Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
ноябрь / 2011 г.

Простые исторические сюжеты

Пять лет назад в Красноярске (а также в России и в мире) появился новый бренд: Сибирский федеральный университет. Как проследить его историю за 1825 дней (5 лет — это примерно столько)? Можно предоставить отчёт о результатах работы. Привести статистику. Обозначить вехи. Хорошо бы ещё посмотреть со стороны: в чём оправдал ожидания, где неожиданно рванул вперёд, а где забуксовал. Но у нас нет этого взгляда извне: живя одной жизнью с университетом, мы эти пять лет (как и каждый преподаватель и студент, структурное подразделение и творческий коллектив) проходили собственный путь поиска, потерь и успехов. И если, оглядываясь на свой опыт, что-то утверждать, то первое: университет жил под постоянным прессингом ответственности. В условиях неопределённости. Раздираемый противоречиями.

Но были ещё приоритеты и сверхзадачи. Была ежедневная кропотливая работа по сквозным направлениям: отлаживанию механизмов инновационной деятельности; нацеливанию на результат; созданию корпоративной культуры. По каждому направлению рождались свои сюжеты. С их помощью мы и попробуем показать 5 лет жизни университета. Изнутри.

Визит Д. Медведева в СФУ, 2006 год.

Визит Д. Медведева в СФУ, 2006 год.

Конкурсная политика

Университет начинался с конкурсов. Таково было условие учредителя: мы вам даём финансирование, но распределить вы его должны не всем поровну, а на конкурсной основе.

Как единый вуз СФУ заработал в январе 2007 года, а уже в феврале был объявлен самый главный и масштабный конкурс — инновационных проектов. Именно тогда определялись направления, которые получат приоритетное развитие, и команды, для которых будет закуплено самое дорогостоящее оборудование.

Всего на конкурс поступило 122 проекта. Их экспертиза проводилась Краевым фондом науки. Были отобрано 42. Максимальная заявленная сумма финансирования — 180 млн рублей (таких проектов набралось 16); впрочем, один из проектов — «Создание центра коллективного пользования для исследований новых материалов, наноматериалов и минерального сырья» — претендовал на финансирование свыше 411 млн рублей; запрашивался даже прибор, который стоил более 200 млн рублей...

Заявленные на конкурс темы покрыли практически весь спектр научно-образовательных областей, по которым работал тогда университет. Их общие или слишком научные формулировки сегодня мало что скажут читателю. Некоторые проекты не приобрели ожидаемого звучания (например, создание международного студенческого центра «Enterpise», медиасоюза «Гаудеамус» или Восточного центра). Зато другие были попаданием в яблочко — как Журнал СФУ, который сегодня неустанно работает на рост рейтинга университета.

Конкурсы постоянно объявлялись и дальше: научно-методических и молодёжных проектов, проектов по заказу СФУ и вновь — инновационных. Активность участия в них была очень высокой. А сами проекты — востребованными и реальными (например, у молодых учёных: «Поиск маркеров свободно-радикального повреждения тканей у больных раком лёгкого»; «Комплексные детские игровые площадки в условиях сибирского города»; «Разработка интерактивной виртуальной экскурсии по музею-усадьбе В.И. Сурикова»).

Аббревиатуры

Конкурсные процедуры, давшие старт развитию университета, положили начало формированию творческих коллективов и направлений, которые вскоре были оформлены в самостоятельные институты. Четыре первоначальных вуза, вошедших в состав СФУ, до сих пор называют площадками, но уже в сентябре 2007 года была утверждена новая структура университета, включающая на первых порах 12 институтов. Не было среди них ещё Института математики, Гуманитарного, Юридического; у вновь созданных менялись названия. Так, уже через несколько месяцев Институту энергетики, машиностроения и транспорта вернули бренд Политехнический, а Институт химии, металлургии и материаловедения частично восстановил былой «Цветмет», став Институтом цветных металлов и материаловедения. В 2008-м создан Институт военного обучения. В 2010-м Институт градостроительства, управления и региональной экономики разделился на три новых — Инженерно-строительный институт, Институт архитектуры и дизайна и Институт управления бизнес-процессами и экономики. Совсем свежий — основан в мае 2011 года — Институт физической культуры, спорта и туризма. Итого в университете 19 институтов. Кстати, изначально как возможные «институты будущего» назывались — Институт здоровья, Институт человека, Институт глобалистики и проблем гуманитарной безопасности…

Наше сознание не всегда готово столь быстро следовать за масштабными переменами. И ещё до сих пор на чьей-нибудь странице Вконтакте можно встретить «окончил ИЕиГН», хотя эта аббревиатура, эквивалентная бывшему КГУ, просуществовала всего полгода. Нет уже в природе Института естественных и гуманитарных наук.

