Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2022 г.

Оценкой можно помочь. Или сломать судьбу

В её кабинете растёт необычное дерево. На ветвях большого комнатного растения между листочками — портреты учеников Оксаны Викторовны, которых она выпустила в прошлом году.

Сейчас Оксана ФАН-ДИ — классный руководитель 5 «а». И это уже её пятое классное руководство. Много лет Оксана Викторовна работает в гимназии №9, преподаёт русский язык и литературу.

— Я родилась и выросла в Иркутской области, в Тулуне. Но в Красноярске живу достаточно давно. Первый раз приехала сюда после десятого класса поступать в пединститут. И влюбилась в этот город. К сожалению, сразу не поступила, не хватило баллов. Окончила Канское педагогические училище — с прицелом, что вернусь в Красноярск.

— Профессия педагога — ваше призвание?

— Я мечтала быть учителем русского языка со школьной скамьи. Эту любовь к профессии привила моя учительница. Она давала мне возможность ещё ученицей попробовать себя в роли педагога — я вела уроки в младших классах.

После института по распределению пришла в интернат, который сейчас носит имя Виктора Синякова. Потом по семейным обстоятельствам уезжала в Тулун. Вернулась в Красноярск и уже около двадцати лет работаю в гимназии №9.

— Какие качества необходимы, чтобы работать учителем?

— Обязательна любовь к детям. Без этого в школу идти вообще нельзя. Естественно, должны быть и профессиональные навыки. Детей можно любить, но учитель ещё и должен давать им знания.

Да, литература – предмет, которому нельзя научить. Но можно привить любовь к литературе. Тем более это важно сейчас, когда дети говорят: зачем нам читать книги? Есть же другие источники информации. К сожалению, современные ребята не очень читающие. Зачастую они начинают читать, когда уже выходят из школы. При условии, что любовь к книгам им всё-таки удалось привить.

— Как складывается ваш обычный рабочий день?

— Прихожу в школу в семь утра. Уроки начинаются с восьми, но я не люблю прибегать перед самым звонком. Мне надо подготовиться: почитать, подобрать материал, что-то распечатать для детей. Посидеть в тишине, настроиться на урок.

Потом начинаются занятия. У меня сейчас два пятых класса (один из них мой), восьмой, десятый и одиннадцатый. Почти каждый год есть выпускной. Провожу семь уроков в одну смену. Потом перерыв, после которого дети приходят ко мне на дополнительные занятия. Такую возможность даю всем, даже самым маленьким: уточнить какие-то вопросы, переписать какую-то работу, что-то прояснить для себя. Так работаю примерно до половины шестого.

Дома меня уже ждут муж и три сына. Тетради я проверяю в школе, домой нести их тяжело. Обычно успеваю сделать это. Но иногда бывает завал. Нагрузка большая, а у пятиклассников обязательно проверять тетради каждый день.

— На ваш взгляд, в какой параллели уроки вести ответственнее?

— Не знаю. Но с десятыми — одиннадцатыми классами проще. Они тебя понимают с полувзгляда — что хочешь сказать, какое у тебя настроение.

— В этом возрасте они уже и более мотивированы на учёбу, наверное?

— В основной массе, да. Уже заинтересованы в получении знаний.

Пятый класс — дети, у которых был один учитель. Они привыкли к нему. И теперь нужно сделать так, чтобы они привыкли к тебе, полюбили. Сложнее и в том плане, что они не знают тебя, твоих требований. Стараешься заинтересовать их своими предметами.

Мне не нравится, когда дети говорят: не люблю русский язык. Такое неприятие есть даже у пятиклашек.

— С чем это связано?

— Может быть, с тем, что много правил, много писать надо. Это сложный предмет. Но не с тем, что правила как-то изменились. Просто дети не готовы понимать их. Современные дети не воспринимают большие объёмы информации. И урок нужно строить таким образом, чтобы информация давалась дозированно, маленькими порциями. Необходимо хорошо отработать каждый момент, тогда предмет постепенно становится более близким и понятным.

С учениками пятых классов приходится часто встречаться во внеурочное время, чтобы стать ближе. Многое уже сделали за этот учебный год.

