Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
март / 2010

Август ходит в КЛёШах

В прошлом году я заключил пари со своим знакомым. Он утверждал, что есть на земле такое место, которое способно сделать из человека, к учёбе равнодушного, охочую до знаний личность и, плюс к этому, крайне осведомлённую о нюансах современной науки. Я, скептически усмехаясь, предложил свою сестру в качестве испытуемой (поскольку опыты на людях меня никогда не смущали). А друг спор выиграл. Оказывается, существует такое место, и называется оно – КЛШ. Красноярская летняя школа.

Где найти нам интерес?..

Бывают такие школьники – много, много таких школьников! – которые учатся неплохо, но сквозь зубы. Им не то чтобы совсем уж скучно – просто весь школьный марафон они пробегают без какого-либо интереса. Как в том анекдоте: «И почему ты мне, мама, не сказала, что эта волынка – на десять лет?..» Так вот они и волынятся, а потом на пороге 17-18 лет замирают у дверей университета. Вроде бы пойти можно куда угодно, только никуда не хочется, и что делать – непонятно.

Говорят, что в любом деле главным компонентом успеха является интерес. Именно эту функцию вот уже более 30 лет с успехом выполняет Красноярская летняя школа. «Разбудить» в школьнике тягу к получению новых, современных знаний, не дать его мышлению сузиться до масштабов сдачи тестового ЕГЭ, научить его самостоятельно выбирать для себя действительно интересные области изучения и организовывать своё время – вот к чему на протяжении всех трёх недель проведения каждой школы стремятся её сотрудники. Съезжающиеся со всех концов России и из-за границы, чтобы на небольшой срок воссоздать неповторимую атмосферу…сложно даже сказать, атмосферу чего. Научного праздника? Творческой лаборатории? Дружеского коллектива? «Да», трижды «да».

Справка из Википедии

Красноярская летняя школа (КЛШ) – школа дополнительного образования для старшеклассников. Проходит каждое лето, преимущественно в августе в окрестностях Красноярска. Была задумана и впервые проведена в 1976 году группой молодых преподавателей Красноярского государственного университета, интересовавшихся возможностью прямого образовательного и культурного влияния учёных и студентов на школьников старших классов. Идея выросла в целую концепцию альтернативной педагогики, хотя и не называлась так в советские времена. Интересно, что Школа всегда имела официальный статус и финансирование из университетского и городского бюджета, оставаясь практически нечувствительной к деталям политического устройства страны.

И школьники, и сотрудники попадают в Школу на конкурсной основе. Для первых главный критерий – знания. Для вторых – профессионализм, человеческая интересность, любовь к детям и интенсивной работе. Обычно сотрудники КЛШ работают в Школе бесплатно.

Свой среди своих

Если раньше, в условиях дефицита актуальной информации КЛШ была чем-то вроде проводника в мир свежих научных фактов, о которых ещё не написали в учебниках, и культурных новшеств, к которым с подозрением относились в СССР, то сегодня задача у неё несколько иная. В первую очередь важно научить школьника критически относиться к тем безграничным объёмам информации разной степени научности, с которой ему приходится сталкиваться где бы то ни было. Кстати, отучить человека слепо доверять Википедии куда труднее, чем выучить наизусть пару столбцов из таблиц Брадиса.

В каких условиях школьник готов с интересом относиться к получению новых знаний? Тут важно несколько вещей. Во-первых, авторитет преподавателя. В КЛШ эту роль на себя берут как студенты различных вузов страны (тут вам список золотыми буквами: МГУ, МФТИ, СПбГУ, ТГУ, НГУ, СФУ), так и именитые отечественные и зарубежные профессора – научные сотрудники и преподаватели. Присутствие на занятиях этих интереснейших людей, возможность пообщаться с ними в неформальной обстановке однозначно мотивирует к учёбе и поступлению в хороший вуз.

