Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
апрель / 2021 г.

«Один в семь лет понимает, кем станет, другой не может определиться до пятидесяти»

Уйти на пенсию в самом расцвете сил, в сорок лет. Достичь мировой славы и получать бешеные гонорары в восемнадцать. Выигрывать конкурс за конкурсом, подавать большие надежды в десять лет, а потом всю жизнь просидеть во вторых скрипках в оркестровой яме провинциального музыкального театра.

Пути тех, кто выбирает в качестве профессии творческие специальности, неисповедимы.

Природные данные, шанс, судьба важны для музыканта, танцовщика, художника. Но вряд ли они достигли бы успеха, если бы не люди, которые окружали их с детства. Кто и что важно для того, чтобы вырастить звезду? Зачем молодым петь в народном хоре? И почему возраст для творческих профессий — понятие относительное? Мы беседуем с Мариной КРУТИК, директором Центра непрерывного образования Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского.

ДОСЬЕ
Марина Крутик родилась в Красноярске. Мама была одним из первых преподавателей Красноярского института искусств на кафедре специального фортепиано, а отца лично Иван Шпиллер пригласил для работы в Красноярском симфоническом оркестре. Но почти сразу после появления на свет дочери её родители вернулись домой в Санкт-Петербург. Там она закончила специальную музыкальную школу-лицей при консерватории. Продолжила образование в Москве, где закончила РАМ имени Гнесиных по классу специального фортепиано. В 2012 году переехала в Красноярск.

— Какие границы молодости в творческой профессии? Насколько применимо понятие возраста вообще к таким профессиям, как дирижёр, режиссёр, которые принято считать профессиями второй половины жизни?

— К ним можно отнести и профессию педагога. На мой взгляд, в такой серьёзной профессии, как педагог, необходим опыт, причём разный. Его можно приобрести только со временем. Дирижёру также необходим музыкантский опыт. Трудно представить, что в восемнадцать лет человек встал к оркестру и руководит теми, кто отдал музыке не один десяток лет. Это психологически некомфортно. Что ты можешь дать людям, которые успели поработать со столькими мастерами?

С другой стороны, во многих творческих профессиях возрастные границы стёрты. Например, музыканту может быть пятнадцать лет, а он уже абсолютно сложившийся мастер. Вроде сорок-пятьдесят лет — не возраст сегодня, тем не менее исполнители на духовых инструментах уходят на пенсию до пятидесяти лет. Это связано с физиологией, затруднением дыхания, и тут трудно что-то поделать. Как и у балетных артистов. Но если со здоровьем всё в порядке, тот же духовик может работать долгие годы.

— Чаще всего карьера обычного человека — бухгалтера, сварщика, менеджера и т.д. — зависит от его усердия. Конечно, на карьерный успех влияют и наличие способностей, везение, знакомства. Насколько старание, работоспособность, усердие оказываются решающими в достижениях, скажем, музыканта? Или если у тебя нет выдающихся природных данных, то звёзд с неба ты никогда хватать не будешь, не станешь известным. Об этом часто говорит Николай ЦИСКАРИДЗЕ.

— К сожалению, Цискаридзе прав. Недаром в специальные учебные заведения есть отбор. Но считаю, что все дети талантливые, просто потом в силу обстоятельств их способности оказываются не раскрыты. Я играю на фортепиано с трёх лет. Если бы у меня не было никаких данных, то вряд ли что-то получилось. Чтобы ребёнок мог успешно заниматься музыкой, необходим целый комплекс природных данных: чувство ритма, слух и так далее. Да, какие-то чувства можно в себе развить, но далеко не всегда количество часов занятий переходит в качество.

Выдающихся музыкантов, танцовщиков, артистов не может быть много, это уникальные случаи. В рождении великого творца много слагаемых: данные от природы, труд, наставник, его величество случай, некий момент судьбы.

Я сейчас работаю в институте и занимаюсь проектом, связанным с подготовкой и аттестацией в том числе педагогических работников. Я вижу, как они работают с детьми с совершенно разным уровнем подготовки и порой добиваются поразительных результатов. Понятно, что не все станут мацуевыми, но кто-то займёт важную и нужную нишу, например, преподавателей музыкальных школ, без которых появление мацуевых невозможно. Это очень важно, когда люди хорошо выполняют работу на своём уровне.

— Споры о том, с какого возраста нужно готовить ребёнка к творческой профессии, возникают постоянно. Иногда дискуссии достигают государственного уровня. Я имею в виду вопрос о подготовке будущего пианиста, скрипача и так далее, которые вынуждены заниматься с юных лет. И как быть в данном случае со свободой выбора ребёнка и испорченным многочасовыми репетициями детством?

— В музыке чем раньше начал, тем лучше, пока кости мягкие, податливые… В нашем деле очень важна физиология. Ты никогда не станешь виртуозом, если начнёшь учиться играть на фортепиано в 18 лет, потому что скелет, рука, двигательные функции уже сформировались. И это уже не изменить даже бесконечными занятиями.

