Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2022 г.

Инженерный рай

«Ботаника — это наука, а инженерия — способ изменения мира». Эти слова американского учёного Эрика Берна созвучны тому, что рассказывает о своей профессии Антон ГЛУШКОВ, инженер НПП «Радиосвязь». Не у каждого получается сделать правильный выбор, чтобы всю жизнь на работу как на праздник. Но у моего собеседника вышло именно так.

— Антон, когда вы поняли, что станете именно инженером?

— Интерес появился с самого детства. В школе я всегда читал учебники, хотелось узнать, как устроен мир. Примерно классе в восьмом мне достались от знакомого радиодетали и книжка по радиоэлектронике. В ней даже картинок не было, но я прочитал её от корки до корки. Вдохновляла и художественная литература, например «Таинственный остров» Жюля Верна: нравилось, что герои смогли, используя свои знания, обустроить жизнь вдали от цивилизации, сделать её комфортной.

Ещё тогда я понял, что инженер — это человек, который может создавать что-то новое, такое, чего в мире до него не существовало, и воплотить в реальность любые мечты. Словом, тогда, в восьмом классе, я понял, что стану радиоинженером, и стал к этому стремиться.

Интернета ещё не было. В библиотеке нашего маленького городка Шарыпово я собрал все книги по электронике. Было интересно не просто повторить какую-нибудь схему, но и узнать, как это работает, сделать что-то своё. Да мне и сейчас больше всего интересен процесс созидания. Ремонтировать приборы, например, я не люблю.

— В детстве удалось что-то сделать своими руками?

— Кое-какие самоделки. Например, мастерил мультиметр — измерительный прибор. Кроме того, пытался делать микросхемы, транзисторы. Конечно, шансы собрать что-то стоящее были малы, но я хотя бы получил представление об этом процессе.

Надо сказать, что в Шарыпове никакой компонентной базы не было. Выиграв в одном из школьных конкурсов, я смог приехать в Красноярск. Мне подсказали, что транзисторы продаются в ЦУМе, но там, в маленьком отделе, необходимых деталек не оказалось. Тогда я нашёл объявление в журнале, заказал то, что мне было нужно, в Ижевске. Однако и оттуда пришёл ответ, что таких деталей нет. В общем, в те времена сложно было заниматься техническим творчеством.

Компьютеров в Шарыпове тоже было не найти. Я читал книги по программированию, например, японскую книжку про язык Паскаль. Но на настоящих ПК смог работать уже только в Железногорске, в Школе космонавтики, куда поступил учиться после 8 класса.

— Вас туда направили или это был собственный выбор?

— Мой собственный, и родители его поддержали. Вообще, из нашего города можно было после школы пойти в техникум, а затем в Томский университет на специальности, связанные с электроникой. Но тут один мой одноклассник сказал, что собирается поехать в Школу космонавтики, в Железногорск. И я тоже решил попробовать. Написал им письмо, что хочу попасть в класс, где изучают математику и физику. И получил ответ! Год учился дистанционно, а затем поступил в ШК на очное обучение. Там уже были и компьютеры, и интернет. Это примерно 2001 год.

В Железногорске я получил и возможность программировать, и доступ к радиодеталям. Пытался собрать свой первый компьютер. Оттуда уже поступил на радиотехнический факультет СФУ, окончил его и всю жизнь работаю по специальности.

— Это редко в наше время, можно сказать — исключение из правил.

— Я ни разу не пожалел о своём решении. И никогда не возникает мысли «опять надо на эту работу». Единственное разочарование — ранний подъём: конечно, лучше бы вставать попозже. Но это мелочи. Идёшь по заводу, по цехам — и чувствуешь себя на своём месте. Участие в производственных процессах приносит мне удовольствие.