2007 г., первый курс получил зачётки

2007 г., первый курс получил зачётки

ПК

Сейчас, когда люди спокойно работают с Ipad в автобусах, трудно поверить, что каких-то 5 лет назад обычный ноутбук был роскошью. И когда Сибирский федеральный университет в первый же год своего развития решил закупить для всех штатных преподавателей ноутбуки, это был праздник! Назывался он, впрочем, сухо: обеспечение персональным автоматизированным рабочим местом. Потом много разговоров велось о том, насколько эти ноутбуки удобны, стоят ли они таких денег, нельзя ли было купить дешевле и проч. Но перед глазами стоит такая картинка: на собрании коллектива с руководством СФУ, где объявили, что ноутбуки — не слухи, и их скоро начнут выдавать, доцент кафедры высшей математики Ч. захлопал в ладоши. Современный атрибут — ноутбук — менял статус и самооценку человека, открывал новые возможности.

Академическая мобильность

Встречаемся в коридоре с немолодым доцентом С., любимцем студентов. Он весь под впечатлением: совсем недавно целой группе преподавателей его кафедры, и ему в том числе, удалось побывать на научной конференции в Японии. Рассказывает взахлёб. «А до этого вы были за границей?» — «Нет». Университетская программа академической мобильности, программа стажировок и обменов работала все эти годы. За 5 лет 820 преподавателей смогли повысить свою квалификацию в различных научных центрах России и мира. Многие впервые окунулись в иную образовательную, научную и культурную среду. Но в ближние и дальние края отправились не только преподаватели. Например, студенты кафедры биофизики Иван ДЕНИСОВ и Артур ТУМАНЯН прошли трёхмесячную стажировку в Испании, и не где-нибудь, а в очень известном Центре регуляции генома в Барселоне.

Кроме того, 2500 наших преподавателей прошли повышение квалификации «на месте», в СФУ.

Визитёры

Вторая сторона этой включённости в мировую науку: учёные хлынули и сюда, в Красноярск. Пожалуй, не сыщешь дня, чтобы хоть в одном из институтов СФУ кто-то из приезжих не читал лекции, не вёл семинары. Компактный курс «Язык и мозг» прочла знаменитая
Т.В. ЧЕРНИГОВСКАЯ, доктор филологических и доктор биологических наук. Выступал с лекциями историк Ю.Н. АФАНАСЬЕВ — тот самый, основатель Российского гуманитарного университета. Молекулярную нейрохимию читал профессор МГУ А.А. БОЛДЫРЕВ, создавший удивительный препарат «севитин» (аналог карнозина, дарящего долголетие). В списке зарубежных учёных — специалисты, начиная от гарвардских и массачусетских до Нобелевского лауреата Осаму СИМОМУРА, который будет проводить в СФУ совместные с нашими учёными исследования. Кстати, зарубежные лекции читаются на английском, а перевод часто уже не требуется — по крайней мере преподавателям. Если кто-то скажет, что всё это не меняет уровень образования, на эту тему можно поспорить.

2008 г., в гостях у студентов-журналистов В. Соловьёв

2008 г., в гостях у студентов-журналистов В. Соловьёв

УМКД

Солидные университетские дамы и мужчины в пиджаках томятся в очереди. Последние дни сдачи так называемых УМКД — учебно-методических комплексов дисциплин. Каждый комплекс готовился коллективом авторов и состоял из различных комплектующих. Вот, например, «Биохимия молекулярной биологии»; включает учебную программу, методические указания, лабораторный практикум, тесты, конспект лекций. Плюс электронная версия. Или «Электроснабжение»: учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию, методические указания, лекции… Всё необходимое и для преподавателя, и для студента. В данный момент на сайте электронной библиотеки СФУ выставлено 511 наименований УМКД, созданных преподавателями университета, а всего подготовлено больше тысячи.

Стимулирование результатов

Когда создавался университет, были большие надежды, что федеральному вузу введут норму соотношения «студент-преподаватель» 4:1, т.е. либо уменьшат нагрузку, либо зарплата вырастет сразу в 2,5 раза. Именно в таких условиях работают МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет, МГТУ им. Баумана, творческие вузы, где специалистов готовят штучно. Соответствующие обещания были даны и СФУ, но не выполнены. В результате соотношение осталось 10:1. Государство решило не повышать зарплату, а дифференцировать её за счёт стимулирующих фондов, как, в принципе, делается и в среднем образовании.