Следующим условием успешной учёбы является окружение. Помимо преподавательского коллектива КЛШ, школьник постоянно взаимодействует с коллективом сверстников – такими же подростками, как и он сам. Нужно понимать, что эта компания значительно отличается от той, с которой он контактирует во время учёбы в школе обычной. Ребята, желающие попасть в КЛШ, проходят двухступенчатый отбор – это выполнение вступительного задания, а также собеседование. Ещё в Летнюю школу без отбора проходят участники краевых олимпиад и победители олимпиады КЛШ, проводимой обычно в декабре. Именно так образуется, если цитировать местный фольклор, «сборище друзей весёлых, общество людей толковых». Закатывая мысль в банку, можно сказать, что реализуется принцип «огурца в рассоле», когда школьник, попадающий на три недели в среду интеллектуалов и романтиков, меняется под воздействием этого окружения.

Родители школьников, побывавших в КЛШ, неизменно отмечают эти перемены: очень часто, попробовав пожить иначе, чем в стиле, диктуемом обычной школьной средой, подросток целиком обновляет круг общения: потому что после КЛШ ему уже скучно заурядно проводить время.

Пару слов нужно сказать и про внутренний регламент. Риск, что вожатый заставит тебя отжиматься за недопитый в столовой компот, здесь сведён к нулю (в отличие от многих иных лагерей в нехорошем значении этого слова). В КЛШ существуют традиционные правила, воспрещающие курение, употребление спиртного и сквернословие. Практика показывает, что большинство приезжающих туда школьников не чувствуют ограничений: атмосфера Летней школы располагает к поведению нестандартному и творческому.

Неудивительно, что, побывав в Летней школе один раз, школьник стремится туда снова и следующим летом, а после окончания школы приезжает вначале стажёром (их в КЛШ называют «зОндерами»), а потом и сотрудником. Так и формируется педагогический коллектив Летней школы: в основной своей массе это люди, когда-то побывавшие тут в роли школьников, а потом, «прикипев» к этому обществу всей душой, приезжающие сюда каждое лето уже в роли сотрудников. Вместе с собой такие «фанаты КЛШ» привозят и новых людей – своих коллег из университетов и научных лабораторий, сотрудников зарубежных корпораций. Те же, в свою очередь, привозят своих детей…

Вообще в КЛШ ежегодно «отмечаются» около 20-30 школьников из городов за пределами Красноярского края – из Москвы, подмосковного Пущино, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Их родители ничуть не сомневаются в ценности таких путешествий: несмотря на то, что аналоги КЛШ существуют и в других городах России, Красноярская летняя школа – самая старшая и стабильная из подобных организаций, здесь накоплен уникальный по сути педагогический опыт, который слишком медленно внедряется в отечественное образование, и поэтому столь важен для тех, кто желает дать своему ребёнку возможность прогрессивно обучаться.

Всё для школьников, всё для победы

Занятия в КЛШ проходят по университетской схеме, в виде лент продолжительностью полтора часа каждая. Направление обучения (их четыре: точные науки, общественные науки, естественные науки и филология) школьник выбирает себе сам и, работая в рамках каждого, проходит отдельные небольшие курсы, завершающиеся выполнением проекта – эдакого мини-исследования, посвещённого чему угодно, начиная от химического анализа состава воды в Енисее, заканчивая социологическим исследованием или новым подходом к доказательству известной теоремы. И если первая половина дня заполнена лекциями и семинарами, то после обеда обычно проходят интеллектуальные игры (гуманитарный и физико-математический турниры) и факультативы, где в более непринуждённой, по сравнению с семинарами, обстановке можно изучить что-то новое, даже вне выбранного направления (стандартные темы факультативов – «Решение олимпиадных задач», «Основы журналистики», «Приёмы оказания первой медицинской помощи»)…

А вечером проводятся традиционные студии и вечерние клубы. Первые – это возможность поиграть в футбол, попеть песни под гитару или посидеть за самоваром с известным лектором, второе – целое погружение в мир прекрасного. Программа Вечернего клуба – это разговоры о культуре, просмотр шедевров мирового кинематографа, впечатления сотрудников о визитах в Японию, США, европейские государства… Когда-то Вечерний клуб выполнял функцию культурного «островка свободы», где включались «запрещённые» в советские годы записи рок-исполнителей, читались вслух книги, о которых по политическим причинам не упоминала школьная программа. Теперь это – «островок хорошего вкуса» КЛШ, каждое посещение которого – отдельное впечатление, формирующее эстетические потребности
детей.