Моя специализация как инженера — R&D, Research and Development. По-советски это опытно-конструкторские работы. Есть специалисты, которые эксплуатируют, или ремонтируют, или настраивают оборудование, а мне нравится именно с нуля генерировать новое. Представьте: ещё ничего нет, но мы садимся вместе с командой, рисуем детали на бумаге, обсуждаем идеи, внешний вид прибора, его функционал. Затем воплощаем всё в электронные схемы, чертежи, делаем компьютерные макеты, ищем оптимальные решения, чтобы это работало и работало хорошо.

Конечно, это сложный процесс, отнимающий много времени и сил. Но мне нравится видеть результат — когда идеи, придуманные профессиональной командой, затем воплощаются на профессиональном оборудовании с выходом изделий фабричного качества. Рождается прибор или девайс, который что-то меняет, упрощает жизнь людям. В нашем случае, на радиозаводе, это системы связи и навигации, которые в перспективе будут становиться всё лучше, совершеннее, им найдётся применение и в мирных целях.

У инженерной деятельности на заводе есть свои особенности. К примеру, в небольших компаниях, где я успел поработать, результат виден сразу, через пару месяцев. А на большом предприятии нередко он отложен.

Некоторые мои коллеги испытывают разочарование: им кажется, что они работают впустую. Но это не так. Мы делаем очень сложные системы и проекты, на пределе возможностей нынешних технологических решений. Итог этих работ значителен. Мне нравятся такие вызовы, это интересная работа.

— То есть вы не сразу пришли на завод? Чем занимались до этого?

— Одна из фирм, где я работал, делала оборудование для шоу-бизнеса. Различные приборы для освещения сцены, усилители, светодиодные экраны, ценники для АЗС. Тогда, в 2010-х, светодиодная тематика быстро развивалась. Примерно в 2005–2008 годах были изобретены мощные светодиоды, они начали массово использоваться. Был бум иллюминации, создавались технические решения для больших светильников, экранов. Мы разрабатывали светодиодные экраны под нужды заказчиков.

Затем я работал в Аэрокосмическом университете, в небольшой инновационной компании. Такие компании приглашали на работу инженеров для выполнения заказов предприятий. Аэрокосмический университет получал заказы в основном от «ИСС им. М.Ф. Решетнёва», от «Росатома». К работе привлекали студентов, а инженеры руководили ими при выполнении разных технических заданий. Помню, что одного студента, который учился на робототехника, а на практике стоял у токарного станка. Он уже собирался бросить учёбу, поскольку не хватало уверенности в себе, в том, что ему удастся справиться с работой по специальности. Но я убедил его остаться, вовлёк в робототехнический проект. После этот парень вместе с другом собрал станок, который выдал экзаменаторам надпись «Поставьте нам пять». И действительно они защитились на пятёрку, стали инженерами.

— Видимо, вам нравится работать с учениками. Знаю, что вы успешно занимаетесь 3D-моделированием с детьми. Какими достижениями может похвастать ваша команда?

— Глядя на студентов, например, на тех, кто проходит обучение у нас на заводе, я вижу, что многие оказались на технических факультетах случайно. Может быть, по настоянию родителей.

Но мне кажется, многие просто не осознают созидательную роль инженера, всю значимость нашей профессии. Надо, чтобы кто-то показал, как придуманное тобой может воплотиться в жизнь.

Похожее и с детьми. У меня сын учится в третьем классе. Пару лет назад я нашёл конкурс по 3D-моделированию, в котором мог участвовать любой школьник. Обычно конкурсы рассчитаны на научно-технические секции, кружки робототехники, например. А в этом конкурсе никаких ограничений не было.

У меня был доступ к 3D-принтеру, и я предложил сыну придумать какую-нибудь техническую идею, чтобы вместе попробовать воплотить её в жизнь. В школе нам помогли купить пластик. Мы нарисовали механического скорпиона, напечатали — сын был в восторге. Тем более что работа получила первое место на всероссийском конкурсе.