Сегодня регламент назначения стимулирующих надбавок стал уже нормой жизни для преподавателей. Но и помимо того — в университете не упускают возможность поощрять самые разнообразные достижения. Например, несколько лет назад было объявлено: учёный, опубликующий 100-ю статью в импактовом журнале, получит премию. И действительно, получил — Павел Сорокин 30 тысяч рублей. Или вот ещё стимулирование: тем, кто принесёт в университет договор на НИОКР, обещали софинансирование от университета в объёме 100%. Имело смысл искать заказчиков!

В результате наука стала самым прорывным направлением университета. Уже по результату первого года рост финансирования по федеральным грантам оказался пятикратным, за два года вырос на порядок, а в 2011 году бюджет привлечённых на науку средств составил более 1 млрд 200 млн рублей! Похоже, это будет лучший в России результат.

Веб-среда

Виртуальных ресурсов, созданных и предлагаемых Сибирским федеральным университетом, уже столько, что кольцо сайтов перевалило за 70.

Некоторые из них — продукт чистого энтузиазма, как сайт «Эвенкия» или «Командор Резанов». Другие готовились по грантам — виртуальная экскурсия по университету на основе 3D-панорамной съёмки или учебные фильмы «Наноинженерия», «Умные биомолекулы на службе человека» и др. Третьи стали планомерной многолетней работой: оцифровка библиотечных фондов и музейных коллекций города, запись лекций, создание новостийных выпусков ТВ СФУ, в работе над которыми заняты сами студенты.

Сайт СФУ постепенно (а бывает и рывками) поднимает свой рейтинг. Так, летом 2009 года по версии Webometrics он «подскочил» сразу на 2600 позиций, заняв 1356 место среди 6000 тысяч анализируемых вузов мира. А в феврале 2011 поднялся до 1309-го места и вошёл в ТОП-500 лучших университетов Европы, а среди российских вузов оказался на 15 месте. Сибирский федеральный ищут, читают и смотрят в Интернете.

Фирменный стиль

Сегодня никто не будет спорить о том, что бренд, узнаваемость, современный образ, подача себя — чрезвычайно важны. СФУ активно искал своё лицо, сменил несколько логотипов, пока не оформил свой фирменный стиль.

В конце 2009 года окончательный бренд-бук был презентован, а сегодня оранжево-серый цвет, кристаллическая решётка на фоне двух флагов вошли в плоть и кровь университетских будней. Изначально логотип должен был подчеркнуть технологичность вуза, инновационность, международные амбиции, информационную открытость.

А цвет апельсина так заряжает, что неслучайно именно оранжевой получилась и белка — молодёжный символ СФУ, разработанный по инициативе самих студентов.

Кампус

Пожалуй, не было человека, который, вернувшись летом 2009 года из отпуска и приехав «на гору» — в главный корпус на Свободном, 79, внутренне бы не ахнул.

Облицованные плиткой, украшенные пиктограммами, с новыми пластиковыми окнами общежития; навигация в фирменном стиле (включающая стенды–приветствия, информационные карты, пешеходные и транспортные указатели); различные штандарты, флагштоки с флагами России, СФУ, Красноярского края и города; вновь проложенные дорожки, многочисленные скамеечки… А главное — огромные зелёные газоны (которые несколько раз пришлось пересаживать, поскольку в тот год их как нарочно смывали бесконечные весенние и летние ливни, и местные СМИ, разумеется, критиковали за это университет). Кампус просто преобразился.

Окружающее пространство — мощная вещь, которая влияет на людей, создаёт настрой, способствует коммуникации, усиливает эмоциональное и эстетическое восприятие. Университет это пространство физически создал, местами — отвоевал.

2007 г., ректор даёт старт строительству нового корпуса СФУ

2007 г., ректор даёт старт строительству нового корпуса СФУ

2009 г., новый корпус построен!

2009 г., новый корпус построен!

Библиотека

В наследство СФУ досталось несколько вузовских долгостроев: у Технического университета — нынешний корпус Института космических и информационных технологий. У Академии архитектуры и строительства — «пирамида». У КГУ — библиотека. Этот последний проект, заложенный в начале 1990-х, к 2007-му уже пришёл в запустение: на этажах росли берёзки, недовозведённые 4 этажа начали разрушаться. Апгрейд проектов, реанимация строек и завершение их в кратчайшие сроки происходили, как по щучьему велению.

Библиотека доводилась до ума последней: сдана в 2010 году. Сегодня это — филиалы Президентской библиотеки им. Ельцина и Русского музея в Санкт-Петербурге. Договоры более чем с 1 200 школами края, для которых библиотека СФУ формирует учебный контент. В фондах НБ СФУ более 2,7 млн печатных документов, а кроме того предоставляется доступ ко многим российским и зарубежным базам данных.

