Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2013 г.

Дистанция сокращается

Сидеть дома на диване и быть студентом лучших университетов мира! Математику проходить онлайн в Оксфорде, праву обучаться у профессоров Гарварда, технологию штудировать вместе с парочкой Нобелевских лауреатов из MIT, ну, а историю можно послушать и в отечественном вузе. Ведь именно так мы представляем себе дистанционное образование?

Однако до столь радужной картины довольно далеко, и по такой матрице пока не обучаются нигде в мире, не только в России. Если вам нужен диплом, а не набор курсов по интересам для самообразования, то всё же требуется определиться с вузом и поступить именно туда. А вот как это будет развиваться дальше — мы говорим с Еленой КОШКИНОЙ (на фото), деканом дистанционного обучения в Международном институте экономики и права (Москва), старшим научным сотрудником Института системного анализа РАН. В сентябре, на V Международной конференции «Системный анализ и информационные технологии» (САИТ-2013), проходившей в Сибирском федеральном университете, Елена Николаевна делала доклад о проблемах организации систем дистанционного обучения, применяемых в России.

— Елена Николаевна, почему уже сейчас, независимо от того, в каком вузе студент учится, он не может хотя бы главнейшие дисциплины получать из «первых рук», от тех, кто стоит на передовых рубежах в своей области? Ведь нынешние средства связи это позволяют…

— Дело не только в развитии связи и в доступности общения по скайпу или через видеоконференции. Пока нет необходимой для этого интеграции между вузами. Многое делается, чтобы была такая возможность; когда, поступив в какой-то вуз, человек параллельно в другом вузе мог слушать лекции (дистанционно или на живые лекции ходить), либо уезжать в другие страны, если есть международный контракт между этим вузом и каким-то его зарубежным партнёром. Например, в МГУ, МГТУ им. Баумана, РАНХ, да и в других ведущих вузах нашей страны, принята такая практика: первые курсы студенты обучаются в самом этом университете, а затем переезжают в ту страну, с которой у вуза есть контракт, и продолжают обучение там. Такая практика есть. Но это не самостоятельно человек делает.

— А разве не выставили уже вузы с мировыми брендами свои лекции для всеобщего доступа? Это ведь модно, и все спешат заявить о том, что они это делают…

— Только отдельные лекции курса есть в бесплатном доступе, зачастую ограниченные по времени, неполноценные, чтобы просто заинтересовать, — а дальше уже человек может купить курс, если пожелает. Вообще для себя лично вы можете сколько угодно заходить на сайт любого вуза, слушать лекции — уже сейчас. Но не получая никакого определённого документа, подтверждающего это. Либо получая сертификат о прослушанном курсе, но не о полученной квалификации. Специальности так не обучишься! Чтобы запросто перешагивать из одного вуза в другой — таких законодательных рычагов пока просто нет.

Разговоров ведётся много. Говорят о том, что когда-нибудь совершенно свободно студент сможет фактически открыть дверь другой комнаты — и это будет другой вуз. Там он один предмет послушает, здесь — другой, от другого вуза и т.д. Но когда такое свободное единое образовательное пространство будет создано — сложно сказать.

— То есть нынешние первоклассники не будут заканчивать 11-й класс уже дистанционно?

— Думаю, нет. Об этом и речи нет. Применение дистанционных технологий — вещь хорошая и полезная, но в плане дополнения, обогащения предмета. Все мы используем мобильники, планшетники, компьютеры, современные дети вообще с этим родились. И когда ребёнок на уроке имеет возможность использовать планшет не для игр, а для просмотра более полной информации по дисциплине — это то, что нужно.

В европейских вузах, пока преподаватель читает лекцию, студенты тут же могут углубиться в материал, для этого Wi-Fi и создан везде. Они по ходу лекции могут задавать преподавателю вопросы из всего контекста той или иной темы, то есть время использовать по максимуму: и слушать базовый материал, и использовать детали.

Недавно в Москве прошла конференция, посвящённая развитию дистанционных технологий. Выступал международный эксперт Крейг УЕЙСС и как раз говорил о том, как дистанционные, виртуальные технологии используются при обучении медицине и истории. Создаются так называемые серые комнаты, в которых проецируется манекен человека, и на нём будущие медики делают операцию, не используя для практики живых людей. В исторических предметах при помощи тех же проекторов человек погружается в атмосферу определённой эпохи и проживает события более ярко и образно. На мой взгляд, это обогащает человека, его мировоззрение, кругозор и так далее. Такие технологии надо использовать широко и развивать.

