Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2012

Урок истории

В продаже появились школьные дневники, внутренние страницы которых оформлены надписями о главных праздниках страны. Про 7 октября сказано, что страна «поздравляет Владимира ПУТИНА с 60-летием». Переплетение политики и истории в школах, споры о содержании новых учебников, попытки учителей заинтересовать старшеклассников тем, что было много веков назад, — всё это современная школьная история.

Наблюдения с последней парты

Красноярск, гимназия «Универс». Звонок прозвенел, но ученики по неведомой причине толкутся в коридоре. «Чего вы там стоите-то?», — непонимающе бросает учитель истории Елена Юрьевна ДОЛГОДВОРОВА. В классе начинается полусонное броуновское движение, неохотно выдвигаются стулья, достаются тетради.

В классном «партере» сидят правильного вида девочки, к которым учитель периодически обращается с вопросами, пытаясь разжечь у класса учебный азарт. Тема урока — «Портрет Ярослава Мудрого». Галёрка, состоящая из парней, притаилась и ушла в Интернет посредством смартфона. В воздухе, кажется, витает ученическое равнодушие ко всему. Елена Юрьевна тщательно повторяет формат «портрета царя», которому нужно будет следовать в части «С» на ЕГЭ: «направления деятельности выделить, характеристику дать, результаты указать».

— А я выделил только события...

— Артём, ну мы же с 10 класса стараемся готовиться к экзамену! Ты получишь 2 балла из 6. Настя, читай, какой у тебя получился портрет Ярослава.

В середине урока Елена Юрьевна раздаёт небольшой тест, который ученики должны решить. Не на оценку. Внутри просыпается паникующий школьник, когда листочек с вопросами протягивается и мне. Перед выпускным экзаменом мои стены были увешаны мет­рами исторических дат и имён, я гордилась своими 94 баллами. Но когда перед глазами вновь показались 1019-1054, 912-945, 879-912 — умственная база данных дала сбой. Стыдно. Путём изворотливых умозаключений и задействованных неисторических знаний были вычислены только годы правления княгини Ольги, Владимира Красное Солнышко и Владимира Мономаха. По поводу Игоря, Святослава, Олега мозг ответил: «Ответ на ваш запрос не найден». «Аня, ну как, справились?» — спрашивает у меня Елена Юрьевна. «Почти», — мямлю я и задвигаю свой листочек с ответами подальше.

Изучить, оценить, интерпретировать

Кабинет истории выглядит уютно: книги, плакаты с датами, соединённые вместе ученические столы — чтобы урок был своего рода командной работой, формировал пространство для дискуссии. Но за прошедшие два урока ни кроссворд по истории древней Руси, ни интересный разбор «Русской правды» Ярослава Мудрого не изменили сонливо-апатичного настроения старшеклассников.

— Елена Юрьевна, у вас здесь стоят всякие фильмы интересные по истории. Сегодня в школе можно давать много дополнительного материала — и фильмы, и документы…

— Фильмы и дополнительная литература нужны обязательно, но на уроках мы можем использовать лишь фрагменты, чтобы заинтересовать школьников; программа слишком сжата. Наша школа находится ещё в благоприятной ситуации, у нас для профильного класса 4 часа истории в неделю, а базовый уровень — всего 2 часа. Если в это время смотреть ещё и фильмы, разбирать художественную литературу, то на собственно историю времени не останется.

В старшей школе важны формы работы, связанные со становлением мышления школьников. Для того чтобы они могли понимать, обобщать, выделять категории и понятия, создавать поле для размышлений. К сожалению, мы не можем в течение трёх недель показывать «Звезду пленительного счастья», хотя, изучая декабристов, можно с помощью этого фильма почувствовать атмосферу того времени.

— А к истории у старшеклассников есть интерес?

— Интереса немного, и с каждым годом всё меньше, — грустно резюмирует Елена Юрьевна. — Я преподаю в профильной группе, и буквально пару лет назад у нас было таких групп две, по 20-25 человек в каждой; следовательно, из 100-120 старшеклассников 50 выбирали профильной историю. Сейчас таких учеников не больше 25… Мне кажется, интерес рождается из чтения, а читают тоже всё меньше.

— А насколько история в школьных учебниках должна быть беспристрастна? Вот в 2009-м большие споры вызвала записка на сайте «Просвещения» «О концепции курса истории 1900-1945 гг.», написанная под руководством Александра ДАНИЛОВА. В ней говорилось, что Сталин действовал правильно в конкретных исторических обстоятельствах …

— Да, я в курсе этой дискуссии. Думаю, она и ей подобные связаны с политическими изменениями в стране. Была большая акция при поддержке правительства — по переписыванию учебников и выработке новой концепции преподавания. Скандального учебника школы не увидели. Я всегда утверждаю, что история — это соединение различных интерпретаций, и мы должны детям давать возможность узнать разные точки зрения. Только столкновение мнений может нас приблизить к истине, потому что вариантов истории много, и мы не должны её обеднять.

