Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2012

Иллюстрированная история

Картины на исторические сюжеты появились в живописи не сразу: изначально преобладали произведения на религиозную тематику, а в русской живописи — иконы с изображением святых.

Это понятно: историческая живопись предполагает художественное моделирование идеальной концепции социума, государства, в котором человек мог бы существовать гармонично (пусть даже через критическое переосмысление исторических сюжетов). А центральную роль в проектировании жизни человека государство начало выполнять, примерно, начиная с эпохи Возрождения — до этого почувствовать полноценность своего бытия человек мог только в религиозной системе.

Обычно исторические картины предполагают изображение важных событий прошлого, а также событий из мифологической и биб­лейской истории. Часто рациональные буквалисты пытаются искать в исторических картинах чёткое соответствие изображённого и реальных исторических событий, но делать это довольно бессмысленно (как пытаться осмыслить события голливудских фильмов в логике причинно-следственной связи), так как художники всегда предлагают собственную содержательную концепцию смысла происходящих в человеческой жизни событий, всего лишь пользуясь историческими сюжетами в качестве понятных всем историй.

Древняя Русь

Историческая русская живопись появляется позже, чем во всех других странах — в конце XVIII — начале XIX веков. Посему события из древнерусской истории на картинах живописцев мы можем увидеть только глазами художников последующих веков. Одним из основоположников русской исторической живописи был Антон Павлович ЛОСЕНКО. Практически впервые он обратился к сюжету национальной истории — сватовству русского князя Владимира к отказавшей ему дочери половецкого князя — Рогнеде. Пришлось Владимиру в прямом смысле завоевать руку и сердце своей будущей жены, пойдя вой­ной на её родственников.

Любопытно, что зачастую живописцы выбирают, казалось бы, незначительные моменты истории, показывая развитие государства через личную историю правителей.

Также одним из первых к русской национальной истории обратился Карл БРЮЛЛОВ в картине «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году», где визуализировано классическое русское сопротивление — и дети, и женщины, и миролюбивые по идее монахи и священники, схватив кто что смог (копья погибших воинов, например), вскочив на коней, помогают русским воинам, теснят польское войско, — как минимум, за пределы холста.

Сюжеты из древнерусской истории и в дальнейшем становились предметом живописи. Как, например, в эпоху русского модерна рубежа XIX-XX веков. С одной стороны, это была ностальгия по давним временам, с другой — обращение к жестоким и страшным событиям, которыми наполнена русская история. Скажем, Николай РЕРИХ свой «Поход князя Игоря» представил как действительно эпическое событие. Акцент сделан на знаменитом поэтическом моменте солнечного затмения, которое русское войско сразу интерпретировало как предвестие плохого финала, но проигнорировало предзнаменование.

Примерно в то же самое время Виктор ВАСНЕЦОВ создал лирическую картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами» в манере, которая стала ассоциироваться с фольк­лорно-сказочной стилистикой. Впоследствии картины этого мастера зачастую иллюстрировали учебники русской истории.

В целом, живопись зачастую обращается к древней и средневековой русской истории — Крещению Руси, периоду польской интервенции, правлению Ивана Грозного. Но художники выбирают в истории не только самые грандиозные события, а выискивают частные моменты в жизни великих людей, становящиеся причинами дальнейших грандиозных событий.

Новое время

Из истории XVIII-XIX веков особенной популярностью пользуется время правления Петра I.

В картине Николая ГЕ «Пётр I допрашивает Алексея Петровича в Петергофе» взвешивается, что более ценно — личная семейная жизнь или судьба государства? Подобными вопросами задавался и Илья РЕПИН в картине «Иван Грозный убивает своего сына». Но если в картине Репина убийство сына совершается явно в состоянии аффекта (перевёрнутый трон, сумасшедший взгляд), то Пётр I принимает решение выверенно, как в шахматной игре.

История простых людей и государства вновь оказывается на весах и на картине центрального в истории русской живописи художника исторической темы — Василия СУРИКОВА. На картине «Утро стрелецкой казни» государственный суд, представленный устойчивой стеной Кремля, противостоит жизни народа, которая взмывает к небу, обрубая главу центрального российского собора Покрова Богородицы на Красной площади.