— Сколько классов вы выпустили как классный руководитель? Что испытываете, когда берёте новый?

— Это мой пятый набор, было четыре выпуска. Каждый раз испытываю волнение. Хотя накоплен огромный опыт, всё равно тревожно: не знаешь, какие они — твои новые дети. Пока совсем чужие, а должны стать родными.

— Какой вы классный руководитель — демократичный, авторитарный?

— Нет, не авторитарный. Хотя есть принципиальные требования. Мой класс обязательно носит школьную форму до одиннадцатого класса. Белую рубашку или блузку и галстук. Остальные классы в среднем звене начинают нарушать правила.

Показательный момент. В классе сидели мои ребята, одиннадцатиклассники, я разговаривала с родителями будущих пятиклассников о форме. Мамы и папы говорят: «Ну, класс пятый — шестой ещё будут соблюдать правила, а потом от формы откажутся». Мои ребята комментируют: «Ага, мы так же думали». Так что в этом отношении нет компромиссов. Могу разрешить один раз за четверть — в последний день перед каникулами — прийти в свободной форме.

Вообще, отношения в нашем классе дружеские. И в прошлый выпуск не было никаких конфликтов. Когда приходили новенькие, легко вливались в коллектив. Не возникало недопониманий, ссор.

— А как создать такую атмосферу?

— Надо понимать психологию детей, чувствовать их настроение. Ведь мы, взрослые, имеем право на настроение. И ребёнок тоже. Необходимо понять, разобраться, что у него произошло, почему он не в духе. И нивелировать плохой настрой, чтобы негатив не выплёскивался на окружающих.

Сейчас в моём классе тридцать три ученика. Конечно, такой коллектив сложно контролировать. Но вместе у нас всё получается. Кстати, у меня первый раз буква «А». До этого всегда была «В».

— Как выстраиваете отношения с родителями? Отвечаете на сообщения, телефонные звонки от них по вечерам?

— Да, отвечаю, как бы поздно ни было. Бывают разные ситуации: завтра ответ может быть и не нужен, он необходим сейчас. Поэтому телефон по вечерам не отключаю. Но если родители в группе класса в Вайбере обсуждают свои вопросы, не вмешиваюсь. Аналогично и с группой,
в которой я и дети.

Лучше всего, когда родители становятся твоими помощниками и партнёрами. Потому что мы решаем общую задачу.

Понимаю, что некоторые мамы и папы безумно любят своего ребёнка и только его. Но все дети — равные. Поэтому, если возникают непонимания между ребятами или между родителями класса, надо приходить к обоюдному согласию.

— Вы часто участвуете в профессиональных конкурсах. Что даёт такая практика?

— Прежде всего, педагогический рост. Нельзя останавливаться на своих достижениях, в таком случае — не видишь горизонта. Участие в конкурсе расширяет горизонты. Конкурсы — это знакомство с новыми людьми, с новыми методами работы. Люблю такие мероприятия, считаю участие в конкурсах полезным.

Безусловно, нельзя взять опыт другого человека полностью. Даже один и тот же мой урок в двух классах не проходит одинаково. Потому что дети разные. И условия, в которых мы работаем, тоже разные. Но крупицы какого-то интересного опыта всегда полезно брать себе, пробовать что-то новое. В этом плане я мобильна. У меня часто спрашивают: откуда беру такие вещи?

Допустим, когда мои ребятишки были в девятом классе, мне захотелось, чтобы у них в памяти школа осталась не только тем местом, где они учились. И мы придумали бал для девятых, десятых, одиннадцатых классов. В следующем году проведём уже пятый бал. Сейчас мои выпускники приходят, говорят: мы так скучаем, нам так балов не хватает. Причём иногда девятые классы сначала противятся: зачем нам это? А потом ждут этого красивого события. Звучит классическая музыка, ученики в бальных нарядах танцуют, музицируют, читают стихи. Ребята перестали стесняться танцевать.

В этом году мы с моими детьми решили, что тоже поучаствуем. Пятиклассники открывали бал. Один раз можно было позволить такое.