По поводу роли Сталина я как преподаватель истории придерживаюсь абсолютно другой точки зрения. 30-е годы были преступлением против своих же граждан, репрессиям и жертвам нет оправдания. Одна точка зрения, навязываемая сверху, ура-патриотизм, недозволенность критиковать советскую власть — всё это абсолютно неправильно.

Понять, объяснить и оценить — три кита, на которых должно держаться общение преподавателя-историка и учеников. Понять через чтение, попытаться объяснить через аргументацию и факты и вывести личную оценку, в которую никто уже вмешиваться
не должен.

— А какой учебник истории сейчас хорош для старшей школы?

— Для нас, учителей, хороший учебник — нейтральный, потому что он работает только как справочный материал. С другой стороны, есть желание, надежда, чтобы учебник был совокупностью различных документальных материалов, показывающих разные исторические траектории. Например, в 2009-м была кампания против учебника ДОЛУЦКОГО «История России». Да, он был тенденциозен в другую сторону, чем концепция Данилова, но зато предоставлял документы, точки зрения, что давало возможность для дискуссии. А когда учебник советует: проведите дискуссию, напишите рецензию, но средств не даёт, это плохой учебник. Как бы мы ни критиковали европейские или американские школы, я точно понимаю, чем они хороши: они дают средства для выстраивания технологичных алгоритмов в изучении истории, возможность детям оценить, поработать с документальным фильмом, рекламой, карикатурой, памятником, текстом. Вот это главное в старшей школе, мне кажется. В младшей важна поддержка интереса к предмету, обращение к подробностям быта и культуры: что ели, как одевались. До высоких слов «цивилизация», «деспотия», «классовая борьба» ещё далеко.

— Мне кажется, учебники нужно очеловечивать и рассказывать не просто истории войн и царей, но и историю людей. Вот мы разбирали сегодня портрет Ярослава, как предлагает ЕГЭ. Но ведь от портрета, от личности там ничего не осталось! Голые факты.

— Конечно, история — это, прежде всего, истории людей. Но сегодня в школе больше рассматриваются её содержательные линии: историческое пространство, время, движение, память. Людей из истории, конечно, мы не исключаем. Но, наверное, сегодня это опять же должно входить во внеурочное время. В прошлом году я прочла книгу УЛИЦКОЙ «Зелёный шатёр», и меня поразила история преподавателя русского и литературы, который, вернувшись после войны, устраивал уроки на московских улочках, имея возможность переплести литературу с человеческим и историческим контекстом.

Да, историческая память как содержательная линия имеет под собой очень серьёзные основания, поворачивает историю в другой ракурс. Но мы должны помочь детям сдать выпускной экзамен… Есть формат, и дети должны его впитать. С одной стороны, это минус, с другой — плюс, потому что структурирование информации помогает выстраивать мозги. Это способ переработки материала.

— ЕГЭ до сих пор спорный формат экзамена, особенно по гуманитарным наукам. Я, например, сама готовилась к ЕГЭ, и это была дикая зубрёжка! Это не будет показателем глубокого знания. У меня его, честно, нет.

— Здесь палка о двух концах. Да, 70% — это зубрёжка, но остальные 30% — понимание истории. В последние годы в части «С» тестов появляются задания проблемного характера, где нужно аргументировать утверждение, понять причины, обосновать. Но всё же пока у нас на экзамене ученик — заложник памяти. Вот есть же другой формат — PISA — когда проявляются не просто знания, но компетентность: что ты читаешь и понимаешь, как применяешь знание.

Мы всё ещё идём за советской школой. А я не думаю, что советское образование было лучшим, как принято считать. В застойное время мы все выучились не благодаря, а вопреки. Содержательных преимуществ в советской школе, особенно у гуманитариев, не было. Именно в советской традиции главное для ученика — память, а не умение работать с информацией, умение её синтезировать и критически анализировать.

Сегодня мир сложен. Умение выбирать, просеивать информацию из общего потока — едва ли не самое важное в образовании.

— Многие учителя в блогах с удовольствием выкладывают «перлы» учеников. Вот, например: «При Иване Грозном впервые на Руси начались митинги протеста», «до коллективизации голодали поодиночке, после коллективизации голодали все вместе»… И смешно, и грустно.

— Да, таких ответов масса! — смеётся Елена Юрьевна. — Но если серьёзно, то из проверенных мною 160 работ только 5 были высокого качества. Хотя у нас в Красноярском крае, по сравнению с Россией, результаты по истории выше среднего уровня.

— Что думаете по поводу Года истории в России?

— Опять всё превращается в формальность. Да, его объявили, и что? Нам спускают сверху план мероприятий, а больших проектов, например, связанных с новыми концепциями преподавания на исторических факультетах и в педвузах, нет. Потому что не с учеников нужно начинать, а со студентов, которые приходят на истфаки. Понимаете, мы и в вузе — набираем, набираем, набираем материал, не понимая, как эти знания применять! И, конечно, нет учебников, которые бы предлагали новые траектории преподавания.