Школе тоже стало интересно, и вскоре там приобрели свой принтер. Я сказал, что смогу заниматься с детьми для участия в конкурсах. Мы собрали команду из одноклассников сына, ещё один мальчик пришёл из восьмого класса. В итоге в следующем конкурсе он также занял первое место, поскольку жюри высоко оценивает работы, в которых виден собственный вклад детей.

Мои школьники занимаются с большим удовольствием, мы стараемся участвовать в разных конкурсах — например, помимо традиционного для нас конкурса по моделированию хотим попробовать свои силы в робототехническом конкурсе Зеленогорского центра технического творчества. Организаторы, ЦДО «Перспектива», молодцы — они организуют качественное и бесплатное техническое дополнительное обучение.

Чем больше участников, тем интереснее и честнее соревнования. Недавно наша команда прошла в финал, готовимся к поездке в Зеленогорск.

Как увлечь ребёнка инженерией и робототехникой? Самый простой способ — отдать его в кружок по техническому творчеству. Сегодня в Красноярске (да и вообще в России) много таких секций. Я бы рекомендовал Красноярский дворец пионеров (Константин ЗОРКИН и его супруга Наталья), школу «Инженеры будущего» Максима ТУРУШЕВА, Центр технического проектирования на Тимошенкова. Это те организации, про которые чаще всего слышишь, что их обучающиеся становятся призёрами конкурсов.

Но не обязательно идти именно туда, можно записаться в любую секцию рядом с домом и обозначить своё желание участвовать в каком-нибудь конкурсе. Ведь работа над проектом, подготовка к его презентации и защите — это невероятно увлекательный опыт для ребёнка, он оказывается вовлечён в процесс воплощения своих идей в жизнь, а последующее участие в мероприятии зажигает в нём азарт. Он видит, что другие дети, такие же, как он, могут делать сложные и интересные проекты, смотрит на их решения, вдохновляется, хочет изучать новые технологии.

— Преподавание отнимает много времени. Остаётся что-то на другие занятия помимо работы?

— Больше времени отнимает аспирантура. Я поступил туда в 35 лет, потому что мне интересно учиться, потому что это развитие. К тому же в нашей сфере R&D наука открывает доступ к знаниям, к обмену ими. Ещё до того, как появляются новые изобретения, учёные обсуждают их идеи, идёт диалог, поиск оптимальных решений, в том числе технических и технологических. Доступ к базам научных статей имеют университеты, и когда ты поступаешь в аспирантуру — перед тобой открывается огромная информационная среда. Я могу посмотреть, какие проблемы актуальны, как их пытаются решить.

Кстати, моё отношение к учёным теперь изменилось — это не небожители какие-нибудь, а люди, которые больше времени, чем другие, уделяют различным проблемам, находят новые решения.

Взаимный обмен в научной среде рождает, по сути, новое знание. За всеми прекрасными, невероятными технологиями стоит большой коллективный труд учёных, среди которых нет главных, тех, кто решает, что правильно, а что нет. Это диалог равных между собой, который и даёт впечатляющий результат.

— Какая идея или открытие последнего времени вас особенно впечатлили?

— Проект по измерению гравитационных волн.

— Чему будет посвящена ваша диссертация?

— Я занимаюсь решением проблемы, как улучшить точность спутниковой навигации в полярных областях. Сами по себе спутники без привлечения наземных систем дают не очень высокую точность. Но на Крайнем Севере среди льдов наземное оборудование не поставишь. И учёным, использующим спутниковые данные, приходится аппроксимировать результаты. Точная навигация будет востребована и научным сообществом, и компаниями, которые ведут в Заполярье хозяйственную деятельность.

— Результатом работы будет создание неких приборов?

— Нет, скорее, решений, алгоритмов, которые будут внедряться в практику. Путей много, мы с моим руководителем Маратом Музагитовичем ВАЛИХАНОВЫМ и другими коллегами по лаборатории сейчас пишем патент. Пока об итогах говорить рано.

— Является ли радиозавод, где вы работаете, высокотехнологичным производством?