Понятно, что занятие ребёнка музыкой или балетом — это в первую очередь выбор родителей. В пять лет невозможно знать, чем ты хочешь заниматься в жизни, в этом возрасте ты хочешь играть в игрушки, и чтобы каждый твой день был приятным и лёгким. На данном этапе многое зависит от взрослых. Они должны определиться, чего хотят от сына или дочери. У меня, дочери музыкантов, получилось всё складно: не возникало вопросов, кем я стану. И, несмотря на занятие музыкой, детство тоже было. Но приемлем ли мой опыт для других, я не знаю.

Часто детей отдают в музыкальную, художественную или хореографическую школы для общего эстетического развития, а не для того, чтобы вырастить великого музыканта или художника. А бывает, что ребёнок, случайно записанный в музыкалку, обнаруживает огромный талант и со временем становится большим артистом. Тут трудно предугадать: кто-то понимает в семь лет, кем он станет, а кто-то не может определиться до пятидесяти.

Многое зависит от педагога. Именно он часто становится определяющим в судьбе ребёнка, особенно если родители не музыканты. С другой стороны, без родителей не обойтись. Они должны мотивировать на занятия, участие в конкурсах, а иногда и включиться в его график даже в ущерб своим интересам. Потому что в одиночку ребёнку с такой физической и психологической нагрузкой не справиться. Хотя я с семи лет давала сольные концерты, конкурсов в моей жизни было немного. Родители больше в этом плане занимались моим братом, который стал скрипачом и композитором.

— Конкурсы, которых сегодня огромное количество, что дают молодым музыкантам? Не становится ли постоянное участие сродни гладиаторству, когда идёт борьба ради борьбы и тут не до искусства?

— Естественно, не нужно участвовать во всём. Но конкурсы нужны музыканту. Они не просто мотивируют, закаляют, дисциплинируют, формируют характер, но и дают сценический опыт. Последний очень важен, потому что, играя только в классе, стать артистом невозможно. И если даже ты не станешь музыкантом, то опыт участия в конкурсах поможет тебе в жизни и в работе. Музыкант с детства знает, что такое испытание, дух соревновательности, система дедлайна — потому что такого-то числа концерт, где нужно играть произведение чисто и наизусть. И он будет работать на результат.

Вообще, значение занятий музыкой трудно переоценить. Да, в детстве это часто трудно, кажется ненужным. Понимание важности и нужности приходит через многие годы, даже если ты не профессиональный музыкант. Сейчас в институте есть общеразвивающий проект «Артлаб». Туда приходят взрослые люди, которые когда-то в детстве учились в музыкальной школе, но не дошли до конца, бросили. Сегодня они хотят продолжить занятия на скрипке, фортепиано и так далее.

— Случается, что молодые родители реализуют свои мечты в детях. А если у ребёнка нет особых данных, стоит ли его отдавать в ту же музыкалку?

— Если нет категорического отторжения, то почему бы и нет. Но тут нужно понимать, что наша система художественного образования (замечательная и по-прежнему лучшая в мире) создана для воспитания будущего профессионала, музыканта, для ребёнка, у которого есть определённые способности. Эта система всегда готовила крепких солистов и преподавателей.

У нас, к сожалению, нет специальных, облегчённых программ, созданных для детей, которые хотят учиться музыке, но природных данных у них не хватает. Мне кажется, что настало время для появления таких альтернативных программ, по которым могли бы учиться все желающие. Сегодня это актуально и востребовано. Об этом свидетельствует тот факт, что данное направление в художественном образовании активно осваивают, порой агрессивно, частные школы и мастерские. Люди, которые хотят заниматься творчеством, идут именно туда, потому что обычные школы их отторгают: там они не справятся с программой, никогда не сдадут, например, технический зачёт по специальности.

В своё время моя мама ушла из государственной системы и создала свою частную практику: к ней приходили заниматься на фортепиано люди от десяти до пятидесяти лет. Я об этом много думаю. Мне бы хотелось, чтобы такие курсы, программы были доступны многим.

Наша школа не готова, не желает заниматься дилетантами, но любительское искусство существует. До определённого момента я с ним не сталкивалась. Но когда я работала в Доме офицеров, то увидела, сколько людей с огромным удовольствием занимаются в любительских творческих объединениях. И это здорово. Потому что подобный интерес к искусству отвлекает людей от разных нехороших вещей: криминала, алкоголя, сомнительных увлечений. И дополнительное образование должно решать государственные вопросы: чтобы не было праздно шатающихся детей, подростков, ищущих приключений на улице. Человек, маленький или большой, должен быть занят, тогда у него не останется времени и сил на что-то дурное.

— Неслучайно в советское время были так популярны хоры, народные театры, куда после работы люди шли на репетицию.

— Тогда было много хорошего. И в наших силах это реанимировать. С одной стороны, старые фильмы, в которых показано, как после смены на заводе рабочие идут петь оперу Чайковского, сегодня воспринимаются как наивные и даже смешные. С другой — это приносило пользу обществу.

