Именно такие ответы, без исключения, мы получили, устроив небольшой опрос среди шестиклассников одной из красноярских школ. Обычно право на компетентное мнение мы отводим взрослым, но ведь дети тоже в своём роде эксперты, да ещё и практикующие каждый день. По крайней мере, они вполне могут сказать, насколько правы мы, родители — в том, что их наказываем, как наказываем и за что.
Но наши дети оказались большими конформистами. Хотя, возможно, шестиклассники ещё просто не достигли подросткового возраста критиков и нигилистов, готовых предъявлять счёт взрослым. Пока они даже не ведут этот счёт, всё обнуляют — обиды, несправедливости, непонимание. И всё же — в каком случае мы бываем недовольны своими детьми и что предпринимаем, решая проблему?
За что?
Артём: «Мои родители бывают мной недовольны, когда я не выполняю домашние обязанности. Мне мама говорит прибрать дома или помыть посуду и обижается, когда я это не выполняю».
Степан: «Чаще всего родители недовольны мной, когда я обманываю. Один раз, когда выставили четвертные оценки, я написал их стирающейся ручкой. Естественно, после того как учитель расписался, я немного исправил. Но так как руки у меня не из того места, я слишком слабо их стёр. За это родители отключили мне wi-fi, я долго не пользовался Интернетом и не гулял с друзьями. Также мне запретили ездить на тренировки».
Владимир: «Чаще всего родители бывают недовольны моими оценками, поведением, но чтобы они очень сильно разозлились — это я не знаю, что я должен сделать. Когда родители были в моём возрасте, у них были любимые предметы. И я стараюсь по этим предметам получить хорошие оценки, чтобы родители меньше огорчались».
Марк: «Когда не выполняю заданий, родители, конечно, недовольны. Например, не помыл посуду, не пропылесосил, не помыл полы, сушку с вещами не разобрал. Иногда родители правы, потому что я забыл или не хочу что-то делать. Но иногда неправы, потому что я просто не успеваю, три дела сделал, а надо было четыре, и они недовольны просто так…»
Александра: «Я однажды пошла на олимпиаду и забыла предупредить родителей, а телефон отключила. Дома мне очень досталось от папы, а от мамы не очень».
Полина: «Мои родители мной недовольны, когда я не откликаюсь на зов. Допустим, мама зовёт меня ужинать, а я продолжаю благополучно слушать музыку. Я считаю, что родители неправы, ведь можно понять, что я не слышу, подойти и сказать мне вблизи».
Роман: «Я однажды пошёл гулять и пришёл с сотрудниками ДПС, потому что перешёл дорогу не по светофору… Родители обычно правы на 80 процентов, а на 20 правы дети. Хотя большая часть подростков считает, что правы всегда они».
Лиза: «Мои родители бывают недовольны тем, как я учусь, чем увлекаюсь, или им не нравится беспорядок в моей комнате, хотя правы они только отчасти — порой у меня не бывает достаточно времени, чтобы хорошо выучить уроки или убрать в комнате. Ещё им не нравятся мои постоянные драки с братом, тогда нам обоим попадает».
Марк: «Если я старался получить 4, а получил 3, родители бывают недовольны. Считаю, что они правы, ведь я должен добиваться лучшего, а не худшего».
Алёна: «Иногда я не хочу идти на какие-то дополнительные занятия. Я хожу в спортивную секцию, но у меня стал пропадать интерес. Я говорю родителям, что не хочу идти на тренировку, но они говорят, что спорт полезен для здоровья, и так как я ещё выступаю на сцене, то должна быть стройной. Я и сама это понимаю».
Лера: «Родители часто мной недовольны — из-за оценок, из-за того, что я ем то, что мне нельзя, или что ленюсь. Но меня не наказывают».
Сергей: «Меня ругают за мою невнимательность и иногда — за равнодушное отношение к какому-то не интересному мне делу или занятию. Сначала я обижаюсь, но потом понимаю, что родители правы. Мама говорит иногда, что жалеет, что в некоторых случаях не настояла на своём».
Аня: «Чаще всего мама недовольна, когда я не убираю в комнате и когда плачу по «пустяку». Допустим, один раз я увидела в своей комнате жука и выбежала со слезами, а когда мама вошла, она его не нашла и меня ругала».
Мария: «Когда родители недовольны, я считаю, они правы, ведь они должны воспитать ребёнка честным, добрым, отзывчивым и дать ему понять, чего делать не надо».
Даниил: «Родители недовольны мной, когда я получаю замечание за плохое поведение или двойку за контрольную работу. Они меня ругают и правы, конечно. Наказывают меня так: говорят — иди в комнату и сиди до вечера. От этого мне некомфортно и уныло».
Денис: «Родители недовольны, когда я не записываю уроки. Они правы, ведь я всегда ленюсь это делать. Наказывают меня тем, что я должен садиться и читать книги, много книг».
Как видим, причины родительского недовольства не оригинальны: плохие оценки, неаккуратность, непослушание. Может быть, мысль о том, что не только у нас такие проблемы, немного сгладит градус нашего недовольства собственными детьми? Тем более, как видим, они и сами с нами согласны в оценке, что хорошо, что плохо. Но как же без наказания? И оно следует.
Преступление и наказание
Владимир: «Наказывают в основном не давая посмотреть телевизор. Но если сильно провинился, могут запретить всё. Но до этого я стараюсь не доводить. Иногда я обижаюсь, но чаще и сам понимаю, что бесцельно трачу время, играя в гаджеты».
Полина: «Меня редко наказывают, но если это всё же происходит, то мама перестаёт со мной разговаривать и не обращает внимания на мои действия. Я начинаю чувствовать себя неуютно, испытывать стыд и через некоторое время иду извиняться».
