Музей, о необходимости которого долго говорили в Красноярске, начали, наконец, создавать. Его экспозиция будет посвящена первопроходцам, открывателям российского Севера.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Как ни странно, красноярцы редко ассоциируют наш регион с Арктикой. А ведь Красноярский край и в давние, и в нынешние времена — это один из главных форпостов исследования, освоения и снабжения российского Крайнего Севера. Здесь в XVII веке в Енисейском остроге начинал сибирскую службу казак и будущий путешественник Семён ДЕЖНЁВ. В XVIII веке в том же Енисейске останавливались на отдых и пополняли припасы сначала участники Первой Камчатской экспедиции Витуса БЕРИНГА, а затем — сразу несколько отрядов Великой Северной экспедиции под общим руководством того же капитана-командора. Арктическое побережье нынешнего Красноярского края изучали такие легендарные первопроходцы как Харитон ЛАПТЕВ, Дмитрий ОВЦЫН, Василий ПРОНЧИЩЕВ, Семён ЧЕЛЮСКИН.
Следующие века — и снова на территории Красноярского края целая плеяда всемирно известных исследователей и покорителей Арктики, причём даже самых разных национальностей: Александр МИДДЕНДОРФ, Адольф Эрик НОРДЕНШЁЛЬД, Давид ШВАНЕНБЕРГ, Георгий СЕДОВ, Александр КОЛЧАК, Никифор БЕГИЧЕВ, Фритьоф НАНСЕН, Руаль АМУНДСЕН, Николай УРВАНЦЕВ… В это трудно поверить в век Интернета и «офисных хомячков», но какие-то 100 лет назад и даже меньше не где-нибудь, а в нашем Заполярье ещё продолжалась эпоха великих географических открытий. Это сегодня полёт из Красноярска в Норильск — обыденность для пилотов и пассажиров комфортабельных «Боингов», а каких-то 80 лет назад это был подвиг на грани возможностей человека и техники. Но по большому счёту, пытливым и отважным там и сейчас изучать — не переизучить, осваивать — не переосвоить…
Идея создания в Красноярске музея освоения Севера в воздухе витала давно. Импульсом для перехода к практическим шагам стал успешно реализованный проект Экспедиционного центра Русского географического общества по «вызволению» с Таймыра самолёта полярной авиации С-47, потерпевшего аварию в 1947 году. После реставрации он должен стать одним из первых крупных экспонатов будущего музея освоения Севера. Ещё один потенциальный музейный экспонат — флагман многих заполярных речных и морских экспедиций буксир «Красноярский рабочий». Круглый стол по вопросу создания музея освоения Севера Экспедиционный центр Русского географического общества (ЭЦ РГО) провёл совместно с СФУ в мае 2016 года, следующим шагом стала конференция в конце октября.
Где бросить якорь?
На конференции при обсуждении будущего музея сразу встал вопрос: с чего начать? С организационно-правовой формы? Ведь от этого зависят финансирование и приоритеты музея. Или с названия? Или с концепции? Или с места расположения?..
Первоначальная идея о базировании музея в заброшенном авиационном ангаре на Взлётке не получила развития по ряду причин. Это место посреди плотной жилой застройки «спального» микрорайона; ни места для парковки, ни удобных подъездов там нет.
Из альтернативных вариантов наиболее перспективным представляется остров Молокова, причём по целому ряду причин. Но о них чуть позже, а сначала о главном и единственном доводе «против», который озвучил заместитель начальника Главного управления МЧС России по Красноярскому краю Валерий ТЕРЕШКОВ: «Остров Молокова находится в зоне затопления, поэтому маловероятно, что строительство там разрешат. Когда мы выйдем из 11-летнего маловодного цикла, вполне возможно повторение 2006 года. Нужно это учитывать».
Здание гидробазы полярной авиации на восточной оконечности острова Молокова
Но факты — упрямая вещь. Самое крупное на памяти ныне живущих красноярцев наводнение 1966 года полностью скрыло под водой остров Отдыха со строившимся Центральным стадионом, а сейчас там множество капитальных строений разного назначения. Остров же Молокова с авиамастерскими и жилым посёлком на нём тогда был затоплен лишь частично. С принятием в эксплуатацию Красноярской ГЭС, которая стала выполнять функцию регулятора водного режима Енисея, паводки в Красноярске практически прекратились.