Сильные и слабые стороны дистанционного образования

Сильные и слабые стороны дистанционного образования

А вот когда студент попросту отрывается от преподавателя — это ужасно, по крайней мере, сегодня, потому что ещё не разработаны качественные технологии и методики, которые позволяли бы полностью заменить наставника. Я бы не хотела, чтобы мой сын учился в виртуальном вузе, да ещё сразу по окончании школы. Но я не исключаю, что ему будет удобно такое обучение в сознательном возрасте при повышении квалификации.

— Тем не менее уже сейчас говорят о том, что не надо вкладывать деньги в развитие кампусов, строить стены, покупать парты. Университет у себя дома — гораздо дешевле, мобильнее и эффективнее. А действительно ли это так дёшево — ведь современные технологии дорогие? И для кого дёшево: для государства, которое в это вкладывается, или для конкретного человека, который будет платить за образование?

— Хотя информационные технологии действительно дорогие, но всё же недвижимость дороже, поэтому дистанционное обучение, конечно, дешевле. Насколько — это как посмотреть. Если с точки зрения качества — то обзаводиться такими технологиями, вкладываться в них — ещё достаточно дорого. Можно вложиться и по минимуму, для получения максимального дохода, но тогда качество — на втором месте. Для студентов также: это может стоить как очень дорого, так и значительно дешевле, чем традиционное обучение, всё зависит от того, какой вуз вы выбираете, программу обучения и т.д.

— Если говорить о качестве — всё же массовый уровень образования при дистанционном обучении упадёт?

— Опять же — смотря какую модель использовать. Если обучение без контакта с преподавателем, то, на мой взгляд, у студентов, немотивированных на получение образования, качество сильно упадёт. Если же студент очень мотивирован и получает все необходимые ресурсы, то даже не общаясь с преподавателем, он может получить качественное образование.
А когда мы говорим о дистанционных технологиях как дополнении к традиционному обучению (для большей наглядности, углубления курса), то, я считаю, качество повысится во много раз.

— Какими темпами это развивается в зарубежных вузах и какой процент обучается там дистанционно?

— За рубежом дистанционное обучение развивается наиболее интенсивно. Например: в Южной Корее чуть ли не 80 процентов вузов применяют эти технологии. В Германии есть серьёзный дистанционный вуз FernUniversität in Hagen, который охватывает своими ресурсами более 85 тысяч студентов. Кроме того, за рубежом множество различных ассоциаций дистанционных вузов, например: EDEN, с точкой опоры в Венгрии, которая объединяет вузы, предоставляющие дистанционные курсы на платной основе, World Wide Education (США), DistanceXchange (Китай), Course Finder (Италия), ICDL (Великобритания) и другие.

Когда я была на конференции Edu-Tech, то меня очень впечатлил доклад Андраша СЮЧА, генерального секретаря европейской сети дистанционного и электронного обучения EDEN, о том, как у них устроена СДО. Изучение электронного курса построено по принципу навигатора: студент, работая в СДО, пользуется некими «дорожными знаками» (специальными содержательными кнопками), они направляют только на те ресурсы, которые необходимы в данный момент освоения дисциплины. Таким образом, студент затрачивает на поиск информации минимум времени, осваивает только то, что необходимо на данный момент по дисциплине. Сегодня, в эпоху информационного бума, это очень актуально, это позволяет студенту не утонуть в океане информации.

Чем сильно отличается дистанционное обучение за рубежом от нашего — вузы там не имеют права публиковать и использовать не аккредитованные и не сертифицированные дистанционные курсы. У нас такой системы практически нет, качество курса, как правило, оценивается внутри самого вуза, учёным советом.

— Как дистанционное образование прописано в законе?

— Дипломы о высшем образовании, полученном дистанционно, никто не выдаёт. А сертификаты о пройденных курсах — такие выдаются вузами в рамках полученных лицензий на проведение соответствующего обучения. Пройден курс очно или дистанционно — обычно не прописывается. Вообще, правильно говорить не о дистанционном образовании, а о дистанционном обучении, это ведь просто методика. Образование можно получать традиционно, можно — дистанционно, разница в способах, а не в содержании знаний.

— Но в идеале основной смысл дистанционного образования — индивидуальная траектория. Чтобы человек сам выбирал себе курсы, как и то, где и у кого их слушать. А потом, видимо, сдавал какой-нибудь комплексный профессиональный экзамен.

— Это была бы хорошая штука, но чтобы её осуществить, нужно очень многое. Иметь стремление, досконально знать (уже на школьной скамье!), где и что можно получить, представлять себе учебную программу, необходимую для той или иной профессии. И чтобы в рамках закона всё это было прописано, и прошедший обучение мог получить диплом. В обозримом будущем это ещё можно представить внутри страны, если будут заключены соглашения между определёнными вузами. А в целом мире представить такую интеграцию достаточно сложно по многим причинам.