Роман: «Меня обычно наказывают, не пуская на улицу, а если сильно провинился, могут слегка и дать ремешком. Я тогда прошу у мамы прощения, а мама прощает, потому что она меня любит».
Лиза: «Я уже привыкла к наказаниям, точнее, оно длится уже 5 лет: у меня постоянно под запретом компьютер, телефон и телевизор. Ещё у меня могут забрать книгу только потому, что она «бессмысленная», а я её постоянно читаю. Конечно, я делаю выводы, чтобы исправиться: пытаюсь не рассусоливать и делать всё гораздо быстрее, не отвлекаться на любимую книгу и меньше ссориться с братом».
Сергей: «Меня наказывают тем, что ограничивают доступ к источнику проблемы. Допустим, я не успел сделать домашнее задание, потому что засмотрелся в телевизор, и его забирают у меня на некоторый срок».
Аня: «Обычно меня наказывают, забирая планшет — это когда я не делаю уроки. Я чувствую себя виноватой и очень плохим ребёнком, но это спустя время, а вначале я зла. Потом сажусь за уроки и исправляюсь».
Сергей: «Меня не наказывают. В детстве меня поставили в угол за то, что я разбил вазу, но это было раз в жизни».
Женя: «Когда я провинюсь, меня обычно чего-то лишают, к примеру, прогулки с друзьями. В такие моменты мне бывает очень обидно, но я понимаю, что это моя провинность, и ответственен за это я».
Кирилл: «Меня каждый раз наказывают по-разному, но чаще всего заставляют делать непосильное, лишают любимого».
Степан: «Я пришёл домой и сразу сел за компьютер, а должен был начать делать уроки, и они на меня наорали, грубо говоря. Да, они правы».
Алёна: «Обычно меня не наказывают, но когда я делаю какой-то очень плохой поступок, мама повышает голос, и чаще она сама бывает очень расстроена. Например, одно время я не делала домашние задания по английскому, их накопилось много. Когда мама это узнала, она заставила меня сделать всё, и мне пришлось очень долго за ними сидеть».
Артём: «Когда плохая оценка, мне бывает грустно и не хочется идти домой. Я получил по русскому языку «два» за диктант, мне сразу не хочется идти домой, потому что меня сразу будут ругать. Я бы хотел, чтоб родители объяснили мне, как выучить правила; когда родители мне помогают, я сразу всё исправляю».
Для современных родителей ремень по большей части устарел, но само наказание — нет. Увы, часто это единственный способ добиться от ребёнка, чтобы он делал то, что должен. При этом мы рискуем утратить взаимопонимание, а ведь совсем скоро эти самые, пока почти безоговорочно признающие нашу правоту дети вступят в переходный возраст и, возможно, перестанут нас слушать вовсе.
Карина: «Я не прибираю в своей комнате, не помогаю родителям и трачу всё своё свободное время на телефон и ноутбук. Моим родителям не нравится, что всё время меня приходится долго просить о чём-то. Думаю, они правы, ведь я действительно ничего не хочу делать. Обычно меня не наказывают, т.к. мои родители понимают, что после понесённого мной наказания ничего не изменится. Я не делаю никаких выводов».
Жди, устроим праздник
Да, часто у нас нет времени на помощь своим детям с уроками, на вникание в их проблемы, на формирование полезных привычек, на выстраивание распорядка дня. Но ведь мы живём для них, всё для них делаем! По крайней мере, обещаем ребёнку, что за длинными месяцами порой неинтересных ему занятий и довольно сложных обязанностей его ждёт заслуженный праздник. Мы задали детям ещё один вопрос: какие праздники есть в их семье и в какой степени ребёнок в них участвует.
Артём: «Лучший праздник Новый год. Мы уезжаем в деревню на Север, в Туруханский район. Там я могу покататься с друзьями на снегоходах, а в прошлом году мне дедушка дал свою машину!».
Степан: «На Новый год мы объезжаем всех наших родственников, дарим им подарки. А ещё мы с друзьями ездим в этот день в баню ко мне на дачу. Домой возвращаемся часов в 19-00. А вечером собираемся в зале за столом, смотрим обращение В.В. Путина».
Лиза: «Если семья готовится к какому-то празднику, я тут как тут на кухне. Но иногда я могу сильно напортачить, и меня с кухни выгоняют. Чтобы праздник стал сюрпризом, мне вообще лучше не участвовать, а то я обязательно открою секрет брату. Но иногда я и сама могу приготовить сюрприз».
Карина: «Обычно в нашей семье не бывает каких-либо больших праздников. А я бы и не хотела участвовать в их подготовке, т.к. мне не нравится работать с коллективом, мне лучше сделать самой (или не сделать). Я знаю, что к предложенной мною идее никто серьёзно не отнесётся, это ещё одна причина ни в чём не участвовать».
Кирилл: «Я не очень люблю участвовать в подготовке праздников, но ёлку ставлю я».
Сергей: «Самый большой праздник для меня, когда мы собираемся вместе всей семьёй. И лучше, когда я тоже участвую в подготовке события, потому что мне нравится эта счастливая суета».
Полина: «Самый большой праздник у нас — Новый год. Мы украшаем ёлку, квартиру. Под вечер каждый потихоньку подкладывает свой сокровенный подарок. Совсем поздно мы собираемся у накрытого стола. Чего там только нет! А в полночь все открывают подарки и радуются. Я люблю свою семью!».
Редакция СФ благодарит за помощь учителя гимназии № 32 Наталью Валентиновну СЕМЁНОВУ и заместителя директора по учебно-воспитательной работе Иннессу Станиславовну СНОПКО.