— Уйдём в противоположную сторону, профессиональную. Красноярск — огромный город, где есть прекрасные традиции художественного образования, которому уделяется большое внимание. Но нет специальной музыкальной школы, как, например, в том же Новосибирске. Получается, что музыкально одарённому ребёнку, особенно из района, либо нужно зарыть свой талант, либо собрать вещи и ехать учиться в другой регион, в Санкт-Петербург или Москву.

— То, что такая школа необходима, понятно всем. Я сама выпускница такой школы в Питере и хорошо понимаю, как важно одарённому ребёнку вовремя попасть в профессиональную среду. Институт искусств работает над этим вопросом. У нас много замечательных педагогов, которые могли бы там преподавать, есть и специальные программы. Но вопрос не решится, пока не будут соблюдены два условия. У школы должно быть здание в центре города, чтобы в шаговой доступности были культурные учреждения. И при школе должен быть интернат, чтобы талантливые дети со всего края могли в ней учиться. Самостоятельно решить эти вопросы, без поддержки, институт искусств не сможет.

Специальная музыкальная школа нужна не только и не столько одарённым детям, но и городу, краю. Ведь большинство выпускников потом поступят в красноярский Институт искусств, придут работать в оркестры города. В наших музыкальных коллективах сегодня ощущается нехватка кадров, особенно по некоторым инструментам. Понятно, что закрыть вакансии приезжими кадрами сегодня не удастся, выход – растить на месте самим. И это реально, в Красноярском крае много талантливых детей.

— Расскажите про проект «Творческие люди», которым вы занимаетесь.

— «Творческие люди» – это один из блоков национального проекта «Культура». Наш институт вошёл в федеральную программу по реализации этого проекта. Всего сегодня в России действует 18 таких центров непрерывного образования на базе образовательных учреждений, подведомственных министерству культуры РФ.

За 2021 год по всей стране в рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» повышение квалификации должны пройти 40 000 человек в 18 центрах. Красноярский центр в этом году планирует обучить 1900 человек со всей страны: заявки поступили из 49 регионов России — от Мурманска до Чукотки.

Центр непрерывного образования и повышения квалификации Сибирского института искусств предлагает курсы по 17 эксклюзивным программам, разработанным в вузе. Среди них: «Актуальные тенденции в области современного музыкознания», «Развитие творческого мышления художника-керамиста: от проектирования керамического объекта до его воплощения в материале», «Основы дизайна предметно-пространственной среды учреждений культуры», «Педагогические методики и практики преподавания современного танца» и др. Все курсы пока проходят дистанционно.

Центр проводит курсы повышения квалификации, поскольку каждые три года педагогические работники должны проходить аттестацию. Согласно квотам регионы подают заявки, выбирая те или иные направления. У нас есть программы, которые мы разработали сами и которые вошли в федеральный перечень. Я собираю заявки от субъектов РФ, а потом в определённые сроки мы обучаем людей. Курсы разные: музыкальные, художественные, музыковедческие. Нам приятно, что наши разработки оказались востребованы не только специалистами из регионов, но и из Санкт-Петербурга и Москвы. Сейчас у нас 17 курсов. Но мы в начале пути, думаю, что самая интересная работа ещё впереди. Проект «Творческие люди» рассчитан до 2030 года.

— Нет сожаления, что вы, выпускница Гнесинского института по классу фортепиано, сейчас не даёте концерты, а занимаетесь иными вещами, пусть и связанными с культурой и искусством?

— От концертной деятельности я отказалась, потому что у меня возникли проблемы с рукой, и я уже не могла выкладываться как исполнитель на все сто процентов. Для меня это неприемлемо. Я пробовала себя в организации концертов и поняла, что быть менеджером в области искусства — это интересно и перспективно. Несколько лет проработала в Красноярской филармонии начальником отдела менеджмента концертных программ, была директором Красноярского симфонического оркестра. Но потом судьба вновь сделала поворот, и сегодня я работаю в вузе. Я благодарна жизни за новый опыт и дело, которое мне очень нравится.


— Легко ли быть молодым сегодня?

— Легко. И интересно. Мне кажется, что на молодых людях, к которым я себя причисляю, сегодня есть некая ответственность. В том числе и перед старшим поколением, которое будет оценивать, правильно ли мы мыслим, поступаем. Времена, конечно, изменились, а вместе с ними и люди, в том числе молодёжь. Но с утверждением, что молодёжь сейчас хуже, не согласна. У каждого поколения свои сильные стороны.

Мы прожили год в режиме пандемии. Она, с одной стороны, обострила противоречия, с другой — ускорила процессы, например, работы в онлайн, дистанционного общения. Этот отрезок жизни показал, что возраст — понятие относительное. Были и люди в солидном возрасте, которые быстро приспособились к новым условиям, а некоторые молодые оказались не у дел. Всё зависит от личности.

Марина ЯБЛОНСКАЯ