А потом мы придумали новое мероприятие для пятых классов — «В гости к книжке». Каждый класс выбирал книгу, организовывал локацию, где презентовал произведение, проводил конкурсы. Мои ребята рассказывали про Чиполлино.

В этом году мы с классом съездили в Сухобузимо — в гости к казакам, к Сурикову. Несколько раз были в кино. Думаю, что в следующем году проведём фестиваль народного танца для шестых классов, есть у меня такая идея. Когда делюсь ею с коллегами, они спрашивают: почему только для шестых?

— Несколько лет назад вы стали известны всему городу, когда сдали ЕГЭ по русскому языку и литературе. Не хотите повторить?

— Нет. Наверное, сдать-то сдам, но очень страшно.

Я испытала сильный стресс перед тем экзаменом. Волнение прошло, когда зашла в аудиторию и села за парту. Вообще, я давно хотела сдать ЕГЭ. Но было страшно не подтвердить свой профессионализм в глазах детей. Что если я сдам хуже, чем они? Тогда не имею права ничего требовать от них. В конце концов решилась. И не жалею об этом опыте.

Уже потом коллеги говорили мне: русский они бы пошли сдавать, а литературу – ни за что. А у меня за ЕГЭ по литературе было 100 баллов, а по русскому — 96.

— Как ваши ученики сдают ЕГЭ?

— Считаю, что успешно. Средний балл, на который пишут мои ученики, 70 плюс. В прошлом году у меня было восемь медалистов, они все подтвердили свои медали ЕГЭ по русскому языку — сдали его более чем на 71 балл. Многие ребята уходят и за 90 баллов.

— Как вы в целом относитесь к ЕГЭ?

— Есть разные мнения относительно такой формы проверки знаний. Но я считаю, что ЕГЭ даёт возможность нашим детям поступить в тот вуз, какой они хотят. Можно достойно подготовиться и поступить в любое учебное учреждение любого города страны.

Когда я училась, выпускные экзамены в школе сдала на пятёрки. В институт поступала вместе с подругой. На сочинении ей помогла, а сама завалилась. А она завалила следующий экзамен. Потом я поступала на следующий год. И мне не хватило всего одного балла. А в Иркутске был недобор студентов, но я уже не успевала туда. Теперь ребята могут подать результаты ЕГЭ сразу в три вуза и ориентироваться на количество баллов. У нас такой возможности не было.

— На ваш взгляд, как к оценкам должны относиться учителя, дети? Должны ли ученики испытывать страх перед отметками?

— Когда дети учатся в старших классах, я как классный руководитель обязательно отслеживаю их текущие оценки по предметам. Есть ребята с хорошим потенциалом. Хочется, чтобы они получили достойный аттестат. Но им надо напоминать, где они проваливаются в данный момент.

В целом оценок не надо бояться. По большому счёту сейчас аттестат не играет роли при поступлении, добавить баллы может только аттестат с отличием. Безусловно, детей с пятого класса я на это не настраиваю.

К сожалению, сегодня много детей, для которых и тройка — вау, как хорошо. Это их предел. Не хватает каких-то качеств, чтобы учиться лучше. Например, у меня есть ученик, ему на уроке надо обязательно поиграть, отвлечься. Потом ему не хватает времени на учёбу, результат — пробелы в знаниях. Так что дети сейчас приходят очень разные.

— Но ведь сейчас модно развивать ребёнка, усиленно готовить его к школе…

— Не каждого можно развить. Есть какой-то запас, за пределы которого в плане успеваемости ученик не выйдет. Но зато он силён в чём-то другом. Великолепно рисует, занимается спортом, мастерит поделки. Когда мои пятиклассники ещё учились в четвёртом классе, я дала им задание на лето. Сделать музей в коробке, посвящённый какой-либо книге. Вы не представляете, какие великолепные музеи они принесли! Я бы так не смогла, а они сделали их своими руками!

У каждого ребёнка есть какая-то способность, не обязательно учебная. Если ты профессионал, буквально через полгода поймёшь: этот ученик выше не прыгнет. Но всё равно старайся его подтянуть, не опускай совсем туда — вниз, где двойки, тройки. Не заваливай, добра от этого не будет.

