи сшили три новые. Почему? У каждой швеи свой «почерк». И если клиент перфекционист, он обязательно увидит разницу в строчке. У меня то же самое: я сейчас образно на середине пододеяльника, и я его должна дошить сама.

— Насколько ваше индивидуальное бельё дороже, чем стандартное?

— Тут сложно ответить, потому что нужно понимать, с каким «стандартным» мы сравниваем. Если сравнивать с конкурентами, с которыми мы похожи продуктом на выходе (но не ключевой идеей и ценностями), то мы работаем в одном ценовом сегменте. Если сравнивать именно с готовыми комплектами постельного, которые продаются в обычных текстильных магазинах, то мы процентов на тридцать дороже. Но опять же тут важно понимать: наши наборы идеально подходят на любую кровать, потому что они сшиты именно под неё. Мы не комплектуем за клиента, поэтому мы и говорим не «комплекты», а «наборы» постельного белья. Мы даём клиенту именно то, что ему нужно. У нас всегда есть «точно такой же, но с перламутровыми пуговицами». Хотите «ушки» на наволочке — легко. Терпеть их не можете — не будет ушек. Ну и наша гениальная технология 4МО в пододеяльниках, которой мы гордимся. Всего 4 молнии, благодаря которым одеяло оказывается в пододеяльнике за 40 секунд. Стандарты у всех разные, а мы сразу решили, что наши стандарты будут высокими.

— Знаю, что ты получила социальный контракт от государства на открытие производства. Как всё произошло?

— На запуск своих денег не хватало. Для начала я выбрала сложный путь — решила получить деньги на открытие дела через центр занятости населения. Получила статус безработной, ходила по собеседованиям, собирала отказы, а в это время готовила бизнес-план. По сути, он был готов, но его нужно было подогнать под определённый шаблон. Дальше нужно было дождаться очереди, защититься и при удачном раскладе получить деньги. Месяц, два, полгода — никто не мог назвать сроки.

И тут случилась магия. Мне позвонили из соцзащиты и предложили заключить социальный контракт. Получилось максимально быстро: я собрала необходимые справки, отдала бизнес-план и через пару недель получила 250 тысяч рублей. Контракт заключён до июня, поэтому ежемесячно я отчитываюсь чеками по заявленным позициям. Покупаю ткани, нитки, фурнитуру для производства.

Интересно, что и в центре занятости, и в службе социальной защиты все были на моей стороне, очень хотели помочь. Это приятно и отчасти ломает стереотипы о сложностях, связанных с государственными учреждениями. Там работают действительно классные и добрые люди.

— Как ты не потеряла мотивацию, ведь от идеи до реализации был достаточно долгий путь?

— Я сознательно заморозила все свои проекты и первое время жила на остатки «подушки». Как я уже говорила, у меня была мотивация на физическом уровне: стучало сердце, горели глаза, когда я представляла на старте, как буду общаться с клиентами. Казалось бы, ерунда какая. Но нет. Это моя личная цель, которая не взбудоражит кого-то другого. Другого может зажечь побережье океана, тишина в глухой деревне или дорогая машина. И тут важно разобраться, что волнует именно тебя, докопаться до самой сути и запомнить это чувство и состояние. Тогда этот образ будет поддержкой и опорой. Чтобы не терять мотивацию, нужно помнить, к чему ты идёшь. И отпадает вопрос, как идти. Закрыли нам единственный онлайновый рынок в виде одной социальной сети, мы попереживали. Но мы знаем, к чему идём. И пошли другим путём.

— Дай совет, что делать, если не представляешь, что именно тебя будоражит?

— Сядь и намечтай! Представь, что тебя ничего не сдерживает, нет никаких ограничений. Каким тогда будет твоё большое, мощное, красивое настоящее? Придумывай самое невероятное. Ответь себе на вопрос: «Что я хочу почувствовать и за счёт чего пойму, что я этого достиг? Что буду делать с полученными деньгами? С какими эмоциями буду их тратить?».

До пандемии хорошо работали долгосрочные стратегии, например на три года. Сейчас так далеко планировать не имеет смысла, но знать свою цель на уровне ощущений нужно. Делаем к ней два-три шага, смотрим, что получилось, а что нет. Какие-то шаги повторяем, от каких-то отказываемся. Думаем о том, какую стратегию выбрать сегодня, чтобы послезавтра было хорошо. Что нужно делать сейчас, чтобы через 3-5 лет оказаться в той точке, которую наметил?

Победителями в новых реалиях будут люди, которые умеют отвечать на коучинговые вопросы, главный из которых «Какой ты через пять лет?». Часто люди могут представить ребёнка или близкого человека, но про себя ответ не знают. Жить сегодняшним днём неплохо, но если ты хочешь развития, то стоит задумываться о будущем.

Анастасия АНДРОНОВА