— Это оборонное предприятие, которое работает на будущее. Упор делается на качество
и используется большое количество ресурсов. Можно сказать, что это инженерный рай — на разработки выделяются достаточно большие ресурсы. Наше оборудование стоит огромных денег, малые предприятия такого себе позволить не могут. Конечно, для меня возможность работать на таком оборудовании — большой плюс. Ещё один плюс — сильный коллектив, это профессионалы высокой квалификации. Способных забирают ещё со студенческой скамьи: многие наши инженеры преподают в СФУ.

— Можете ли вы назвать какие-либо инженерные решения, рождённые в Красноярске, — интересные в прошлом, необходимые
в будущем?

— Навигационная аппаратура, разрабатываемая на радиозаводе и в СФУ, уже доказала свою эффективность и высокое качество. Сегодняшние разработки позволят в будущем получить ещё более высокоточные и надёжные продукты в сфере радионавигации.

— Антон, мы всем в этом выпуске газеты задаём вопрос: как строится ваш рабочий день?

— С раннего утра на работу, весь день на заводе. После работы — либо занятия с детьми, либо занятия в аспирантуре, либо работа над диссертационным исследованием, либо чтение научных статей, либо дополнительное образование: вебинары, просмотр онлайн-лекций по темам научного исследования, преподаванию, научно-техническому творчеству, программированию.

Особенно чтение научных публикаций в первый год аспирантуры занимает больше всего времени. Занятия аспирантов проходят вечером, и спасибо департаменту подготовки кадров высшей квалификации СФУ, что многие курсы ведутся дистанционно. Это позволяет совмещать учёбу с работой. Вообще, я высоко оцениваю качество обучения аспирантов в университете.

— Работаете, учитесь, читаете… А увлечения?

— Моё хобби — это наука и дети, у меня их двое — сын и дочь. Также люблю походы, но пока дети маленькие, это максимум путешествия на Столбы. Люблю читать научно-популярную литературу, смотреть научно-популярные лекции.

— Кстати, о семье. Сейчас многие молодые люди либо вообще не женятся, либо не спешат заводить детей. А как вы, погружённый в свою электротехнику, смогли найти вторую половину?

— Жену я нашёл как раз в традиционном походе на Столбы в День туризма. Нам интересно проводить время вместе, и с годами наша любовь становится всё сильнее.

— Что для вас семья, дом?

— Семья и дом — это то, что придаёт силы, место, где всегда хорошо, интересно и куда всегда хочется приходить.

— Применяете свои инженерные знания в быту?

— Случается. Мы живём в своём доме, где всегда много разных задач по улучшению быта.
К примеру, мне потребовалось прокачать водонапорную скважину — из неё получали мало воды. Готовое решение я найти не смог, поэтому пришлось придумать своё. Я собрал устройство с контроллером и датчиками, настроил его на ноутбуке, постарался всё автоматизировать. Работает уже много лет, качает чистую воду без песка.

Сам доработал и систему отопления. Поскольку за ночь в морозы дом сильно остывал, и пол становился холодным, прикрепил датчики температуры к батареям, и теперь, когда уголь в котле прогорает, автоматически включается электронагреватель. Так что температура не падает, а по полу можно, как в городской квартире, всегда ходить босиком.

А с сыном мы собрали устройство, которое зажигает лампочку, когда заходишь в помещение. Ничего особенного, но удобно.

Вообще люблю всё в доме делать своими руками, во всём разбираться самостоятельно.

— О чём вы мечтаете, чего бы хотелось достичь?

— Знаете, у меня для счастья есть всё. Те, с кем я встречаюсь и общаюсь, друзья, коллеги — прекрасные люди, в моём окружении нет врагов или тех, кто мне неприятен. Удаётся совмещать работу с отдыхом, и я занимаюсь любимым делом.

Если бы пришлось всё начинать заново, я не хотел бы иного.

Татьяна АЛЁШИНА