Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
октябрь / 2012

Даже если бyдет сеpдце из нейлона, мы наyчим беспокоиться его

Ровно полвека назад наша семья переехала из деревянного дома на Маркса, что во дворе кондитерской фабрики, в недавно построенный кирпичный дом на проспекте Мира. Бабушкины щи теперь вместо печки варились на электрической плите, а в комнате напротив серванта поместился чёрно-белый телевизор «Знамя».

60-е годы прошлого столетия стали временем глобальных перемен в повседневности почти каждой семьи. И красноярцы не отставали, а даже опережали других сибиряков в освоении городского образа жизни, считает Светлана РАФИКОВА, доцент Сибирского технологического университета и исследователь «живой истории».

— Светлана Анатольевна, бытовая жизнь людей никогда не изучалась в официальном курсе истории. Как вы пришли к этой теме?

— Я начала заниматься исследованием повседневности со студенчества, ещё в советское время, когда актуальными считались политические и классовые темы, бытописание же было чем-то второстепенным. Это совсем недавно «история снизу» стала одним из ведущих направлений научных исследований, даже фавориткой новой историографии.

Пришло понимание того, что исторический процесс — не только деятельность политиков и результат действия социально-экономических факторов, но и, прежде всего, — жизнь людей, которые трансформируют и адаптируют в своих повседневных практиках события «большой истории». И лишь когда мы узнаём, во что одевались люди, что они ели, как знакомились, работали, проводили свободное время, какие танцы танцевали, о чём думали — только тогда сможем сказать, что знаем свою историю.

— Зачастую и сейчас историю подвёрстывают под ту или иную политическую задачу…

— Да, к сожалению. И учебный процесс всё более формализуется. И что в итоге? Кто-то лучше стал знать историю? Отнюдь! Но мы же можем попытаться сохранить её как живой процесс! Одно дело, когда говоришь, что на фронтах Великой Отечественной погибло почти 27 миллионов человек. Это звучит абстрактно. Но когда человек на примере своей семьи понимает, как его родные выживали без кормильца, что многие дети так и не увидели своих отцов, — трагедия войны воспринимается совсем иначе.

Или когда «депортация» — просто термин в тестах, это не трогает душу. И совсем иначе насильственное переселение целых народов воспринимается, когда читаешь историю конкретной семьи: о ссылке 15-летней слепой девочки-сироты только за то, что она «немка Поволжья»…

— Какие стороны повседневной жизни сибиряков вы изучаете?

— В первую очередь само городское население региона (одиннадцати субъектов Сибири): численность, размещение, динамику. Во-вторых, условия жизни: доходы, расходы, питание, гардероб, интерьер, жилище. Но самая сложная часть работы — воссоздание образа жизни горожан, их ментальности, жизнедеятельности в различных сферах: трудовой, общественной, бытовой, культурной.

— А какое время изучаете? И почему?

— Эпоху шестидесятых. Это особый, даже революционный период. Стремительно развивалась урбанизация, менялся состав горожан. Только в Сибири за эти годы появилось 18 новых городов и 82 посёлка городского типа, численность городского населения возросла почти на четверть, резко повысился его образовательный и профессиональный уровень.

Кардинально изменилась среда обитания: массово строились хрущёвки, создавалась новая материально-вещная среда, внедрялась бытовая техника. Если в начале десятилетия холодильник и телевизор имели лишь единицы из ста городских семей, и типичны были походы в гости «на телевизор», то в конце 60-х — уже более половины.

Недаром это время назовут «бытовой революцией»! По сути, впервые появилось и понятие гардероба, произошёл настоящий переворот в мире моды, с его юбками мини, обтягивающими водолазками, женскими брюками, болоньей, нейлоном, одеждой из искусственного меха. Впервые столь значительно — вдвое! — увеличились доходы населения. Фактически в эти годы создаётся пенсионная система, служба быта. Но, самое важное — это особое поколение людей. Поколение СОЗИДАТЕЛЕЙ!

— Почему они были такими?

— Думаю, сыграла свою роль закалка: это же дети военных лет. У них было сложное детство, они не были разбалованы, умели работать и ценить каждую малость. Ещё были очень сильны в обществе патриотические настроения. «Раньше думай о Родине, а потом о себе» — эту строчку из песни многие мои информаторы, не сговариваясь, цитировали как свой жизненный девиз. Полёт Юрия ГАГАРИНА в космос вызвал всенародное ликование. И это была не показная радость! 12 апреля люди обнимались на улицах, пели, устраивали факельные шествия — это был всплеск гордости за страну, которая победила фашизм, восстановилась в невероятно сложных условиях, да ещё и «нос американцам утёрла», первой шагнув в космос. Люди искренне гордились тем, что продукция их завода, например, выставлена на ВДНХ. Было особое чувство причастности к делам своей страны. Когда я предлагаю своим респондентам сравнить жизнь «тогда и теперь», все признают, конечно, что современная городская среда гораздо комфортнее, технический прогресс шагнул далеко вперёд. Но при этом «что-то важное пропало». И это важное — из разряда НЕ материальных ценностей.