В КЛШ принято выключать мобильные телефоны, тут нет телевидения и Интернета. На три недели школьник погружается в обособленный маленький мир, где ничто не отвлекает его от настоящей энергетической перезарядки. Близость природы, оторванность от привычного окружения позволяют раскрыться полностью, воспринимая то уникальное, что не всегда просто находить в «обычном» мире.

Рустам Байбурин (заместитель директора красноярской гимназии №1 «Универс», директор Красноярской летней школы)

Про самореализацию. Человек заканчивает ездить в КЛШ, когда понимает, что дал Школе практически всё, что мог, а главное – как ни цинично звучит – получил всё, что мог получить от Школы. Конечно же, многие возвращаются, поскольку жизнь долго не находится в равновесии, да и у человека со временем меняются ценности.
Про юбилейный сезон. В этом году КЛШ будет 35 лет. Срок очень зрелый, единицы формально не институционализированных структур могут похвастаться таким возрастом. Есть повод как для анализа прошедшего времени, так и для обсуждения перспектив. Приедет много знаковых для КЛШ людей, теперь уже имеющих высокие статусы в различных сообществах, которые помогут запустить и провести такого рода дискуссии. А эпицентром сезона, конечно же, по-прежнему останутся сегодняшние школьники!

Катя Шестакова (студентка Томского государственного университета)

КЛШ для школьников и для взрослых – это такой круговорот знаний в природе летнешкольной. Однозначно, для обеих сторон существует школа. Восприятие, конечно, различается. У «зондеров» (особенно у бывших школьников) – всегда шок оттого, что теперь они внутри школы, как внутри сложного механизма, и им постоянно что-то нужно делать. У вожатых первого года – тоже шок от непонимания, как быть со школьниками (а ведь среди них бывают трудные!), как найти подход ко всем, как им лекции читать так, чтобы они всё поняли.

Ольга Дарсавелидзе (студентка Красноярского государственного медуниверситета, сотрудник кафедры медицинской генетики и клинической нейрофизиологии ИПО)

Про альтернативу. С момента, когда я впервые побывала в КЛШ, для меня фактически исчезли другие варианты иного времяпрепровождения в августе. Единственный раз я предпочла Школе поездку за границу – да и то по возвращении всё равно поехала туда на недельку. Время, проведённое в КЛШ, трудно сравнить ещё с чем-то по интенсивности. Наверное, если бы не КЛШ – я бы ходила в какие-нибудь сложные походы или участвовала бы в других интенсивных школах... Хотя вряд ли получила сопоставимые эмоции.
Про первый визит. После первой КЛШ (а было это в 2001 году) я всерьёз считала, что это – модель идеального общества. Позже эмоции несколько поулеглись но, пожалуй, я ещё не встречала более уютной атмосферы, чем там.
Про восприятие. КЛШ затевается для детей. Но полезна для взрослых тоже. Может, это побочный продукт, но очень удачный. Наверное, поэтому взрослые и ездят туда, жертвуя отпусками каждый год. Это – школа для каждого.

Виктория Луковская (выпускница механико-математического факультета Московского государственного университета)

Про альтернативу. У меня сейчас в принципе не существует такого, что отменило бы поездку в КЛШ.
Про первый визит. После первого раза в КЛШ меня «корёжило» не меньше месяца, в том смысле, что я с большим трудом привыкала к обычному кругу общения. Новым было всё. И контраст между «клшовскими» школьниками и моими одноклассниками был велик.
Про восприятие. Когда становишься вожатым, возникает весьма любопытная ситуация. Тебе в полной мере открывается другая сторона школы: понимаешь, что за кажущейся (когда был школьником) лёгкостью движения школы стоит труд большого количества людей, а ты сам теперь один из них. И хотя теперь отдаёшь школе сильно больше того, чем когда ты был школьником, тем не менее, получаешь от неё чуть ли не больше. Безусловно, школа делается для школьников, но при этом сотрудники получают ничуть не меньше от школы.

Евгений МЕЛЬНИКОВ