У меня был мальчик, который абсолютно не справлялся с письменным русским языком. Это было как древнерусские тексты, непонятно написанные, с кучей ошибок. Но технические предметы — математику, физику, информатику — он знал великолепно. Я вытаскивала его за счёт устной работы у доски. Ставила четвёрки и пятёрки. Могла бы ориентироваться на письменные работы и завалить его двойками. Но кому от этого лучше? Оценками можно сломать судьбу, а можно помочь.

— Вы немного касались этой темы: читают ли современные дети. А что они читают помимо школьной программы?

— Школьную программу тоже далеко не все читают. Но для души читают. Вообще, я стараюсь объяснить простую истину: чтение — это твой непрожитый опыт. Сейчас мои пятиклассники любят книги про Гарри Поттера. Спрашиваешь — почему? Не могут пояснить. А в этой истории они нашли то, чего в их жизни никогда не будет. И вместе с героем прожили это. В то же время опыт дружбы, любви, который описан там, пригодится им в жизни.

Ребята постарше читают Ремарка, Пелевина. Помню такой интересный пример. Одна моя ученица после школы уехала в Америку, сейчас живёт в Канаде. Когда приезжала сюда, мы встретились. Она говорит: «Никогда бы не подумала, что сама и с удовольствием буду читать «Преступление и наказание». И мне так завидуют друзья, что читаю его на русском языке!».

— Почему каждое следующее поколение детей не становится более грамотным?

— Есть два вида грамотности. Тестовая — её показывает ЕГЭ. И практическая, которая проверяется сочинением, изложением, диктантом.

Тестовую можно «натаскать». Это точно известно: количество переходит в качество. Решил сто тестов, сто первый спокойно напишешь. Но вот практическую грамотность «натаскать» невозможно. И здесь я замечаю, что орфографическая и пунктуационная грамотность стала лучше, дети допускают мало таких ошибок. Зато много речевых и грамматических. К сожалению, мы воспроизводим ту речь, которую слышим. А слышим — безграмотную речь.

Согласитесь, что пунктуационная и орфографическая грамотность воспитываются родителями, чтением, школой. А грамматическая и речевая — обществом. Современные СМИ, интернет — плохие ориентиры. Банальный пример: мало кто из телекорреспондентов умеет согласовывать числительные с существительными. Дети спрашивают у меня: «Почему нельзя сказать «пятиста»?» Потому что такого слова не существует.

— У вас есть любимая книга?

— С детства моё любимое произведение — «Алые паруса» Грина. Конечно, есть много книг, которые мне нравятся. Учитель литературы должен любить то, что преподает. Если только вдруг покажу детям, что мне какое-то произведение не нравится, ни за что не заставлю прочитать его.

Люблю, практически знаю наизусть «Мастера и Маргариту». Но всё-таки самое любимое — «Алые паруса». Могу читать эту книгу эпизодами, с любой части.

— Чем она так зацепила вас?

— Словами, которые Грей произносит в финале. Нужно делать чудеса своими руками. В этом смысл жизни.

БЛИЦ

Ваши таланты помимо профессиональных? Считаю себя хорошей мамой. Люблю готовить, правда, получается нечасто.

Чему вы хотите научиться сами? Многому. Хотела бы научиться рисовать, играть на гитаре. Но на это не хватает времени.

Какой вопрос вы бы задали министру образования?
Я бы спросила: «Господин министр, как вы думаете, почему в школу не идут молодые, творческие люди?» Ответ, думаю, напрашивается сам собой.

Кого из авторов надо вернуть в программу по литературе, а кого убрать? Уметь преподнести надо любого автора.

Любимый летний отдых? На природе.

Любимое место в Красноярске? Набережная Енисея.

Ваши сыновья читают? Да. Но чтением они увлеклись в основном после окончания школы.

Чему вас научила жизнь (золотое правило)? Не будь к людям категорична, постарайся понять мотивы их поступков.

Софья АНДРЕЕВА