Ну и, наконец, в 2014 году утверждён проект планировки и межевания территории «о. Отдыха — о. Молокова», разработанный институтом «Красноярскгражданпроект». Среди прочих объектов спортивно-рекреационного и общественного назначения там УЖЕ ПРЕДУСМОТРЕН музей освоения Севера со стационарным помещением и открытыми площадками.
На стыке маршрутов и судеб
А вообще, трудно в Красноярске найти место более подходящее музею освоения Севера, чем остров Молокова. Приведу некоторые широко известные и, наоборот, очевидные, но почему-то ранее не принимаемые в расчёт доводы.
Сам остров носит имя третьего Героя Советского Союза легендарного полярного лётчика Василия МОЛОКОВА.
На острове сохранилось здание гидробазы Красноярского отряда авиации Главсевморпути и остатки авиамастерских.
Территория острова позволяет разместить на нём такие крупногабаритные экспонаты музея, как самолёты и другую арктическую технику.
Здесь можно пришвартовать теплоход «Красноярский рабочий» и другие суда-экспонаты, когда такие появятся.
Напротив острова Молокова — территория бывшего авиаремонтного завода имени красноярца, полярного штурмана Григория ПОБЕЖИМОВА из экипажа самолёта Сигизмунда ЛЕВАНЕВСКОГО, пропавшего в 1937 году во время рекордного арктического перелёта. Позднее завод перепрофилировали и разделили на судостроительный и судоремонтный, и отсюда на Север стали не самолёты улетать, а уходить речные караваны. Прямое соседство музея с действующим судоремзаводом — стимул для сотрудничества и пополнения речной экспозиции.
Напротив будущего музея – храм-памятник жертвам ГУЛАГа.
Тут же недалеко — самый старый Злобинский район речного порта, откуда уходили на Север речные экспедиции. Даже если со временем эту территорию решат застроить, необходимо сохранить для истории «кусочек» причальной стенки с портовым краном (в Амстердаме такой кран превратили в элитный отель).
А ещё тут же в районе правобережного торгового центра — Свято-Никольский храм-памятник. Он стоит на месте пересыльного пункта НорильЛага, где заключённых грузили на баржи. Да, освоение Севера — это не только подвиги и фанфары, это и тысячи сгинувших там узников «архипелага ГУЛАГ».
На острове Молокова достаточно места для организации парковок. Согласно генплану, его «связь с материком» будет осуществляться не только через остров Отдыха, будет построен мост в микрорайон Южный Берег.
Патриотизм и прагматизм
В чём участники конференции были практически единогласны, так это в том, что главная функция музея освоения Севера – воспитание патриотизма. Но к патриотизму нельзя принудить, человек должен сам принять его в себе. И неподвижных безмолвных памятников, даже по-своему уникальных, для этого недостаточно.
— Я, может быть, резко немножко, но скажу от лица потенциального спонсора о том, что нам было бы интересно, — обратилась к собравшимся начальник PR-отдела компании «Полюс» Вера РАЗОРЁНОВА. — Нам нужна живая история. К сожалению, сегодня прийти и посмотреть на самолёт, выставленный на постаменте, или теплоход «Красноярский рабочий» на берегу или на воде никому не интересно. Интересно пройти квест «Почувствуй себя полярником», попасть в экспедицию с молодыми учёными, разжечь костёр вместе с геологами… Т.е. что-то такое живое.
С тем, что будущий музей должен давать возможность «почувствовать себя полярником», согласились все участники конференции. А это значит, например, что посетители должны иметь возможность спустить с борта «Красноярского рабочего» шлюпку и пройти на ней по Абаканской протоке. Помогут им в этом и заодно попрактикуются сами курсанты Красноярского института водного транспорта или ребята из Красноярского детского речного пароходства. Хотите полетать? Центр виртуальной авиации с тренажёром в кабине реально летавшего Ту-154, который сегодня базируется на окраине Зелёной Рощи, вполне может стать «резидентом» будущего музейного центра.
И самое главное — это встречное движение. Когда юные посетители музея пойдут учиться не только на юристов-экономистов-визажистов, но и на капитанов, пилотов, геологов, вот тогда, наверное, можно будет считать задачу культурного центра полярных первопроходцев выполненной.
Концепция будущего музея как раз в разработке. В мае 2017 года ожидается её представление руководству страны в штаб-квартире РГО в Москве.
НА ФОТО: здание гидробазы полярной авиации на восточной оконечности острова Молокова.
Андрей КУЗНЕЦОВ