Важнейшими событиями истории XIX века являются вой­на Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Но, как ни странно, живописных шедевров на эти исторические сюжеты не было создано. Зато опять возникает тема похода, которому посвящена одна из известнейших картин, созданная опять-таки В. Суриковым — «Переход Суворова через Альпы». Интересно, что вновь сюжетом для искусства является героическое, но не самое успешное с точки зрения военного прагматизма предприятие... Известно, что французские войска в Швейцарии не были разбиты — ради чего, собственно, и совершался невероятный по сложности переход. Как всегда искусство расставляет приоритеты: главное не достижение цели, а дерзость и оригинальность замысла.

В целом, во второй половине XIX века историческая картина становится крайне актуальным жанром, так как художники-передвижники полагали в качестве своей цели врачевание общественных проблем.

XX век

Этот век российской истории был весьма богат на значительные сюжеты — это и Гражданская война, и время строительства социализма-коммунизма, и Великая Отечественная война, и освоение целины, и прижившиеся в лексиконе «лихие девяностые». И художники, так или иначе, обращаются ко всем этим событиям. Хотя в самой истории искусства происходит множество изменений: например, появляется кинематограф и во многом освобождает живопись от необходимости опираться на реальность (то есть говорить о художественной интерпретации русской истории уже можно, рассматривая творчество режиссёра Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА, который обратился и к народному восстанию 1905 года, и к революции 1917, и к подвигу Александра Невского, и к истории правления Ивана Грозного).

Утверждение стиля «социалистический реализм» вновь возвращает русскую живопись от «Чёрного квадрата» к жизни. Так, в 1920-х годах появляются картины, посвящённые Гражданской войне. Например, «Оборона Петрограда» Александра ДАЙНЕКИ (cм. ниже), где в духе плакатной стилистики заглавное событие решено в философском ключе представления войны в целом как механического жернова, превращающего крепких и сильных людей в инвалидов, решительные лица — в тЕни. На картине Кузьмы ПЕТРОВА-ВОДКИНА «Смерть комиссара» также главным персонажем Гражданской войны является смерть.

А. Дайнеке принадлежит и одна из наиболее известных картин о Великой Отечественной войне — «Оборона Севастополя». Историческое событие вновь приобретает философскую интерпретацию в духе вечного противоборства чёрного и белого начал в жизни: русские воины сталкиваются с обезличенным немецким войском.

После угасания соцреализма исторические события становятся предметом постмодернистской игры. Нельзя в этом контексте не вспомнить основоположников соц-арта В. КОМАРА и А. МЕЛАМИДА, которые доводят до гротеска подразумевающееся ранее единство античной мифологии и коммунистической идеологии, как, например, на картине «Рождение социалистического реализма»: «рождение» происходит от поцелуя, подаренного музой Сталину.

Постмодернистская игра с традициями продолжается вплоть до современности и присутствует в длинной многосоставной картине Александра ВИНОГРАДОВА и Владимира ДУБОСАРСКОГО «Времена года русской живописи», составленной из множества шедевров: «Купания красного коня» К. Петрова-Водкина, «Охотников на привале» И. Репина и др. Здесь же Иван Грозный, убивающий своего сына, становится частью лиричного осеннего пейзажа. Картина входит в состав известной сегодня выставки «Родина», где многие произведения, так или иначе, продолжают развивать жанр исторической картины.

Масштабное полотно «Заседание Федерального собрания» С. КАЛИНИНА и Ф. БОГДАЛОВА опять-таки постмодернистски цитирует одно из

Фрагмент «Заседания Федерального собрания»

Фрагмент «Заседания Федерального собрания»

самых оригинальных произведений русской живописи — массовый политический портрет с изображением всех значимых лиц государства И. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения», определяя на места персонажей прошлого современных политических деятелей.

Живописная «фреска» «2007» Д. ВРУБЕЛЯ и В. ТИМОФЕЕВОЙ актуализирует проблему криминализации современного общества, а картина Дианы МАЧУЛИНОЙ «Двойная диверсия» объединяет стилистику американского экспрессионизма и советского реализма, превращая идеологическое противоборство двух государств в праздничный салют.

Так в начале XXI века мы наблюдаем возрождение исторической картины и активизацию интереса к художественной интерпретации исторических событий.

Александра СЕМЁНОВА