— Нынешнее поколение потребителей — это внуки тех, кто жил тогда. А как можно назвать детей «шестидесятников»? Циники, сомневающиеся?

— Да, в 70-е уже происходит коррозия ценностей, всё больше начинают превалировать материальные факторы, чувствуется фальшь. А в 60-е люди ехали из Москвы, Ленинграда, имея диплом о высшем образовании, и в роли обычных бетонщиков строили Красноярскую ГЭС. В кирзовых сапогах, с отбойным молотком, который и поднять-то трудно! Каторжный труд, но они добровольно шли на это, а по вечерам успевали песни петь и на танцплощадках заводить знакомства. И ещё людей 60-х отличало ощущение стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Вот пример: вдова с тремя детьми переезжает в Красноярск из Башкирии — и она знает, что не пропадёт, люди не дадут пропасть! И действительно, соседи принесли — кто табуретку, кто тарелки, на работу без проб­лем устроилась…

— Интересно всё же, как на фоне других сибирских городов выглядел в шестидесятые Красноярск?

— Тогдашний Красноярск —один из лидеров сибирской урбанизации. По численности жителей он был третьим в Сибири, после Омска и Новосибирска. На конец шестидесятых в нём проживало почти 650 тыс. человек. Хотя, по моим оценкам, ещё около 100 тыс. «красноярцев» фактически составляли жители засекреченных городов и посёлков края. Очень условными горожанами было и население приписанных к Красноярску окраинных посёлков.

Именно на красноярцах я апробировала свою «шкалу идентификации горожан».

Получился широкий спектр «образов жизни». Лишь четверть жителей краевого центра на конец периода можно считать сформировавшимися городскими жителями, а почти каждый десятый продолжал жить, как в деревне. Тем не менее, красноярцы демонстрировали «опережающий» для своего времени тип формирования городского образа жизни.

— Что тогда входило в понятие обеспеченной семьи?

— Как известно, сильного разрыва не было, материальные ценности вообще не играли большой роли в самоощущении, в положении в обществе. Символическими маркерами «обеспеченности» в то время можно считать среднемесячный доход на семью 200-300 руб., отдельное благоустроенное жильё, чёрно-белый телевизор, холодильник, стиральная машинка, добротное пальто с песцовым воротником, модные новинки в гардеробе, типа болоньевого плаща или туфель-лодочек на шпильке, мотоцикл. А вот автомобилей было очень мало, они оставались роскошью. Один из респондентов вспоминает, что на весь районный городок была всего одна легковушка, на которой вместо номеров было написано «личная машина».

— А кто тогда был нищим?

— В целом люди были не очень богаты, часто перехватывали по 3-5 рублей до зарплаты, но крайняя бедность встречалась нечасто, разве что там, где были пьющие в семье.

— Но пили ведь меньше, чем сейчас?

— Пьянство было и тогда, вытрезвители не оставались без работы. Статистика говорит, что Сибирь и Красноярск в частности были достаточно «пьющими» по сравнению с другими регионами и городами. Причём употребляли в основном крепкие напитки.

— А питались в 60-е красноярцы лучше? Уже появились очереди?

— Трудно сказать однозначно, лучше или нет. Вначале, в период освоения целины, была настоящая эйфория. Тогдашние студенты вспоминают, что в столовых хлеб лежал на столах бесплатно. Можно было купить суп за 3 копейки и чай за 1 копейку — и наесться. Но вскоре ситуация резко изменилась, вылилась в продовольственный кризис. Белый хлеб вообще пропал из продажи, а за серым (с существенными добавками гороховой и прочей муки) приходилось занимать очередь с ночи. Манка выдавалась только по справкам из детских поликлиник. Местами дошло до введения талонов. Кроме того, в 1962 году резко поднялись цены на продукцию животноводства, а в 1963 г. страна впервые за всю свою историю закупила зерно за границей.

Во второй половине 60-х ситуация смягчилась, но очереди не исчезли. С появлением холодильников люди начали делать запасы, покупать впрок.

Однако при всех сложностях продовольственного снабжения, во-первых, говоря языком респондентов, «всё было натуральное», а, во-вторых, обыватель всегда вырабатывал свои стратегии выживания.