Открыт доступ к архиву статей журналов Science; к издательству ELSEVIER; к базе данных POLPRED.COM — полные тексты 380 тыс. лучших статей из сотен информагентств и СМИ со всего мира за 15 лет; к журналам Американского института физики и др.

В рейтингах

>> СФУ вошёл в ТОП-10 национального рейтинга российских вузов по пяти укрупнённым показателям за прошлый год.
>> Университет признан самым инновационным вузом по итогам 2010 года.
>> В сводном рейтинге Минобрнауки РФ СФУ занял 18 место среди российских вузов.
>> В рейтинге по числу поступивших победителей и призёров олимпиад (2011 г.) — 3 место.
>> СФУ — в первой пятёрке российских вузов по численности приёма на бюджетные места.
>> В рейтинге Webometrics —15-й среди вузов РФ.

Но и информация — ещё не всё. Оборудование, установленное в библиотеке, позволяет по заказу читателя в течение полутора минут напечатать и переплести книгу объёмом 400 страниц формата А5 или растиражировать пособие на электронные диски.

Сегодня библиотека становится интеллектуальным центром жизни города: здесь проводятся международные олимпиады, выставки, занятия по повышению квалификации, конференции, форумы, заседания клубов.

Физматклассы

Это новое детище СФУ появилось благодаря программе работы с одарёнными детьми и призвано возродить былую славу отечественной системы образования.

Первые два физматкласса созданы на базе гимназии № 13 и лицея № 7. Набрано 53 школьника, у которых уже началась новая жизнь: выездная интенсивная школа по командообразованию, углублённое изучение предметов с участием профессуры СФУ.

Дальше — университет выделит места в общежитии квартирного типа, специально оборудованном для проживания иногородних учащихся ФМШ. Параллельно будет идти строительство школы-интерната на 150-200 человек на территории кампуса СФУ, которая должна быть сдана в 2013 году.

А пока именно учащиеся физматклассов открывали недавний университетский конкурс первокурсников «Прошу слова!» — и, кстати, отлично выступили.

«Умные» технологии

Вы не устали от слова «инновации»? Может, начнём негласную акцию протеста — и вытесним это аморфное и безликое понятие, заменив на «умное» — умные продукты, умные технологии. Ведь суть инноваций именно в этом: в предложении удобных, компактных, выгодных решений. Причём не только под те запросы общества, которые «перезрели», но и которые подчас нужно угадать. Решений таких в университете накоплено немало, их перечень на научном портале СФУ.

Например, импульсная невзрывная технология сейсморазведки, разрабатываемая под руководством Г.Я. Шайдурова; магнитногидродинамический перемешиватель жидких металлов (Р.М. Христинич); методика тепловизорной диагностики для повышения энергетической эффективности зданий (Р.А. Назиров); производство модулей для массового строительства малоэтажных молодёжных посёлков (Л.В. Енджиевский); экологичные свободнопоточные микроГЭС (М.П. Головин) и многое другое. А сейчас в эту работу по насыщению нашей жизни умными и полезными вещами вовсю вовлекается молодёжь: кто-то разрабатывает внедорожник-амфибию, кто-то —тест-полосы для определения качества воды, кто-то — детскую энциклопедию по биолюминесцентным организмам.

Газета

Новое издание СФУ, которому этой осенью исполняется 2 года и которое вы держите в руках, своим появлением на свет обязано, в первую очередь, председателю Законодательного Собрания края Александру Уссу. Принимая решение о финансовой поддержке СФУ, власть хотела получить и отдачу, по крайней мере, увидеть, что университет втягивается в решение проблем края, активно участвует в общественной жизни, формулирует своё экспертное мнение по различным актуальным вопросам. Таким выходом университета в публичное пространство стала газета «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог».

В подготовке концепции издания, в составлении тематики первых номеров активное участие принял депутат Заксобрания Алексей Клешко. О том, что идея не была мёртворождённой, говорят результаты: за короткий срок газета стала победителем в пяти конкурсах, в том числе всероссийских «PRO-образование», «Патриот России» и межрегиональном «Сибирь — территория надежд».

Сегодня ежемесячные 5 тыс. экземпляров «СФ» расходятся по органам управления края и города, вузам, школам; её можно увидеть в краевом музее, в Союзе журналистов и Доме учителя, в Гражданской ассамблее и во Дворце труда и согласия. Через бибколлектор газета СФУ рассылается по всем библиотекам края, а пассажиры, летящие в Москву, могут скоротать с ней 4 часа пути.

СФ