Сайт СФУ
Сибирский форум. Интеллектуальный диалог
декабрь / 2016 г.

Пионеры Крайнего Севера

Музей, о необходимости которого долго говорили в Красноярске, начали, наконец, создавать. Его экспозиция будет посвящена первопроходцам, открывателям российского Севера.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

Как ни странно, красноярцы редко ассоциируют наш регион с Арктикой. А ведь Красноярский край и в давние, и в нынешние времена — это один из главных форпостов исследования, освоения и снабжения российского Крайнего Севера. Здесь в XVII веке в Енисейском остроге начинал сибирскую службу казак и будущий путешественник Семён ДЕЖНЁВ. В XVIII веке в том же Енисейске останавливались на отдых и пополняли припасы сначала участники Первой Камчатской экспедиции Витуса БЕРИНГА, а затем — сразу несколько отрядов Великой Северной экспедиции под общим руководством того же капитана-командора. Арктическое побережье нынешнего Красноярского края изучали такие легендарные первопроходцы как Харитон ЛАПТЕВ, Дмитрий ОВЦЫН, Василий ПРОНЧИЩЕВ, Семён ЧЕЛЮСКИН.

Следующие века — и снова на территории Красноярского края целая плеяда всемирно известных исследователей и покорителей Арктики, причём даже самых разных национальностей: Александр МИДДЕНДОРФ, Адольф Эрик НОРДЕНШЁЛЬД, Давид ШВАНЕНБЕРГ, Георгий СЕДОВ, Александр КОЛЧАК, Никифор БЕГИЧЕВ, Фритьоф НАНСЕН, Руаль АМУНДСЕН, Николай УРВАНЦЕВ… В это трудно поверить в век Интернета и «офисных хомячков», но какие-то 100 лет назад и даже меньше не где-нибудь, а в нашем Заполярье ещё продолжалась эпоха великих географических открытий. Это сегодня полёт из Красноярска в Норильск — обыденность для пилотов и пассажиров комфортабельных «Боингов», а каких-то 80 лет назад это был подвиг на грани возможностей человека и техники. Но по большому счёту, пытливым и отважным там и сейчас изучать — не переизучить, осваивать — не переосвоить…

Идея создания в Красноярске музея освоения Севера в воздухе витала давно. Импульсом для перехода к практическим шагам стал успешно реализованный проект Экспедиционного центра Русского географического общества по «вызволению» с Таймыра самолёта полярной авиации С-47, потерпевшего аварию в 1947 году. После реставрации он должен стать одним из первых крупных экспонатов будущего музея освоения Севера. Ещё один потенциальный музейный экспонат — флагман многих заполярных речных и морских экспедиций буксир «Красноярский рабочий». Круглый стол по вопросу создания музея освоения Севера Экспедиционный центр Русского географического общества (ЭЦ РГО) провёл совместно с СФУ в мае 2016 года, следующим шагом стала конференция в конце октября.

Где бросить якорь?

На конференции при обсуждении будущего музея сразу встал вопрос: с чего начать? С организационно-правовой формы? Ведь от этого зависят финансирование и приоритеты музея. Или с названия? Или с концепции? Или с места расположения?..

Первоначальная идея о базировании музея в заброшенном авиационном ангаре на Взлётке не получила развития по ряду причин. Это место посреди плотной жилой застройки «спального» микрорайона; ни места для парковки, ни удобных подъездов там нет.

Из альтернативных вариантов наиболее перспективным представляется остров Молокова, причём по целому ряду причин. Но о них чуть позже, а сначала о главном и единственном доводе «против», который озвучил заместитель начальника Главного управления МЧС России по Красноярскому краю Валерий ТЕРЕШКОВ: «Остров Молокова находится в зоне затопления, поэтому маловероятно, что строительство там разрешат. Когда мы выйдем из 11-летнего маловодного цикла, вполне возможно повторение 2006 года. Нужно это учитывать».

Здание гидробазы полярной авиации на восточной оконечности острова Молокова

Здание гидробазы полярной авиации на восточной оконечности острова Молокова

Но факты — упрямая вещь. Самое крупное на памяти ныне живущих красноярцев наводнение 1966 года полностью скрыло под водой остров Отдыха со строившимся Центральным стадионом, а сейчас там множество капитальных строений разного назначения. Остров же Молокова с авиамастерскими и жилым посёлком на нём тогда был затоплен лишь частично. С принятием в эксплуатацию Красноярской ГЭС, которая стала выполнять функцию регулятора водного режима Енисея, паводки в Красноярске практически прекратились.