Весомым подспорьем было то, что вырастили в личном подсобном хозяйстве, собрали в лесу, выловили в реке, привезли от деревенских родственников. Люди умудрялись проникать на закрытые предприятия и военные объекты, затаривались продуктами так, что унести не могли… Это и есть повседневная жизнь: население отвечало государству по-своему. Запретили держать скот — спрячем его в подполье.

— Мои бабушка и дедушка на Маркса держали корову, пришлось продать.

— С 1959 г. началось так называемое «малое раскулачивание», наступление на личные подсобные хозяйства. В том числе запретили держать скот в городах. Но не все послушались… Сводки в архивах сохранились: проверили столько-то дворов, в городе остались столько-то семей с коровами, хозяин — инвалид войны или вдова, но и этих, мол, обязуемся дожать.

— А духовная пища? В 60-е население города было культурным?

— Да, пожалуй. Тут были филармония, театры, люди активно посещали кино, ходили на танцы, в парки, где играли оркестры. Очень значимым для красноярцев местом отдыха и дружеского общения были Столбы. Как раз в то время появилась бардовская песня. Многое в организации досуга значила позиция трудового коллектива — люди организовывали коллективные походы в кино, театр, на природу. Значительное место в досуге занимала художественная самодеятельность. Вообще для поколения 60-х была очень высока значимость общественной жизни.

— Что для вас становится источником информации?

— Основной массив информации извлекается, конечно, из архивов. Но многие нюансы жизни обычных людей ускользают, оставаясь неуловимыми. Поэтому очень ценными являются другие источники: воспоминания, письма, фотографии, книги, фильмы, фольклор… Всё то, что позволяет взглянуть на жизнь обывателей «изнутри».

Хочется особо подчеркнуть, что исследователю недавнего прошлого представляется уникальная возможность создания (!) исторического источника. Например, в ходе реализации авторского проекта «Живая история: народные мемуары» собрано более пятисот воспоминаний сибиряков, и этот архив продолжает постоянно пополняться. В том числе — и фотоархив. Уникальность последнего в том, что впервые в истории фотография перестаёт быть постановочной, она отражает реальную жизнь. Человек запечатлён в живой обстановке, в своей среде, что создаёт богатейшее поле для визуализации эпохи. Увы, снимки стареют, люди забывают, кто на них изображён. Лет через 20-30 вообще ничего нельзя будет восстановить. И сегодня встречаются выброшенными целые альбомы, уже «не нужные» потомкам.

— Как бы всё это сохранить…

— Вопрос сохранения исторической памяти, «памяти сердца» очень важен. Это — наше нематериальное культурное наследие. Я даже написала письмо Президенту с предложением создать электронный архив «Живой истории». В частности, в связи с Годом российской истории в правительстве ведутся работы по созданию особого информационного портала. Возможно, проект «ЖИ» туда впишется. А ещё планирую собрать нечто вроде народной летописи «Красноярцы о времени и о себе»…

Татьяна АЛЁШИНА

Из народных мемуаров

Рассказывает Николай Иванович, 1953 г.р., Канск:
«В это время была мода на короткие узкие брюки, и мой старший брат Валерий решил сделать себе такие из костюма, который ему купили для школы. Он ушил их к низу как мог, укоротил и отгладил. Попробовал надеть — не получилось. Позвал меня, и мы вдвоём кое-как натянули на него эти брюки. Валера походил, посмотрел и остался очень доволен. Снимали брюки также вдвоём. Родители увидели «модернизированные» брюки, когда мы уже собрались в школу 1 сентября. Что-либо делать было поздно. Пришёл домой брат недовольный и распорол брюки. Сказал, что в школе одноклассники осмеяли его и спрашивали, почему он надел «галифе», а сапоги не надел. Дело в том, что по своей неопытности, он ушил брюки только от колен».

Вагон невест

Из интервью с Алексеем Емельяновичем МЕДВЕДЕМ, 1937 г.р., председателем Совета ветеранов «Красноярскгэсстроя»:

«В июле 1966 г. я получил «секретное» задание доставить на стройку невест! Парней-женихов было предостаточно, поскольку стройка требовала мужских специальностей, а сфера приложения женского труда была небольшой. Но строители — живые люди. Надо было создавать семьи, закреплять их на дивногорской земле. Поэтому начальник строительства БОЧКИН и сказал, что моё задание является секретным. Не просто работниц набрать, а видных НЕВЕСТ, а уж с отделом кадров как-нибудь справимся! Я молодой сам был, по своему вкусу и оценивал. Приходилось и отказывать, если видел, что не совсем подходящая для невесты. Вот таким образом и набрал я 171 девушку …»