— Любопытно, что историю сегодня используют как маркетинговые и рекламные ходы, но это не способствует росту интереса к ней. Вот к 200-летию Бородинского сражения банки сделали рекламные баннеры с мужчинами в мундирах, кредиты под 12%...Но по результатам опроса фонда «Общественное мнение», каждый третий россиянин не знает, во время какой войны произошло Бородинское сражение.

— И всё же я вспоминаю удивительную рекламу банка «Империал», которая давала небольшие зарисовки, грамотные и с точки зрения истории. Суворов за столом у Екатерины в рождественский сочельник. «Что же вы не кушаете? — До первой звезды нельзя! — Звезду Александру Васильевичу!»…

Очень много зависит от средств массовой информации, и чем качественнее проекты, тем больший возникает интерес к историческому прошлому. Мне запомнился проект на 2-м канале об участниках Отечественной войны. Задача СМИ —формировать позитивный образ нашей истории.

Google в помощь

Библиотека СФУ. В читальном зале три стильные первокурсницы выполняют задание, похожее на составление бизнес-плана: определяют потенциального клиента, рассматривают опыт работы московских баров в качестве примера. Периодически девушки обращаются к Интернету. Внезапно одна из них спрашивает: «А кто такой Че Гевара?». Остальные пожимают плечами и снова погружаются в работу.

Не хочу занудствовать, но для нашего поколения это симптоматично: не знать ничего даже о тех исторических персонажах, которые давно стали принтами на футболках, героями интернет-мемов и прочего сетевого юмора. Симптоматично, что для ответа на свой же вопрос мы часто даже не заглядываем в Google, который зачастую под рукой.

Выкроив немного времени, Эдуард Григорьевич КОЛЕСНИК, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Гуманитарного института СФУ (у которого за плечами и опыт преподавания в обычной школе) рассказал о том, почему современные студенты скорее стремятся иметь хорошую машину и прикид, чем обрастать знаниями.

— Эдуард Григорьевич, современным студентам вообще интересна история?

— Студенты стали прагматичней, им нужен результат, они на него и работают. Хочешь получить «четвёрку» — подучишь чуть лучше, «пятёрку» — ещё немножко напряжёшь мозги. Знания сегодня интересуют мало. Даже со студентами-историками приходится работать, как заново: изучать терминологию, учить их связной речи, чего они часто не умеют, поскольку почти не читают.

— Почему же так?

— Опять же в эпоху нынешнего прагматизма людей интересует только то, что приносит реальный доход. Но современный человек, какой бы он диплом ни имел, вряд ли может считать себя культурным, если не знает историю своего Отечества. Я уж молчу про мировую историю, хотя рассматривать нашу историю в отрыве хотя бы от европейской — бессмысленно. Плюс молодые мало смотрят толковых передач, хотя «Культура» показывает много глубоких исторических программ. Интернет — вот главный источник информации для молодёжи, а ведь там полно исторических ошибок и легкомысленного материала!

— Как мотивировать современных молодых людей учить историю?

— Мотивировать должны условия жизни. Если человек будет понимать, что без настоящей образованности он будет представлять из себя ничто, он будет работать над собой, читать. Важно и автодело, и медицина, и история, и философия… Мне кажется, нужно вырабатывать новые критерии достойного человека в обществе. Чтобы крутым был не только тот, кто имеет дорогую машину и бизнес, но и много знающий.

А ещё главное — сомневаться. Потому что любая историческая концепция имеет право на существование. Преподаватель должен доносить это до учащихся и давать им возможность аргументировать свою позицию. В вузах многие преподаватели это делают, тогда и интерес к той или иной проблеме повышается. А в школах, как выясняется из бесед с первокурсниками, такой метод применяется крайне редко.

***

Сентябрь, воодушевлённо иду на свой спецкурс по фотографии для 10-классников. Тема сегодня — «История фотографии: зарождение изображения». Тащу новую огромную книжку Мишеля ФРИЗО, полную уникальных отпечатков и иллюстраций, богатую на культурологический материал. Это лучшее, что есть сегодня по истории фотографии. Из книги Кантена БАЖАКА оцифровала карикатуры, комиксы, негативы Льюиса КЭРРОЛА… Знаю, если начать урок с «в 1830-х во Франции ДАГЕР и НЬЕПС начали опыты…» — все уснут.

Но и мои находки помогают слабо. Первые ряды, когда я прошу обратить внимание на портрет Эдгара ПО, упорно смотрят на экраны смартфонов, галёрка возится, смеётся, успевает посидеть «В контакте» и найти неубедительную причину, чтобы побыстрее слинять с занятия...

…У молодых сегодня какая-то своя история: модная, мобильная и цифровая. И она им нравится гораздо больше, чем история Ярослава Мудрого и Эрнеста Че Гевары.

Анна ГРУЗДЕВА