Ну и, наконец, в 2014 году утверждён проект планировки и межевания территории «о. Отдыха — о. Молокова», разработанный институтом «Красноярскгражданпроект». Среди прочих объектов спортивно-рекреационного и общественного назначения там УЖЕ ПРЕДУСМОТРЕН музей освоения Севера со стационарным помещением и открытыми площадками.

На стыке маршрутов и судеб

А вообще, трудно в Красноярске найти место более подходящее музею освоения Севера, чем остров Молокова. Приведу некоторые широко известные и, наоборот, очевидные, но почему-то ранее не принимаемые в расчёт доводы.

Сам остров носит имя третьего Героя Советского Союза легендарного полярного лётчика Василия МОЛОКОВА.

На острове сохранилось здание гидробазы Красноярского отряда авиации Главсевморпути и остатки авиамастерских.

Территория острова позволяет разместить на нём такие крупногабаритные экспонаты музея, как самолёты и другую арктическую технику.

Здесь можно пришвартовать теплоход «Красноярский рабочий» и другие суда-экспонаты, когда такие появятся.

Напротив острова Молокова — территория бывшего авиаремонтного завода имени красноярца, полярного штурмана Григория ПОБЕЖИМОВА из экипажа самолёта Сигизмунда ЛЕВАНЕВСКОГО, пропавшего в 1937 году во время рекордного арктического перелёта. Позднее завод перепрофилировали и разделили на судостроительный и судоремонтный, и отсюда на Север стали не самолёты улетать, а уходить речные караваны. Прямое соседство музея с действующим судоремзаводом — стимул для сотрудничества и пополнения речной экспозиции.

Напротив будущего музея — храм-памятник жертвам ГУЛАГа.

Напротив будущего музея – храм-памятник жертвам ГУЛАГа.

Тут же недалеко — самый старый Злобинский район речного порта, откуда уходили на Север речные экспедиции. Даже если со временем эту территорию решат застроить, необходимо сохранить для истории «кусочек» причальной стенки с портовым краном (в Амстердаме такой кран превратили в элитный отель).

А ещё тут же в районе правобережного торгового центра — Свято-Никольский храм-памятник. Он стоит на месте пересыльного пункта НорильЛага, где заключённых грузили на баржи. Да, освоение Севера — это не только подвиги и фанфары, это и тысячи сгинувших там узников «архипелага ГУЛАГ».

На острове Молокова достаточно места для организации парковок. Согласно генплану, его «связь с материком» будет осуществляться не только через остров Отдыха, будет построен мост в микрорайон Южный Берег.

Патриотизм и прагматизм

В чём участники конференции были практически единогласны, так это в том, что главная функция музея освоения Севера – воспитание патриотизма. Но к патриотизму нельзя принудить, человек должен сам принять его в себе. И неподвижных безмолвных памятников, даже по-своему уникальных, для этого недостаточно.

— Я, может быть, резко немножко, но скажу от лица потенциального спонсора о том, что нам было бы интересно, — обратилась к собравшимся начальник PR-отдела компании «Полюс» Вера РАЗОРЁНОВА. — Нам нужна живая история. К сожалению, сегодня прийти и посмотреть на самолёт, выставленный на постаменте, или теплоход «Красноярский рабочий» на берегу или на воде никому не интересно. Интересно пройти квест «Почувствуй себя полярником», попасть в экспедицию с молодыми учёными, разжечь костёр вместе с геологами… Т.е. что-то такое живое.

С тем, что будущий музей должен давать возможность «почувствовать себя полярником», согласились все участники конференции. А это значит, например, что посетители должны иметь возможность спустить с борта «Красноярского рабочего» шлюпку и пройти на ней по Абаканской протоке. Помогут им в этом и заодно попрактикуются сами курсанты Красноярского института водного транспорта или ребята из Красноярского детского речного пароходства. Хотите полетать? Центр виртуальной авиации с тренажёром в кабине реально летавшего Ту-154, который сегодня базируется на окраине Зелёной Рощи, вполне может стать «резидентом» будущего музейного центра.

И самое главное — это встречное движение. Когда юные посетители музея пойдут учиться не только на юристов-экономистов-визажистов, но и на капитанов, пилотов, геологов, вот тогда, наверное, можно будет считать задачу культурного центра полярных первопроходцев выполненной.

Концепция будущего музея как раз в разработке. В мае 2017 года ожидается её представление руководству страны в штаб-квартире РГО в Москве.

НА ФОТО: здание гидробазы полярной авиации на восточной оконечности острова Молокова.

Андрей КУЗНЕЦОВ