— Видимо, правовая неурегулированность — одна из основных проблем?

— Да, хотя в правовом плане в России сейчас много сделано. Есть чётко прописанные возможности применения дистанционных технологий, свобода заключения договоров, соглашений между вузами. Но, к сожалению, не все этим пользуются в полной мере.

— В своём докладе вы называли и другие препятствия, не позволяющие перейти дистанционному обучению в России на качественно иной уровень. Причём основные причины — далеко не в недостаточном финансировании.

— Да, в первую очередь сказывается отсутствие системности и целостности в этой работе, отсутствие согласованности между всеми участниками моделируемого процесса. Пока имеющиеся СДО в России не являются самостоятельными системами, содержащими в себе не только образовательные ресурсы и технологии, но и сервисные ресурсы (централизованные хранилища данных) по тем стандартам, которые у нас существуют. Проблема эта решаема, но необходимо правильно подойти к выбору и внедрению СДО.

А вообще можно назвать целый перечень проблем в сфере развития дистанционного обучения, диктуемых нашими отечественными условиями. Недостаточно развитая правовая база по реализации СДО и защиты авторских прав дистанционных курсов приводит к тому, что отсутствуют аккредитованные и сертифицированные дистанционные курсы высокого качества. В регионах в период закрытия представительств и филиалов появилось дистанционное образование по методу «шоковой терапии» — очень низкого качества. СДО развиваются нелинейно и непредсказуемо. Не изучен социальный эффект в результате дистанционного образования. Сохраняется крайне низкий уровень платёжеспособного спроса на высококвалифицированные молодые кадры, и как следствие — на инновационные разработки, высококачественное дополнительное образование и повышение квалификации. Нет достаточного количества оцифрованных российских учебников (учебных пособий и др.), что может привести к их замещению на зарубежные источники и, соответственно, к потере национальной культуры.

— Да, есть о чём думать и над чем работать ближайшие годы! Если говорить о программных продуктах для дистанционного
обучения — какие сейчас имеются на российском рынке?

— Их достаточно много, и они решают разные задачи дистанционного обучения. Для примера могу рассказать о Blackboard. Эта система дистанционного обучения содержит богатый контент для обучения студентов, для записи курсов преподавателей (где предусмотрен даже сервис по получению патентов на свои лекции) и другие возможности. Но продукт имеет и свои минусы — скажем, по учёту образовательной деятельности по нашим стандартам. Например, мы используем электронные зачётные книжки по стандартной форме, а там такого нет; тоже касается и других документов и отчётностей по учебному процессу. Правда, компания готова за дополнительную плату дописать любую функцию по вашим требованиям, — так сказали представители московского офиса компании, которые делали для нас презентацию.

Отечественные разработки тоже есть — система «Прометей», например. Она уже лет десять на рынке, многими вузами используется, но она практически не совершенствуется, не обновляется; как было 10 лет назад, так ничего и не изменилось.

В свободном доступе есть система Moodle, с помощью которой можно создавать обучающие сайты. Но есть определённые риски, когда данные института хранятся не на собственном сервере, а у компании-разработчика, т.е. на облаке. Такая экономия может оказаться себе дороже.

— Что сложнее — разработать систему или её внедрить?

— Второе ещё серьёзнее. У нас острый дефицит методик для обучения студентов работе в такой системе и совершенно отсутствует практика подготовки самих преподавателей.

Да и в целом идея дистанционного обучения на многих преподавателей «действует как красная тряпка на быка»: ведь это означает уменьшение занятости и как следствие — уменьшение зарплаты. При этом если подойти к этому процессу со всей серьёзностью, то занятость не уменьшается, а даже повышается, но, к сожалению, не во всех вузах предусмотрена оплата за эту новую нагрузку.

— Какие из наших вузов наиболее продвинуты в этом направлении?

— Судя по активности в этой области (работа на семинарах, конференциях), могу отметить МЭСИ, Евразийский открытый институт, которые себя позиционируют как вузы, предлагающие широкие возможности дистанционного обучения. В РГГУ создана богатая электронная библиотека, которая, кроме того, предлагает оцифровку книг по запросу читателей. В нашем вузе — МИЭП — создан деканат дистанционного обучения, обеспечивающий ресурсами более 20 тысяч региональных студентов (от Калининграда до Владивостока), которые не имеют возможности приехать в Москву, но очень мотивированы на получение образования в столичном вузе. Такое обучение для них наиболее доступно и приемлемо, поэтому спрос достаточно большой.

— Есть, наверное, и пределы развития дистанционного обучения: языковые, технические?..

— Технические пределы всегда будут, а вот предела совершенствования дистанционных способов обучения не существует.

Анна ГРУЗДЕВА